Организация проектной деятельности дошкольников
Вода – это жизнь, красота, здоровье
Бутельга Елена Александровна
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста(5-6лет), воспитатели, родители.
Тип проекта: краткосрочный, информационно-исследовательский.
Сроки реализации: две недели
Основание для разработки:
Вода играет огромную роль в жизни человека. К сожалению, многие считают водные ресурсы неисчерпаемыми. Важно научить детей бережно и экономно относиться к воде. Сформировать у детей убеждение, что красота и творения природы бесценны, и поэтому их необходимо бережно охранять.
Цель проекта:
Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу.
Задачи проекта:
- Способствовать формированию представлений о воде, как среде обитания растений, животных, человека.
- Дать представление о процессе перехода воды из одного агрегатного состояния в другое (пар-вода-лед).
- Развивать познавательные, творческие способности.
- Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к воде, экологическое сознание.
- Развивать речь, усложняя формы речевого общения – монолог, вопросно-ответные диалоги, коллективное обсуждение.
Этапы реализации проекта:
1 Этап.
Организационный:
Уточнить знания детей о воде: ее свойствах и состояниях, о ее значении в жизни человека, животных, растений. Об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятия по предотвращению загрязнения воды.
Рекомендации родителям о правилах поведения в природе, на воде.
Совместная деятельность педагога с детьми, родителей с детьми (рисование напоминающих знаков: «Не бросай мусор в воду!», «Не рви водные растения!», «Не бросай стекло в воду!»)
Создание наглядных пособий, подбор материала для занятий.
2. Этап.
Теоритический:
Изучение и подбор педагогической и справочной литературы, иллюстративного материала в соответствии с темой проекта и с учетом возрастных особенностей детей, разработка проекта.
3. Этап.
Практический:
Расширение представлений о воде, как среде обитания растений, животных, человека. Воспитание экологической культуры, любви и бережного отношения к природе, воде. Закрепление полученных знаний.
- Беседа «Вода – источник жизни».
- Беседа «Правила поведения на воде».
- Рассматривание глобуса, карты мира.
- Чтение сказки «Дождик» Т. Крюковой.
- Загадки о воде.
- Прослушивание и разучивание песенок о воде, дожде.
- Рисование «Вода, вода – кругом вода».
- Лепка «Снежинка».
- Конструирование из природного материала «Кораблик» - для игр с водой на прогулке.
- Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в подводное царство».
- Подвижные игры «Ручеек», «Мы-капельки».
- Обучающая игра «Царица – водица».
- Наблюдение за осадками.
- Прослушивание аудиозаписи «Звуки природы».
4. Этап.
Заключительный:
- Организация выставки рисунков, поделок, сделанные детьми.
- Оформление стенгазеты по теме проекта.
- Проведение опытов по фильтрованию воды.
Конкретные ожидаемые результаты:
- Дети имеют представления о воде, ее состоянии, свойствах. Знают о значение воды в жизни человека и всего живого на Земле, о необходимости беречь воду, а это значит, беречь жизнь, здоровье и красоту окружающей природы.
- Формирование у детей бережного, созидательного отношения к миру.
- Развитие у детей творческих способностей, инициативы, фантазии.
- Умение работать в группе, договариваться, доводить работу до конца.
- Участие родителей и детей.
СКАЗКА «ДОЖДИК» Т. КРЮКОВОЙ
Жил-был дождик. Косматый, длинноволосый дождь. Если он сердился, холодные пряди его мокрых волос хлестали людей по лицам, по глазам. До слез. Но люди не обижались, потому что когда дождик был в хорошем настроении, его мягкие, шелковистые волосы ласково касались ваших щек, рук, глаз, что-то шептали. И все-таки дождь был косматым и длинноволосым. И ему это надоело. .
- Постригусь,- решил дождик.- Не я первый, не я последний. Отправился к парикмахеру. А парикмахером, конечно, месяц-серп работал.
- Тебя как стричь?- спрашивает месяц.- Покороче или умеренно?
- Давай покороче. Постепенно отращу, если не понравится,- решил дождь.
Отрезал месяц-серп волосы дождика.
Вернулся стриженый дождик в свой город. Пока он бегал к месяцу, ничего хорошего в городе не случилось. Наоборот. Листья на деревьях потускнели, привяли. Цветы на клумбах лепестки опустили - вянут. Люди ходят серые, пыльные, вялые. Засыхают люди. Разволновался дождик.
- Сейчас,- говорит,- сейчас я вас всех быстренько полью, вам легче станет. Оживете сразу.
Люди, цветы, листья обрадовались. Ждут. Смеются. Дождь торопится, распустил волосы-струи, поливает.
- Ну же!- кричат люди.
- Жарко...- плачут цветы.
- Сохнем,- шелестят листья.
- Да что вы,- не понимает дождь.- Я же поливаю. Бьют короткие струи-волосы, но не достают даже до крыши самых высоких домов.
Сухо, все суше на земле. В пыль рассыпаются цветы, шуршат почти
мертвые листья, молчат потерявшие веру люди.
- Да что же вы сохнете!- не понимает, сердится дождь.- Я же поливаю.
Старается, трясет короткими волосами. Не долетают подстриженные струи до сухой земли.
И тут только понял дождь, что он наделал. Понял, что, пока будут отрастать струи, погибнут цветы, листья, люди...
- Глупый я, беззаботный я,- плакал дождь. Плакал, плакал, плакал... И слезы его упали на землю. Поток слез. И встали цветы - ожили! И весело зашелестели листья - ожили! И вздохнули легко люди - ожили! А дождику долго еще плакать - пока-то отрастут его волосы-струи.
Загадки:
Тип проекта: краткосрочный, информационно-исследовательский.
Сроки реализации: две недели
Основание для разработки:
Вода играет огромную роль в жизни человека. К сожалению, многие считают водные ресурсы неисчерпаемыми. Важно научить детей бережно и экономно относиться к воде. Сформировать у детей убеждение, что красота и творения природы бесценны, и поэтому их необходимо бережно охранять.
Цель проекта:
Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу.
Задачи проекта:
- Способствовать формированию представлений о воде, как среде обитания растений, животных, человека.
- Дать представление о процессе перехода воды из одного агрегатного состояния в другое (пар-вода-лед).
- Развивать познавательные, творческие способности.
- Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к воде, экологическое сознание.
- Развивать речь, усложняя формы речевого общения – монолог, вопросно-ответные диалоги, коллективное обсуждение.
Этапы реализации проекта:
1 Этап.
Организационный:
Уточнить знания детей о воде: ее свойствах и состояниях, о ее значении в жизни человека, животных, растений. Об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятия по предотвращению загрязнения воды.
Рекомендации родителям о правилах поведения в природе, на воде.
Совместная деятельность педагога с детьми, родителей с детьми (рисование напоминающих знаков: «Не бросай мусор в воду!», «Не рви водные растения!», «Не бросай стекло в воду!»)
Создание наглядных пособий, подбор материала для занятий.
2. Этап.
Теоритический:
Изучение и подбор педагогической и справочной литературы, иллюстративного материала в соответствии с темой проекта и с учетом возрастных особенностей детей, разработка проекта.
3. Этап.
Практический:
Расширение представлений о воде, как среде обитания растений, животных, человека. Воспитание экологической культуры, любви и бережного отношения к природе, воде. Закрепление полученных знаний.
- Беседа «Вода – источник жизни».
- Беседа «Правила поведения на воде».
- Рассматривание глобуса, карты мира.
- Чтение сказки «Дождик» Т. Крюковой.
- Загадки о воде.
- Прослушивание и разучивание песенок о воде, дожде.
- Рисование «Вода, вода – кругом вода».
- Лепка «Снежинка».
- Конструирование из природного материала «Кораблик» - для игр с водой на прогулке.
- Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в подводное царство».
- Подвижные игры «Ручеек», «Мы-капельки».
- Обучающая игра «Царица – водица».
- Наблюдение за осадками.
- Прослушивание аудиозаписи «Звуки природы».
4. Этап.
Заключительный:
- Организация выставки рисунков, поделок, сделанные детьми.
- Оформление стенгазеты по теме проекта.
- Проведение опытов по фильтрованию воды.
Конкретные ожидаемые результаты:
- Дети имеют представления о воде, ее состоянии, свойствах. Знают о значение воды в жизни человека и всего живого на Земле, о необходимости беречь воду, а это значит, беречь жизнь, здоровье и красоту окружающей природы.
- Формирование у детей бережного, созидательного отношения к миру.
- Развитие у детей творческих способностей, инициативы, фантазии.
- Умение работать в группе, договариваться, доводить работу до конца.
- Участие родителей и детей.
СКАЗКА «ДОЖДИК» Т. КРЮКОВОЙ
Жил-был дождик. Косматый, длинноволосый дождь. Если он сердился, холодные пряди его мокрых волос хлестали людей по лицам, по глазам. До слез. Но люди не обижались, потому что когда дождик был в хорошем настроении, его мягкие, шелковистые волосы ласково касались ваших щек, рук, глаз, что-то шептали. И все-таки дождь был косматым и длинноволосым. И ему это надоело. .
- Постригусь,- решил дождик.- Не я первый, не я последний. Отправился к парикмахеру. А парикмахером, конечно, месяц-серп работал.
- Тебя как стричь?- спрашивает месяц.- Покороче или умеренно?
- Давай покороче. Постепенно отращу, если не понравится,- решил дождь.
Отрезал месяц-серп волосы дождика.
Вернулся стриженый дождик в свой город. Пока он бегал к месяцу, ничего хорошего в городе не случилось. Наоборот. Листья на деревьях потускнели, привяли. Цветы на клумбах лепестки опустили - вянут. Люди ходят серые, пыльные, вялые. Засыхают люди. Разволновался дождик.
- Сейчас,- говорит,- сейчас я вас всех быстренько полью, вам легче станет. Оживете сразу.
Люди, цветы, листья обрадовались. Ждут. Смеются. Дождь торопится, распустил волосы-струи, поливает.
- Ну же!- кричат люди.
- Жарко...- плачут цветы.
- Сохнем,- шелестят листья.
- Да что вы,- не понимает дождь.- Я же поливаю. Бьют короткие струи-волосы, но не достают даже до крыши самых высоких домов.
Сухо, все суше на земле. В пыль рассыпаются цветы, шуршат почти
мертвые листья, молчат потерявшие веру люди.
- Да что же вы сохнете!- не понимает, сердится дождь.- Я же поливаю.
Старается, трясет короткими волосами. Не долетают подстриженные струи до сухой земли.
И тут только понял дождь, что он наделал. Понял, что, пока будут отрастать струи, погибнут цветы, листья, люди...
- Глупый я, беззаботный я,- плакал дождь. Плакал, плакал, плакал... И слезы его упали на землю. Поток слез. И встали цветы - ожили! И весело зашелестели листья - ожили! И вздохнули легко люди - ожили! А дождику долго еще плакать - пока-то отрастут его волосы-струи.
Загадки:
Много меня - пропал бы мир,
Мало меня - пропал бы мир,
(Вода)
Ни рук, ни ног,
А гору разрушает.
(Капля)
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.
(Река)
Один говорит - побежим,
Другой говорит - полежим.
(Река и берега}
Бежала-шумела,
Заснула - заблестела.
(Река подо льдом)
Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, оправа зеленая.
(Озеро, пруд)
К речке-сестрице
Бежит-журчит водица.
(Ручей)
Под землю ходит,
На небо смотрит.
(Родник)
Спрятана подо мхом -
Ни пройти пешком,
Ни проехать верхом.
(Болото)
По морю идет, идет,
А до берега дойдет -
Тут и пропадет.
(Волна)
Крупно, дробно зачастило,
Всю землю напоило.
(Дождь)
Над рекой, над долиной
Повисла белая холстина.
(Туман)
С неба крупа падает.
(Град)
Пушистый ковер
Не руками ткан,
Не шелками шит,
При солнце, при месяце
Серебром блестит.
(Снег)
Детки сели на карниз
И растут всё время вниз.
(Сосульки)
Чист и ясен, как алмаз,
Дорог не бывает,
Он от матери рожден,
Сам ее рождает.
(Лед)
Мало меня - пропал бы мир,
(Вода)
Ни рук, ни ног,
А гору разрушает.
(Капля)
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.
(Река)
Один говорит - побежим,
Другой говорит - полежим.
(Река и берега}
Бежала-шумела,
Заснула - заблестела.
(Река подо льдом)
Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, оправа зеленая.
(Озеро, пруд)
К речке-сестрице
Бежит-журчит водица.
(Ручей)
Под землю ходит,
На небо смотрит.
(Родник)
Спрятана подо мхом -
Ни пройти пешком,
Ни проехать верхом.
(Болото)
По морю идет, идет,
А до берега дойдет -
Тут и пропадет.
(Волна)
Крупно, дробно зачастило,
Всю землю напоило.
(Дождь)
Над рекой, над долиной
Повисла белая холстина.
(Туман)
С неба крупа падает.
(Град)
Пушистый ковер
Не руками ткан,
Не шелками шит,
При солнце, при месяце
Серебром блестит.
(Снег)
Детки сели на карниз
И растут всё время вниз.
(Сосульки)
Чист и ясен, как алмаз,
Дорог не бывает,
Он от матери рожден,
Сам ее рождает.
(Лед)