Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности методов и форм по ознакомлению
с историей родного города детей старшего
дошкольного возраста

Дубовец Наталья Викторовна
Процесс приобщения дошкольников к культуре родного города достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов детской деятельности.
Метод проектов, по мнению многих педагогов, является наиболее эффективным в формировании гражданской позиции детей старшего дошкольного возраста, воспитании любви к родному городу.
Использование технологии проектирования предполагает разработку и реализацию проектов. Интеграция позволяет организовывать ознакомление с культурой родного города в разных видах деятельности, объединять программное содержание из разных проектов.
Использование разнообразных методов и приемов позволяет создать яркие впечатления от соприкосновения с прекрасным, пробудить творческую искру, создать ситуации «практикования в творчестве»:
- активизирующие формирование ценностных установок, позиции субъекта творческой деятельности, желание проявлять индивидуальность (рефлексия освоенного – обсуждение вопросов: «Что я нового узнал? », «Что мне больше всего понравилось, запомнилось? », «хочу сделать (нарисовать, сочинить) по-своему»;
- стимулирующие развитие художественно-эстетического восприятия, эстетических и творческих способностей (эстетических представлений, ассоциирования, воображения) ;
- инициирующие интересы и обогащающих творческое освоение приобретенного опыта детей (эвристические и исследовательские методы и приемы (проблемные вопросы, «загадки и секреты» искусства и творчества, детские игровые проекты) ;
- стимулирующие творческое отражение освоенного опыта.
Ознакомление с родным городом происходит поэтапно. Основная задача – это направленность на социализацию ребенка в пространстве городской культуры, развитие у него способности «читать город, как текст», используя язык ассоциаций.
На первом этапе в процессе ознакомления детей с родным городом важно создать визуальный ряд. Этому способствуют экскурсии, просмотр компьютерных презентаций. В единстве с просмотром презентаций используются такие методы, как игровое моделирование, игра-путешествие, архитектурные загадки.
На этом этапе важно удивить ребенка, показать, как много необычного в обычных вещах. Через прием «Описание-рассуждение»: воспитатель образно описывает создание художественного образа при рассматривании картины (скульптуры, предмета, знакомит с «историей» и последовательностью создания, приводит «эмоции и размышления автора в процессе деятельности.
Общая направленность первого этапа – усиление эмоционального отклика детей на красоту городского пространства. Это позволяет перейти к разгадыванию смыслов архитектурных сооружений и городской символики, организации «диалога» с детьми на втором этапе ознакомления с культурой родного города.
На втором этапе с помощью приема «диалоги об искусстве» рассмотрим творческие работы художников, композиторов, поэтов.  «Диалог» осуществляется через организацию восприятия городского пространства и сопровождается проблемным обсуждением.
Проблемное обсуждение направлено на выдвижение объяснительных гипотез, поиск ассоциаций, рассматривание изображений с готовыми ассоциациями и установление их значения, сравнения, формулирования вывода.
Варианты проблемных ситуаций, игр, упражнений.
Проблемная ситуация «Что такое красота?». Детям предлагается подумать, что такое Красота? Обсудить провокационные вопросы: Что можно назвать красивым? Кто создает красивые вещи? Зачем это делается? Как художники создают прекрасные произведения?
Проблемная ситуация «В стране Искусства». Детям предлагается отправиться в страну Искусства, порассуждать, кто живет в этой стране, какие события там могут происходить и т. д.
Прием «Образные сравнения и ассоциации». Сравнить объекты (архитектурные постройки, объекты природы) с фантастическими персонажами. Например, железный забор с пиками – с воинами-защитниками, луковку храма – с красивым головным убором. Вариант: назвать как можно больше разных образов и сравнений к какому-либо объекту.
Ролевые игры и игровые приемы: обыгрывание изображенных эпизодов, скульптур; фантазирование: о чем может многоэтажный современный дом рассказать старому маленькому домику и т. д.
При рассматривании картин используются следующие приемы:
- «Нахождение сходства и различия» - детям предлагается определить, что общего и чем отличаются рассматриваемые объекты;
- «Будь внимательным» - в изображениях или объектах найти похожие или одинаковые объекты;
- «Назови картину» - последовательно придумать названия всем картинам, скульптурам в зале и сравнить с названиями, данными авторами;
- «Подбери символы» - подобрать символы, подходящие по цветовой гамме, по содержанию;
- «Что видим, слышим, чувствуем, переживаем» - рассматривая предмет, рассказать, что видишь, какие звуки «слышишь», какие ощущения возникают при рассматривании и т. д.
- «Домысливание» - придумывание событий до и после изображенного на картине.
- «Черно-белое и цветное» - детям демонстрируется черно-белая ксерокопия и цветное изображение объекта, предлагается их сравнить, увидеть, как меняется настроение изображения с изменением цвета.
Важно обращать внимание на образность поэтического языка.
Цель данного этапа показать, как творческие люди выражают свое отношение к городу с помощью разных видов искусства.
Наиболее эффективным считается метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. Данный метод включает в себя: познавательные игры, дискуссии при обсуждении произведений искусства.
Метод контрастного сопоставления используется при обсуждении произведений искусства, например, картины летнего и зимнего городского пейзажа.
С целью эмоционального воздействия используется прием «Песенное путешествие».
- Приглашаю вас на необычное путешествие – песенное.
- Послушайте песню о родном городе.
- Что мы увидели?
Что нам помогло увидеть?
- Что вы чувствовали, когда слушали музыку?
На третьем этапе ознакомления с искусством города важно сделать так, чтобы новые впечатления оказались востребованными, нужными детям. Используя проблемные задания художественно-образной направленности, детям предоставляется возможность включаться в продуктивную (создание эскиза для ворот детского сада) или речевую деятельность (например, при проведении воображаемой экскурсии).
На этом этапе важно обеспечить оценку продукта детской деятельности значимыми для ребенка людьми – родителями, сверстниками, педагогами.
Особое значение в своей работе должно уделяться взаимодействию с родителями. Важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи, узнали о своих знаменитых предках и т. д.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»