НОД с интеграцией образовательных областей "Краски музыки"
Восприятие музыкальных и живописных произведений
Большанина Елена Геннадьевна
«Краски музыки» Дети заходят в изостудию в разноцветных беретах (береты символизируют краски) свободным шагом под произведение П. И. Чайковского «Осенняя песня».Вед: Доброе утро, ребята! Какие вы сегодня красивые, нарядные! А кто из вас самый догадливый?
Вед: Все догадливые. Тогда слушайте мою загадку и постарайтесь её отгадать.
Желтый листик на ладони, был когда-то он зеленый, к нам в окошко он влетел, почему-то пожелтел?
У кого не спросим – Скажут это…
Дети: Осень! ( На мультимедиа осенняя зарисовка.)
Вед: Ребята, а давайте вместе позовём волшебницу Осень. Осень, Осень приходи, волшебство нам подари
Муз. рук. (Осень): (На мультимедиа анимация, корабль плывёт по морю.) Волшебницею прихожу я в гости, И радую своею красотой. Я на корабль вас осенний приглашаю, попутешествуйте, пожалуйста, со мной.
-Ребята, а вы хотите попутешествовать по водным просторам на сказочном осеннем корабле?
Муз. рук. (Осень): Тогда занимайте свои места. Ветер по морю гуляет, и кораблик подгоняет, он бежит себе в волнах, на раздутых парусах…..
Муз. рук. (Осень): Ребята, вы слышите, море шумит? Море бывает разное, а какое по характеру бывает море?
Муз. рук. (Осень): Это всё проделки ветра. Давайте с вами поиграем в игру «Море».
Игра «Море» (звучит произведения Н. А. Римского-Корсаково «Море», «Садко».)
Если вы слышите, что море спокойное, то вы руками показываете спокойное море. А если на море поднимается шторм, то руками показываете бушующее море.
Муз. рук. (Осень): Долго ли, коротко мы плыли, наконец- то мы приплыли, выходите на берег, присаживайтесь. Ребята, а какими цветами можно передать настроение моря?
Реб: Синий цвет и голубой окружает шар земной, реки и моря большие тоже сине – голубые; (звучит произведение Р. Клайдермана «Призрак оперы».) (На мультимедиа зарисовка с тучами.)
Реб: Но откуда эти тучи? Дождь пошёл и свет померк? Неужели это злющий появился цветоед?
Муз. рук. (Осень): Это он, Кощей бесцветный, невод мрака развернул, и бесцветною рукою серость в мир вернул. (Под тревожную музыку входит Кощей)
Кощей: (Под произведение Р. Клайдермана «Призрак оперы» произносит слова). Я великий и могучий, самый сильный и вредный, стал мой мир весь разноцветный, только я Кощей, бесцветный не досталось красок мне, заберу их все себе.(Забирает цветные беретки у ребят, чтобы мир был бесцветный)
Муз. рук. (Осень): Что же делать? Как нам быть? Как Кощея победить? Может нам игра поможет? Кощей, а давай устроим состязание – соревнование. Но если ты проиграешь, то краски отдаёшь нам
Кощей: Согласен.
Игра «Музыкальные линии». На карточках изображены линии: волнистые, скачкообразные, пунктирные. Звучат музыкальные отрывки. Дети и Кощей поднимают соответствующую карточку. (Кощей проиграл, отдаёт шапочки цветные детям и уходит.) (На мультимедиа появляется цветная осенняя зарисовка.)
Дети (хором): Нас красок дружная семья, и уничтожить нас нельзя. Не смогут краски смыть с земли, и никогда не будет тьмы. (Дети поют осеннюю песню Е. Авдиенко «Осень пришла» на музыку В.Герчик, с движениями. Заключительные слова в песне «улетают, улетают лебеди на юг»)
Муз. рук. (Осень): Да, осенью лебеди улетают в тёплые края, но я знаю одну историю, когда лебедь не смог улететь. Это случилось поздней осенью. Одна девочка, звали её Наташа, жила недалеко от парка. В парке было небольшое озеро. Каждую весну сюда прилетала семья лебедей. ( На мультимедиа зарисовка с двумя лебедями.) Сначала их было двое, затем у них появились маленькие лебедята. (На мультимедиа зарисовка с семьей лебедей.) Наташа лебедей очень полюбила, часто приходила полюбоваться их красотой. Когда пришла осень, Наташа снова пришла в парк, и увидела, по глади холодного озера одиноко плывёт лебедь. (На мультимедиа зарисовка одинокий лебедь.) Птица не смогла улететь со своей семьей, потому – что поранила крыло, защищая своих малышей. Когда этот рассказ услышал французский композитор Камиль Сен – Санс( На мультимедиа портрет композитора Камиль Сен – Санса), он смог передать эту музыкальную историю с помощью музыкальных звуков. Он так и назвал своё музыкальное произведение «Лебедь».
Слушание Камиль Сен – Санс «Лебедь».
Муз. рук. (Осень): Последний раз лебедь плывёт по глади озера, последний раз смотрит на воду, лес, небо.(На мультимедиа зарисовка озеро, лес, небо .) Какое настроение передала вам музыка?
Дети:… Жалостное, спокойное, обиженное, печальное, тоскливое, плавное, грустное.
Муз. рук. (Осень): Ребята, а вы обратили внимание, как Камиль Сен – Санс смог передать в музыке плавность и красоту этой царственной птицы? ( На мультимедиа зарисовка с лебедем.)
Муз. рук. (Осень): композитор смог передать музыкой характер птицы – гордый, благородный, величественный.
Художник: Здравствуйте! Я художник. Позвольте вмешаться в ваш разговор? Я сейчас слышал волшебную музыку. Можно услышать её ещё раз и узнать о чём она?
Муз. рук. (Осень): Конечно, послушайте. (Девочка, под муз. Камиль Сен – Санс «Лебедь» читает стихотворение, а потом в тишине дослушиваем произведение.) (Переплетаются два вида искусства литература и музыка.).
Художник: Ребята, вы хотели бы передать красками настроение этой музыки? Располагайтесь за свои рабочие места (за мольбертами), а я расположусь здесь.(Звучит музыкальное произведение «Лебедь», дети рисуют.) (Переплетаются два вида искусства).
Муз. рук.(Осень): Ребята давайте поблагодарим нашего художника. А нам пришла пора возвращаться в детский сад. Занимайте свои места на нашем осеннем корабле. (На мультимедиа анимация, корабль плывёт по морю.)
Использовала стихи и муз. произведения из различных источников: журналы и интернет ресурсов.