Конспект комплексного занятия учителя-логопеда
и педагога-психолога с воспитанниками подготовительной группы
и педагога-психолога с воспитанниками подготовительной группы
Общение
Тюлькина Юлия Валерьевна
Цель: закрепление умений, необходимых для развития коммуникативных навыков.Задачи:
- развивать умение контролировать свое эмоциональное состояние, снимать телесное и эмоциональное напряжение;
- развивать мелкую и общую моторику, двигательную активность;
- развивать внимание, память, воображение, мышление;
- развивать фонематический слух;
- совершенствовать навыки автоматизации поставленных звуков в диалогической и спонтанной речи;
- совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;
- совершенствовать навыки артикуляторной деятельности.
- совершенствовать навыки вербального и невербального общения: умение задавать и отвечать на вопросы, аргументировать свой выбор;
- закрепить понятие «общение», «настроение», «виды настроения»;
- закрепить главные признаки эмоциональных состояний человека и совершенствовать умение определять эмоциональное состояние человека по главным признакам.
альбом с комплексами артикуляционной гимнастики (комплекс № 3 – динамические упражнения для языка и губ 17 упражнений), кольцевые массажные пружинки – 10 шт., поднос – 1 шт., массажные шарики 3х цветов: красных – 4 шт., желтых – 4 шт., зеленых – 4 шт., картинка – символ на звук «л», Т.А. Ткаченко «Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа», карточки с цифрами 1, 2, 3, коробка с предметами для упражнения «Доброе тепло»: камень, ватный диск, фломастеры, палочка феи, мячик ватный, мячик резиновый, мячик разноцветный поролоновый, палочка – мишура, ободок из цветов, магниты: смайлик, улыбка, цветок, кубик разноцветный поролоновый, ложка деревянная, машинка, собачка; бубен, ноутбук с музыкой для релаксации, звуками моря, вырезанные лица – 10 шт., фломастеры, магнитная доска, магниты.
Ход НОД:
Вводная часть
Дети с педагогами встают в линию.
Психолог: давайте поздороваемся.
Упражнение «Здравствуй, солнце, золотое». Повторяют слова по одной строчке и движения.
Здравствуй, солнце, золотое, (руки вверх круг)
Здравствуй, небо, голубое, (руки вверх, в стороны)
Здравствуй, вольный ветерок, (руки покачивая)
Здравствуй, маленький дружок (руки вниз)
Я живу в родном краю, (руки за щеки)
Всех я вас приветствую (руки в стороны).
Сели на стульчики.
Основная часть
Психолог: ребята, а как вы думаете, что такое задача?
Задача – это вопрос, на который нужно найти ответ, а чтобы найти ответ – необходимо выполнить какое – то действие. Где мы встречаемся с задачами? На занятиях. На каждом занятии мы встречаемся с задачами, которые выполняем.
Ребята, как вы считаете, необходимо уметь задавать вопросы и уметь отвечать на них? А мы учимся этому умению на занятиях? (Да). Значит, мы сегодня продолжаем работать над умением задавать вопросы и отвечать на вопросы – это наша 1 задача – показ карточки с цифрой 1.
Ребята, как вы считаете, важно уметь настраивать организм перед выполнением трудного задания и уметь расслаблять после выполнения трудного задания. А мы учимся этому умению на занятиях? (Да). Значит, мы сегодня продолжаем работать над умением настраивать и расслаблять свой организм – это наша 2 задача – показ карточки с цифрой 2. Ребята, как вы считаете, важно уметь правильно общаться, грамотно и четко говорить? А мы работали над понятием «общение» и над главными правилами общения? А на занятиях с учителем – логопедом вы работали над грамотной и четкой речью? (Да). Мы сегодня с вами повторим понятие «общение».
Учитель – логопед: и закрепим умение четко и грамотно говорить.
Психолог: это наша 3 задача – показ карточки с номером 3.
Учитель – логопед: мы знаем, что нашему язычку помогают пальчики. Массаж пальчиков, рук (кольцевые массажные пружинки, массажные шарики).
Психолог: вы сделали массаж пальчиков, рук. Я потрогаю, какие они у вас добрые, теплые (психолог у каждого трогает ладошки, говорит ручки теплые, добрые). Ребята, а что такое доброе тепло? Под музыку. Предлагаю вам взять из коробки с предметами, тот предмет, который по вашему «доброе тепло». Почему вы выбрали именно этот предмет, как «доброе тепло». Учитель – логопед выбирает камень. Психолог обращается с вопросом, что у нее сомнения по поводу этого предмета как «доброе тепло». Учитель – логопед объясняет свой выбор.
Вывод: Ребята и взрослые, мы желаем вам, чтобы на вашем пути, вокруг вас и рядом с вами всегда было добро и тепло.
Учитель – логопед: а сейчас мы подготовим наш язычок, чтобы он помогал нам четко говорить. Артикуляционная гимнастика - альбом с комплексами артикуляционной гимнастики, комплекс № 3 – динамические упражнения для языка и губ, 17 упражнений. Упражнения показывать, называть и контролировать будут (называет Ф.И. ребенка). Дети выполняют упражнения. После выполнения упражнений учитель – логопед обращается к контролеру. Как ты считаешь, все ребята правильно выполняли упражнения?
Учитель – логопед: молодцы, ребята, все упражнения вы выполнили правильно.
Психолог: ребята, а как вы считаете, важна ли артикуляционная гимнастика для общения? Что такое общение?
Общение – это взаимодействие двух и более людей.
Как вы считаете, настроение важно для общения? Какое необходимо настроение для хорошего общения? Хорошее. Упражнением «Кактус и солнце» мы покажем хорошее и плохое настроение. Выходят в круг.
Что такое кактус? (растение). Какой главный отличительный признак кактуса от других растений? Листья в виде колючек. С каким настроением можно сравнить кактус, с плохим или хорошим? Плохим настроением. Если у человека плохое настроение, он колючий как кактус. С каким настроением можно сравнить солнце, с плохим или хорошим? Хорошим настроением. Хорошее нестроение – светлое, яркое, теплое, веселое как солнце. Выполняем упражнение: под звук бубна двигаемся по кругу, как только звук не звучит, психолог говорит: кактус – дети показывают кактус, солнце – дети показывают солнце. Проигрывается 3 раза.
Сели за столы.
Мы с вами знаем 2 вида настроения. Какие? Хорошее и плохое. Также мы с вами знаем виды хорошего настроения и виды плохого настроения. А как мы узнаем, какое у человека настроение? По внешним признакам. Психолог показывает признак настроения, а дети называют настроение: улыбка – радость, слезы – плаксивость, злость – губы, лоб, руки, губы кругом – испуг, ехидная улыбка – самодовольство.
Продуктивная деятельность. Нарисуем главный признак радостного настроения – улыбку. Рисуют фломастерами на вырезанных лицах, глаза, нос, уши, волосы нарисованы, акцент на цвет не ставится, детям предлагается выбрать любой цвет фломастера и нарисовать улыбку. Психолог выбирает синий фломастер, рисует синюю улыбку и задает вопрос, повлияло на ваше настроение то, что я нарисовала синюю улыбку. Нет. Ребята, можно позволить себе сделать то, что тебе хочется, если это не вредит вам и окружающим тебя людям. Вывешиваем работы на магнитную доску. Посмотрим какие у нас получились улыбки. Ребята, мы с учителем – логопедом желаем вам, чтобы радостное, хорошее настроение всегда было у вас и рядом с вами.
Релаксация. Психолог включает релаксационную музыку. Вытяните ножки, опустите руки, наклоните голову вперед, закройте глаза, ваш организм расслабляется. Психолог подходит к каждому, гладит по голове, проверяет расслабленность рук. Откройте глаза, поднимите голову, встряхните руки, поставьте ноги на место.
Учитель – логопед: ребята, мы помассажировали пальчики, ручки, подготовили наши язычки, а сейчас подготовим ушки и разработаем голосок.
1 задание: из 4х слов выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные 3:
Мак-бак-так-банан
Сом-ком-индюк-дом
Лимон-вагон-кот-бутон
Мак-бак-веник-рак
Совок-гном-венок-каток
Пятка-ватка-лимон-кадка
Ветка-диван-клетка—сетка
Каток-дом-моток-поток
2 задание:
Повтори за мной! На кого смотрю, тот и повторяет. Губы учителя – логопеда прикрыты карточкой.
Та-то-ту
Ты-та-то
Му-мы-ма
Мо-ма-мы
Ва-ву-во
Ну-ны-на
Но-на-ну
Да-ды-до
Ду-ды-да
Бо-ба-бы
3 задание:
А сейчас задание посложнее. Приготовились! На кого смотрю, тот и повторяет. Губы учителя – логопеда прикрыты карточкой.
Пта-пто-пту-пты
Кта-кто-кту-кты
Фта-фто-фту-фты
Тпа-тпо-тпу-тпы
Тма-тмо-тму-тмы
Кна-кно-кну-кны
Фка-фко-фку-фкы
Пна-пно-пну-пны
Вывод: молодцы, ребята. Справились достойно и с 3им трудным заданием.
4 задание: я буду называть вам слова, внимательно слушайте!
Назовите первый звук в слове: жук, акула, забор, окно, рак, утка, лошадь, иголка, шуба.
Вывод: молодцы, ребята. Справились все дружно, без ошибок.
5 задание: учитель – логопед показывает карточку - символ с изображением самолета. Ребята, посмотрите, чья эта песенка? Спойте песенку. Дети произносят звук л-л-л-л. Будьте внимательны, я буду называть слова со звуком -л-. А вы должны будете определить, где находится звук: в начале слова, в середине слова или в конце слова: лопата, молоко, пол, лодка, дятел, колокол, мел, лужа.
Вывод: молодцы, ребята, вы очень старались. Практически не было ошибок, хотя задания были очень сложные. В дальнейшем вы будете выполнять такие задания в школе.
Психолог: включает звуки моря. Ребята, какие звуки вы услышали? Психолог приглашает ребят в круг. Упражнение «Море»: море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри. Психолог рассматривает фигуры и комментирует. Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, добрая фигура на месте замри. Психолог рассматривает фигуры и комментирует. Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, круг дружбы на месте замри. Дети и педагоги берутся за руки и делают большой круг.
Рефлексия
Психолог:
Мы с вами задавали вопросы и отвечали на них? Да.
Мы настраивали и расслабляли организм? Да.
Мы говорили грамотно, четко и правильно.
Итак, мы выполнили все 3 задачи.
Ребята, я считаю, что у меня все получилось. А у вас И.О. учителя – логопеда (обращается к учителю - логопеду). А у вас, ребята, если все получилось, подойдите к столу с зелеными шариками, если все получилось, но были трудности, подойдите к столу с желтыми шариками, если не получилось, подойдите к столу с красными шариками. Педагоги комментируют выбор ребят.
Список использованных источников
- Т.А. Ткаченко «Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа».- СП «Детство - Пресс», 1998г.
- Н.Ю. Куражева «Цветик – семицветик. Программа психолого – педагогических занятий для дошкольников». - СП-М «Речь», 2014г.
- Г.А. Широкова «Практикум для детского психолога». - Ростов - на – Дону «Феникс», 2012г.
- Н.В. Алексеева «Развитие одаренных детей». - Волгоград, изд. «Учитель», 2013г.
- Д.Г. Кайль «Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей 6-7 лет. Программа театрально – игровой деятельности». - Волгоград, изд. «Учитель», 2015г.
- О.А. Степанова «Подготовка детей к школе. Развивающие игры и упражнения». – М, изд. «Творческий центр», 2008г.