Конспект НОД в младшей группе
Где ёжик?
Черкасская Татьяна Яковлевна
Познание. Ребёнок и окружающий мир + Коммуникация. Развитие речи + Математическое развитие + Изодеятельность)Цель: Установление комфортной, дружественной атмосферы при взаимодействии детей межу собой.
Задачи:
1.Учить детей определять эмоциональное состояние своё и окружающих.
2. Помогать каждому ребёнку чувствовать себя более защищено.
3. Преодолевать трудности в общении.
4. Закрепить полученные знания о диких животных в зимнее время.
6. Помогать детям складывать из частей целое.
7. Расширять словарный запас детей путём введения новых слов (спячка) и активизации слов, «зимующие», «шершавый» «берлога», «радость», «страх», «грусть», «злость».
8.Продолжать учить сравнивать круг и квадрат, закреплять их признаки.
9. Развивать тактильные ощущения детей.
10.Учить сортировать предметы по цветовому признаку.
11.Развивать мелкую моторику рук детей.
12.Развивать творческое мышление детей путём решения детьми проблемных ситуаций, поставленных в ходе занятия.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Игрушка «резиновый ёжик»;
- Разрезные картинки с изображением волка, лисы, белки, зайца;
- Чудесный мешочек, мягкие игрушки – дикие животные.
- Еловая веточка
- Пиктограммы настроений, зеркало.
- Магнитофон и аудиокассеты с записями песни «Резиновый ёжик», музыки Чайковского «Времена года».
- Бросовый материал – пробки круглой формы с наклеенными бумажными кружочками.
- Ковролин.
- Ёлка искусственная, синтепон.
- Картинки с изображением зимнего леса
- Пластилин, доски для лепки.
Звучит песня С.Никитина на стихи Ю.Мориц «Резиновый ёжик».
Воспитатель:
Ребята, о ком была эта песенка?
Дети:
О резиновом ёжике.
Воспитатель:
Ребята, а такой ёжик есть у нас в группе? Кто мне его принесёт?
Дети приносят игрушечного ёжика.
Воспитатель:
Посмотрите, какой он грустный? Голову опустил, глазки прикрыл. А у вас бывает грустное настроение? А когда кому-то грустно, что можно сделать?
Ответы детей.
Воспитатель:
Давайте спросим у ёжика. почему он грустный! Говорит за ёжика: Я грустный, потому что мне все говорят, что я игрушечный. А какой он – настоящий ёжик? Я его никогда не видел, но так хочу увидеть!
Воспитатель:
Как быть, ребята? Может быть, мы сможем помочь ёжику?
Вы знаете, где живёт настоящий ёжик?
Дети: В лесу!
Воспитатель:
Значит, он домашнее животное или дикое?
Дети: Дикое!
Воспитатель:
Давайте, ребята, вспомним, каких ещё диких, лесных животных вы знаете? Вдруг нам кто-нибудь из них в лесу встретится? Попробуйте отгадать загадки о диких животных!
Кто в лесу глухом живет,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мед,
А зимой сосет он лапу. (Медведь)
Повыше кошки рост,
Живет в норе, в лесу,
Пушистый рыжий хвост –
Все знаем мы … (Лису)
Что за зверь зимой холодный
Ходит по лесу голодный?
На собаку он похож,
Что ни зуб – то острый нож! (Волк)
Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Всех зверек пугается,
Под кустом спасается. (Заяц)
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
Воспитатель:
Молодцы, ребята. А у нас ведь тоже есть игрушки – дикие животные. Давайте рассмотрим их.
Игра «Чудесный мешочек». Дети достают из мешочка зверя, гладят его.
Воспитатель:
Ребята, все эти животные мягкие, их приятно гладить. Чем покрыто их тело? (Мехом). А ёжика приятно гладить? Нет. Давайте погладим нашего ёжика. Он шершавый, гладить его мешают бугорки. Почему? У настоящего ёжика – колючки, его трудно гладить.
Сравнение ёжика с еловой веточкой.
А зачем ёжику колючки?
Ответы детей.
Воспитатель:
Да, колючками, иголками он защищается от хищников.
Ну что, поедем искать ёжика? Давайте оденемся потеплее.
Игра «Добрый поезд»
Воспитатель:
Ребята, а на чём мы поедем в лес?
Давайте составим вагончики в поезд. Только поезд у нас будет необычный – добрый. У каждого вагончика будет ласковое имя. Назовём друг друга ласково и крепко возьмём друг друга за плечи.
Дети называют по очереди друг друга ласково: Алиса – Алисочка и т.п. Встают цепочкой, держась за плечи, идут «паровозиком»
Добрый поезд, добрый поезд,
Отвези нас в зимний лес,
Покажи нам, добрый поезд,
Много сказок и чудес!
Воспитатель:
Ребята, вот мы и приехали в зимний лес. Но что-то никого в лесу не видно, все зверюшки попрятались. Дикие звери боятся людей. Только самые наблюдательные и терпеливые могут их увидеть.
У меня есть знакомый фотограф, который ходит по лесу и фотографирует зверей. Иногда он сидит долго на одном месте, чтоб звери вышли и показались. Красивые у него получаются фотографии, но вот озорник ветер вырвал их у него из рук, понёс по лесу, разорвал на кусочки. Я их нашла, но надо их теперь сложить. Из кусочков сделать ЦЕЛУЮ фотографию. Вы поможете мне?
Игра «Найди пару».
Детям раздаются половинки фотографий диких животных, они ищут вторую половинку, таким образом, образуются пары. Целые фотографии вешаются на фланелеграф.
Воспитатель:
Ребята, а чьей фотографии не сделал фотограф в зимнем лесу? (Медведя)
Почему он не встретил медведя в зимнем лесу? Почему медведь зимой спит?
Ответы детей. Воспитатель показывает картинку – медведя, спящего в берлоге.
Воспитатель:
Ребята, а что ест ёжик? Жуков, червяков, охотится за змеями… Можно их найти зимой? Нет. Что же делать ёжику?
Ответы детей.
Воспитатель:
Да, ёжик тоже зимой спит. Давайте тихонько заглянем под ёлочку, посмотрим на него.
А чтобы наш резиновый ёжик не огорчался, у нас для него тоже есть фотография. Фотограф сделал её давно, ещё осенью! Только кусочков МНОГО! Вы сможете собрать из многих кусочков ЦЕЛУЮ фотографию?
Дети собирают из шести кусочков картинку.
Воспитатель:
Молодцы, ребята! Теперь ёжик доволен.
Он дарит нам стихотворение:
Под соснами, под ёлками
Лежит клубок с иголками.
Это ёжик до весны
Будет спать и видеть сны.
Работа с картинками-схемами и зеркалом.
Давайте посмотрим на схемах – какое у него было сначала настроение, и какое стало теперь.
А вы можете сами изобразить разное настроение?
Давайте подойдём к зеркалу. Посмотрите, когда мы грустим, уголки рта у нас опускаются. А когда улыбаемся – поднимаются.
Изодеятельность.
Давайте попробуем изобразить улыбки с помощью пластилина.
В нашем волшебном мешочке есть вот такие пробки. Скажите, они квадратные?
Дети: Они круглые.
Воспитатель: Разве круглые? Чем круг отличается от квадрата?
Ответы детей.
Молодцы! А теперь приступим к работе. На этой пробочке изобразим улыбающееся лицо: глаза, нос и рот.
Дети приступают к работе, по окончании показывают друг другу улыбки, которые они сделали.