Развитие хореографических навыков у детей дошкольного возраста
Лежнина Анна Михайловна,
музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад № 53
Красносельского района Санкт-Петербурга
Проблемой развития творческих способностей ребенка занимались многие известные ученые и педагоги, они считали, что необходимо развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные навыки, заложенные природой. По мнению психологов и педагогов детей следует как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий.
Музыкальные движения – это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности. Хореография помогает детям поверить в свои творческие способности, в то, что они талантливы и неповторимы. Наличие образных музыкально-двигательных этюдов способствует коррекции личности, её раскрепощению.
При организации работы по развитию творческих способностей детей возникает необходимость уделять больше внимания музыкально-ритмическим и танцевальным движениям. В связи с этим особенно необходимо привлечь внимание педагогов и родителей к музыкально-ритмическому и танцевальному творчеству детей.
В работе над развитием хореографических навыков детей можно выделить несколько этапов.
На первом этапе детям предлагается создать музыкально-игровые образы в однотипных движениях отдельных персонажей. Перед детьми при этом ставятся творческие задания, которые позволяют им самостоятельно выбирать движения, отражающие повадки зверей, птиц или других персонажей. Педагог при этом даёт примерный образец движений, показывая несколько вариантов, из которых ребёнок выбирает по своему усмотрению один, наиболее полно отвечающий, по его мнению, характеру музыки.
На втором этапе задания усложняют. Детям предлагаются музыкальные произведения с ярко выраженной динамикой развития музыкального образа. Это побуждает ребёнка использовать более широкий спектр движений, своевременно менять их в соответствии с характером музыки в различных танцевальных жанрах.
Третий этап в развитии творческих проявлений детей в танцевальной деятельности связан с формированием у них навыков передачи в движении взаимоотношений различных персонажей, контрастирующих между собой. При этом важно акцентировать внимание детей не столько на изобразительной, сколько на выразительной функции движений.
На четвёртом этапе дети выполняют наиболее сложные задания: самостоятельно придумывают композицию музыкальной игры или танца. Переход от подражания к самостоятельности требует от ребёнка включения самоконтроля, волевых усилий, быстроты реакции, психологической раскрепощённости. Педагогу следует акцентировать внимание на характере движений, адекватно передающих музыкально-игровой образ, ориентировать ребёнка на поиск исполнительских приёмов. Разнообразные музыкально-ритмические композиции требуют разных установок на творчество, подключения воображения и фантазии детей для передачи музыкального образа в движении.
Уровень участия педагога в процессе обучения детей творческой танцевальной деятельности также претерпевает изменения.
В основе первоначальной работы лежит подражание детей образцу исполнения движений педагогом в процессе совместной деятельности. «Вовлекающий показ» помогает детям освоить достаточно сложные двигательные упражнения.
В дальнейшем происходит развитие самостоятельности детей в исполнении композиций и других упражнений. Делать это нужно плавно. Педагог время от времени прекращает показ в процессе совместного исполнения и предлагает детям продолжать исполнять движения самостоятельно. Это очень важный момент, так как в случае исполнения только по показу у детей не тренируется произвольное внимание, память, воля. Постепенно детям предлагается исполнить всю композицию самостоятельно от начала до конца.
Высший уровень – это творческое самовыражение детей в движении под музыку. Приходить к этому нужно тоже постепенно. Импровизация у детей возможна только на базе развития музыкального слуха, творческого воображения, а также на основе свободного владения своим телом, то есть тогда, когда движения автоматизированы и не отвлекают внимания на технику их исполнения. В некоторых композициях сразу заложена «вопросно-ответная» форма исполнения, где предполагается импровизация на определённый музыкальный фрагмент – проигрыш, припев. Здесь педагог вместе с детьми выполняет первую часть формы. А во второй части дети импровизируют. Постепенно задания усложняются, и педагог полностью отходит от участия в творческой импровизации.
Развитие творческих способностей детей в танцевальной деятельности во многом зависит не только от правильно выбранной последовательности действий, но от умелого выбора и целесообразного сочетания методов педагогического руководства. Чтобы сам процесс обучения был активным и творческим и не сводился к механическому заучиванию и воспроизведению тех или иных движений, необходимо использовать широкий арсенал активных методов.
Поскольку для дошкольников основным видом познавательной деятельности является игра, чрезвычайно важно, чтобы каждое творческое задание содержало элемент игры, каждое упражнение носило оригинальный, не трафаретный характер.
При обучении детей приемам образного перевоплощения и в заданиях на исполнительское творчество можно использовать этюды и танцевальные спектакли. Этот же музыкальный материал можно применять и для другого творческого задания — составления детьми композиций танцевальных сказок; здесь педагог направляет творчество детей так, чтобы их пластические, двигательные находки соответствовали музыкально-образным характеристикам персонажей и сюжетному развитию.
Немаловажную роль играет правильный, отчётливый, выразительный показ движений педагогом. Это вызовет у детей желание так же красиво и свободно танцевать. Грамотный, выразительный показ педагога, сопровождаемый словесными пояснениями, указаниями, помогает сделать процесс обучения более сознательным, осмысленным и лёгким.
В развитии творческих способностей в процессе танцевальной деятельности большую роль играют методы индивидуального и дифференцированного обучения. Работая со всей группой, необходимо держать в поле зрения каждого ученика, осуществлять индивидуальный подход. Педагог должен направлять ребенка, который поначалу недостаточно инициативен в решении творческих заданий. Взрослый разъясняет, спрашивает, показывает конкретные движения для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельному выбору варианта решения творческого задания. Это становится преддверием собственного творчества детей; и оно со временем начинает обнаруживаться все больше. Главное здесь – умение увидеть, распознать проявления детской фантазии в танце, дать ей воплотиться в жизнь, без навязывания ожидаемых решений. Чтобы развивать у детей способность творить, педагогу необходимо самому быть открытым для творчества.