Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Влияние пения на развитие речи детей

Кузьмичева Светлана Владимировна
Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлено на умственное развитие ребенка. Все занятия проводимые в детском саду ставят цель развитие познавательно-речевой деятельности детей, т.к. это является гарантией  успешности школьного обучения. Музыкальные занятия в этом отношении  не исключение.
          Музыкальные занятия в детском саду имеют определенную структуру. В нее входят слушание, пение, музыкально - ритмические движения,  игра на детских музыкальных инструментах и творчество. Каждый из этих видов деятельности играет большую роль в развитии речи ребенка.
          Одним  из видов музыкальной деятельности является пение.  Пение давно используется как одно из реабилитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет другие нарушения речи. Оно способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, мышление, воображение), расширению кругозора; нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного).   Пение способствует развитию речи детей за счёт расширения словаря и улучшения произношения. это – звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика. Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов. При разучивании песни у ребенка формируется звукообразование, дикция,  происходит отработка правильного экономного дыхания.   Правильное дыхание развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме. Это, со своей стороны, дает оздоровительный эффект
             Важнейшим элементом песни является повтор. Пение мотивирует детей повторять слова и фразы, а также пение может быть, в известной степени, развлечением. Дети не осознают того, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова. Повтор важен и для заучивания песен наизусть, так как дети, еще не овладели навыками чтения. Вот почему большинство детских стишков и песенок состоят из простых, часто повторяющихся, односложных слов. Заучивание куплетов из песен в большей степени облегчает задачу составления фраз и предложений.
          Песни являются хорошими языковыми моделями, которые легко воспроизвести, потому что речевой поток в них сопровождается музыкой. Пение также обладает дополнительным преимуществом – оно требует более четкой артикуляции со стороны и педагога, и ребенка. В песнях есть рифма, сами того не осознавая, дети изучают основы поэзии, а умение чувствовать рифму – важный навык для детей с речевыми проблемами.
          Пение развивает навык чтения. Оно помогает понять ритмический строй языка, ведь детям приходится пропеть каждый слог. При пении дети неосознанно рифмуют определенные слоги. Они могут определить, какие слоги рифмуются, а также могут рифмовать целые слова или подбирать слова, которые рифмуются по определенному звуку или букве.
          Пение способствует развитию речевых навыков, например, пополнение словарного запаса ребенка, знакомство с новыми понятиями. На музыкальных занятиях мы используем речевые упражнения. Речевые упражнения – это ритмические декламации стихотворного и прозаического текста. По отношению к музыке речевое упражнение означает, прежде всего, ритмическую и темброво-звуковую тренировку.
          Основой для речевых упражнений служит детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички, присказки, имена, рифмы. Ритм, заключенный в словах, фразах, ощущается детьми естественно и «извлекается» без всякого труда: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты. Речевые упражнения служат эффективным средством развития интонационного слуха – способности слышать и понимать содержательный смысл музыки. Именно из речи ребёнок постепенно черпает всё более тонкие оттенки смысла и связывает их со звуковыми характеристиками.
          Речевые упражнения являются хорошей базой для знакомства и постижения строения музыкальной формы. Закономерности строения музыкальных форм (фраза, предложение, строфа, запев - припев) осваиваются детьми в речи легко и просто. Перенесение их после музыкально – речевых упражнений в инструментальные формы музицирования не составит труда и будет осмысленным.
 
Итак, выделим основные преимущества пения для развития речи детей дошкольного возраста:

 
  1. разучивание и пение песен, как и других художественных текстов, способствует обогащению словарного запаса детей, усвоению новых понятий, развитию умения правильно излагать последовательность фактов, событий, явлений, устанавливать причинно-следственные связи между ними, становлению образного мышления;
  2. в процессе пения ребенок вынужден применять более четкую артикуляцию звуков, слогов, что способствует развитию правильного произношения;
  3. в процессе музыкальной деятельности, пропевая каждый слог, дошкольник усваивает ритмический строй родного языка;
  4. пение формирует и развивает голосовой аппарат ребенка, являющийся главным инструментом речи;
  5. выразительное исполнение музыкального произведения способствует отработке выразительности в речи;
  6. в процессе коллективной музыкальной деятельности происходит естественное развитие языка, коммуникативных навыков, культуры межличностного взаимодействия в процессе общения со взрослыми и сверстниками.
 
 Таким образом, пение является мощным средством развития речи ребенка, Поэтому все музыкальные руководители, понимая важность этого вида музыкальной деятельности, отводят большое место  пению  как в групповой  так и в индивидуальной работе.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»