Работаем по ФГОС: развитие математических способностей
детей подготовительной группы детского сада
(из опыта работы воспитателя)
Приходько Татьяна Александровна
Старший дошкольный возраст – это период активного познания, творчества, общения. Это период подготовки к новому этапу в жизни – школьному обучению. У ребенка проявляется познавательный интерес к миру, дающий возможность ставить его в позицию исследователя. В этот период ребенок учится сам анализировать, сопоставлять и делать выводы. Характерной особенностью данного возраста является развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи. Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности, что является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Логическое мышление формируется к старшему дошкольному возрасту. Именно в этом возрасте необходимо уделять больше времени для работы с детьми по развитию у них мыслительных операций.
Дети подготовительной группы, как правило, имеют различный творческий потенциал и разные математическими способностями. Решать эту проблему помогают развивающие дидактические, логические игры и упражнения. Именно с помощью метода использования таких игр и упражнений можно повысить эффективность развития мыслительных операций у дошкольника. Проводимые в игровой форме занятия с математическими заданиями и с использованием развивающих игр нового поколения способствуют успешному умственному развитию ребенка, служат необходимой основой дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешному овладению системой общих и математических понятий. Благодаря чему развивается любознательность, творческие, познавательные и конструктивные способности детей, связная речь.
Занятия по ФЭМП способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.
Работая по примерной основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, С Комаровой. М.А. Васильевой, выполняя требования ФГОС, для развития математических способностей детей подготовительной группы ставлю основными задачами:
• Закрепление умения и навыка в счете, вычислениях, измерениях.
• Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), обще учебных умений и навыков (обдумывание и планирование своих действия, осуществление решений в соответствии с заданными правилами, проверка результатов своих действий и т.д.)
• Развитие речи, личностные качеств и навыков самоконтроля и самооценки, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
• Воспитание у детей 5–7 лет интереса к математике, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, самоконтроля и самооценки, формирование умения работать в команде.
В своей работе по развитию математических способностей детей использую игры, позволяющие наилучшим способом обучать детей, давать им сознательные и прочные знания и обеспечивать одновременное их умственное развитие, заключающееся в том, что перед детьми ставятся последовательно одна за другой посильные теоретические и практические задачи, решение которых даёт им новые знания.
Для поддержания у детей активности, интереса к изучаемому материалу использую дидактические развивающие игры нового поколения с математическим содержанием, позволяющим познакомить дошкольников даже с довольно сложными математическими теориями.
На занятиях применяю "атмосферу" свободного обмена мнениями и активной дискуссии. Для развития математических способностей детей использую развивающие математические игры и учебно-игровые пособия:
1. Цветные счётные палочки. Предметные картинки.
2. Палочки Кюизенера.
3. Логические блоки Дьенеша.4. Занимательный и познавательный математический материал.
5. Игры Никитина: «Уникуб», «Сложи узор»; «Кубики для всех», «Сложи квадрат», «Точечки», «Внимание», «Внимание – угадай-ка» и др.
6. Игры-головоломки «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Сложи квадрат», «Летчик», «Абрис», «Город мастеров», «Джунгли» и др.
7. Развивающие игры «Корвет»: «Времена года», «Лото на математическом планшете» (автором которой являюсь), «Кростики», «Посудная лавка», «Поиск затонувших кораблей», «Математический планшет», «Яблочко на тарелочке» и др.
В группе создана картотека математических игр, которые проводятся согласно перспективному планированию и периоду обучения. Например, выполняя задачи первого периода, мною проводятся дидактические игры: «Веселый счет», «Угадай, какое число пропущено», «Составь число», «Подбери фигуру», «Когда это бывает?», «Найди пару», «Составь множество», «Цепочка», «Назови соседей», «Диспетчер ведет самолёт» и др.
Закреплять сенсорные эталоны цвета и формы, соотношение целого и части, разбивать сложные задания на несколько простых, развивать произвольность действий дети учатся во время дидактической игры с использованием учебно-игрового пособия «Математический планшет», палочек Кюизенера, блоков Дьенеша.
На занятии с использованием задач-шуток «В гостях у Маши» ставилась задача: развивать умение, классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.
Умению выявлять и абстрагировать свойства геометрических фигур, рассуждать, аргументировать свой выбор дети учились на занятии «Магазин», где использовалась созданной мною картотека схем для учебно-игрового пособия «Математический планшет».
Во время математической игры «Логический поезд» дети научились видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке, декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке, развивать способность к логическим действиям и операциям. Игра «Поможем жителям Волшебной страны» способствовала развитию у детей абстрактного мышления, навыков моделирования, умению ориентироваться в пространстве, развивать креативный потенциал, усидчивость, память, внимание.
На занятии, где проводилась игра «Обруч», развивалось внимание, пространственное мышление детей, закреплялись знания о геометрических фигурах, их признаках и свойствах, умение размещать блоки в определённой последовательности.
Игра «Садовник» развивала пространственное представление, логическое и образное мышление, умение классифицировать блоки по трём признакам и умение выделять из них основные, расширила представление детей о символическом изображении предметов.
Во время игровых занятий «Архитекторы», «Художники» с использованием головоломок, пособия «Сложи узор», «Математического планшета» развивались у детей способности к анализу и синтезу. Дети учились анализировать форму предметов, сравнивать их по свойствам, в процессе игры развивались у них художественные способности (выбор цвета, фона, расположения, композиции).
На занятиях: «В гостях у Веснушки», «Змейка-волшебница» выполнялись задачи развития внимания, памяти, гибкости мышления, сообразительности, пространственного воображения, мелкой моторики рук, творческих способностей.
Занятие «Времена года» расширило временные представления детей, развило у детей познавательные процессы, конструктивные способности, память, логическое мышление.
Проводимые игровые занятия по развитию математических способностей детей подготовительной группы способствуют развитию личности ребенка, развивают психические процессы, умение думать, анализировать, отстаивать свою точку зрения, так как математика в современном мире проникла во все области деятельности человека.
В связи с этим жизненно необходимо совершенствовать математическую подготовку подрастающего поколения, начиная с дошкольного возраста. .
Дети подготовительной группы, как правило, имеют различный творческий потенциал и разные математическими способностями. Решать эту проблему помогают развивающие дидактические, логические игры и упражнения. Именно с помощью метода использования таких игр и упражнений можно повысить эффективность развития мыслительных операций у дошкольника. Проводимые в игровой форме занятия с математическими заданиями и с использованием развивающих игр нового поколения способствуют успешному умственному развитию ребенка, служат необходимой основой дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешному овладению системой общих и математических понятий. Благодаря чему развивается любознательность, творческие, познавательные и конструктивные способности детей, связная речь.
Занятия по ФЭМП способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.
Работая по примерной основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, С Комаровой. М.А. Васильевой, выполняя требования ФГОС, для развития математических способностей детей подготовительной группы ставлю основными задачами:
• Закрепление умения и навыка в счете, вычислениях, измерениях.
• Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), обще учебных умений и навыков (обдумывание и планирование своих действия, осуществление решений в соответствии с заданными правилами, проверка результатов своих действий и т.д.)
• Развитие речи, личностные качеств и навыков самоконтроля и самооценки, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
• Воспитание у детей 5–7 лет интереса к математике, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, самоконтроля и самооценки, формирование умения работать в команде.
В своей работе по развитию математических способностей детей использую игры, позволяющие наилучшим способом обучать детей, давать им сознательные и прочные знания и обеспечивать одновременное их умственное развитие, заключающееся в том, что перед детьми ставятся последовательно одна за другой посильные теоретические и практические задачи, решение которых даёт им новые знания.
Для поддержания у детей активности, интереса к изучаемому материалу использую дидактические развивающие игры нового поколения с математическим содержанием, позволяющим познакомить дошкольников даже с довольно сложными математическими теориями.
На занятиях применяю "атмосферу" свободного обмена мнениями и активной дискуссии. Для развития математических способностей детей использую развивающие математические игры и учебно-игровые пособия:
1. Цветные счётные палочки. Предметные картинки.
2. Палочки Кюизенера.
3. Логические блоки Дьенеша.4. Занимательный и познавательный математический материал.
5. Игры Никитина: «Уникуб», «Сложи узор»; «Кубики для всех», «Сложи квадрат», «Точечки», «Внимание», «Внимание – угадай-ка» и др.
6. Игры-головоломки «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Сложи квадрат», «Летчик», «Абрис», «Город мастеров», «Джунгли» и др.
7. Развивающие игры «Корвет»: «Времена года», «Лото на математическом планшете» (автором которой являюсь), «Кростики», «Посудная лавка», «Поиск затонувших кораблей», «Математический планшет», «Яблочко на тарелочке» и др.
В группе создана картотека математических игр, которые проводятся согласно перспективному планированию и периоду обучения. Например, выполняя задачи первого периода, мною проводятся дидактические игры: «Веселый счет», «Угадай, какое число пропущено», «Составь число», «Подбери фигуру», «Когда это бывает?», «Найди пару», «Составь множество», «Цепочка», «Назови соседей», «Диспетчер ведет самолёт» и др.
Закреплять сенсорные эталоны цвета и формы, соотношение целого и части, разбивать сложные задания на несколько простых, развивать произвольность действий дети учатся во время дидактической игры с использованием учебно-игрового пособия «Математический планшет», палочек Кюизенера, блоков Дьенеша.
На занятии с использованием задач-шуток «В гостях у Маши» ставилась задача: развивать умение, классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.
Умению выявлять и абстрагировать свойства геометрических фигур, рассуждать, аргументировать свой выбор дети учились на занятии «Магазин», где использовалась созданной мною картотека схем для учебно-игрового пособия «Математический планшет».
Во время математической игры «Логический поезд» дети научились видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке, декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке, развивать способность к логическим действиям и операциям. Игра «Поможем жителям Волшебной страны» способствовала развитию у детей абстрактного мышления, навыков моделирования, умению ориентироваться в пространстве, развивать креативный потенциал, усидчивость, память, внимание.
На занятии, где проводилась игра «Обруч», развивалось внимание, пространственное мышление детей, закреплялись знания о геометрических фигурах, их признаках и свойствах, умение размещать блоки в определённой последовательности.
Игра «Садовник» развивала пространственное представление, логическое и образное мышление, умение классифицировать блоки по трём признакам и умение выделять из них основные, расширила представление детей о символическом изображении предметов.
Во время игровых занятий «Архитекторы», «Художники» с использованием головоломок, пособия «Сложи узор», «Математического планшета» развивались у детей способности к анализу и синтезу. Дети учились анализировать форму предметов, сравнивать их по свойствам, в процессе игры развивались у них художественные способности (выбор цвета, фона, расположения, композиции).
На занятиях: «В гостях у Веснушки», «Змейка-волшебница» выполнялись задачи развития внимания, памяти, гибкости мышления, сообразительности, пространственного воображения, мелкой моторики рук, творческих способностей.
Занятие «Времена года» расширило временные представления детей, развило у детей познавательные процессы, конструктивные способности, память, логическое мышление.
Проводимые игровые занятия по развитию математических способностей детей подготовительной группы способствуют развитию личности ребенка, развивают психические процессы, умение думать, анализировать, отстаивать свою точку зрения, так как математика в современном мире проникла во все области деятельности человека.
В связи с этим жизненно необходимо совершенствовать математическую подготовку подрастающего поколения, начиная с дошкольного возраста. .