Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» с использованием
технологии проблемного обучения в подготовительной группе
технологии проблемного обучения в подготовительной группе
Осень поздняя пришла, снег и холод принесла
Березина Татьяна Юрьевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 41
комбинированного вида
Кировского района Санкт-Петербурга
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осени (осенние месяцы, периоды и осенние явления).воспитатель ГБДОУ детский сад № 41
комбинированного вида
Кировского района Санкт-Петербурга
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить знания о различных периодах осени;
- Учить выразительно читать стихи, заучивать с помощью мнемотаблицы.
- Активизировать словарь по данной теме, пополнить активный словарь прилагательными.
- Развивать познавательный интерес детей, их внимание и память.
- Развивать речь детей.
- Активизировать мыслительную деятельность детей: упражнять в умении сравнивать, доказывать свою точку зрения, делать выводы.
- Развивать умение отвечать четко, давать полные ответы.
- Воспитывать доброжелательное отношение, сочувствие, желание помочь в трудную минуту.
- Воспитывать умение трудиться в коллективе.
- Воспитывать у детей бережное отношение к собственному здоровью.
Материал: картинки – иллюстрации разных периодов осени, других времен года, отрывок из произведения Чайковского «Осень», мнемосхема (из отдельных фрагментов, придуманных совместно с детьми), стихотворения Плещеева «Осень наступила…», папка с файлами для изготовления книги.
Предварительная работа:
- Наблюдение за осенней погодой во время прогулок.
- Разучивание стихов об осени.
- Беседы о приметах осени.
- Загадывание загадок об осени.
- Чтение коротких рассказов о различных периодах осени, пение песен, подвижные и дидактические игры по теме.
Части НОД | Ход НОД | Деятельность детей |
Оргмомент | Звучит мелодия из сборника «Времена года. Ноябрь» П.И.Чайковского Дети входят в группу. Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с ними и пожелаем хорошего настроения, доброго утра всем – и гостям, и самим себе. Придумано кем-то Просто и мудро При встрече здороваться: – Доброе утро! – Доброе утро Солнцу и птицам! – Доброе утро Приветливым лицам! И каждый становится Добрым , доверчивым! И доброе утро длится до вечера! |
Дети слушают приветствие педагога, желают доброго утра друг другу и присутствующим взрослым. |
Вводная часть | Воспитатель предлагает детям пройти на ковер, загадывает загадку: Прошла по лугам, по лесам, по полям, Припасы она приготовила нам. Упрятала их в погреба, в закрома. Сказала: «За мною нагрянет зима». Спрашивает, какое время года загадано. Музыка, которая сейчас звучит, тоже осенняя, она из сборника П.И.Чайковского «Времена года. Ноябрь». Послушайте внимательно, можете закрыть глаза… Какой характер у этой музыки? Что вы можете сказать о ней? |
Отгадывают загадку, обосновывая свой выбор времени года. Слушают музыку, рассказывают свои впечатления о ней. |
Беседа | Воспитатель: (Предлагает детям сесть на ковер) Ребята, эта музыка напомнила мне мое детство. И я хочу рассказать вам об одном эпизоде. Когда я была еще такой, как вы сейчас, мне подарили книгу с картинками и стихами. Рисунки в книге были разные. На одном было нарисовано чистое, голубое небо. Светило яркое солнышко, стояла тёплая безветренная погода. Трава еще зелёная, но на некоторых деревьях листва уже пожелтела. А под картинкой подписано «Осень». На втором рисунке деревья уже стояли жёлтые, а с некоторых из них даже облетела листва. Небо пасмурное, дует ветер, идёт дождь. Птицы улетают на юг. И под картинкой снова написано «Осень». А на третьей картинке деревья стоят вообще голые, с них облетела вся листва. Низкие серые тучи висят над землёй. Дует холодный пронизывающий ветер. У берега озера появилась тонкая кромка льда. Трава засохла и пожелтела. С неба сыплет первый снег. И опять написано «Осень». Взрослый: Ребята, как вы думаете, почему картинки такие разные, а на всех них написано осень? |
Слушают рассказ, делают вывод, что там были картинки о разных периодах осени: ранняя осень, середина осени и поздняя осень. |
Мотивация на дальнейшую деятельность | К сожалению, ребята, книга эта не сохранилась, мне очень жаль. Мне так хочется, чтобы у меня была такая книга…Но, наверное, никто не сможет мне помочь. Вернуть ее невозможно, а новой такой нет. Может быть вы, ребята, знаете, как мне помочь? Ой, как здорово, что вы можете сделать ее сами! |
Высказывают предположения, где можно было бы взять книгу: купить, нарисовать, сделать самим. |
Речевая деятельность | Вы знаете много стихов об осени, этом чудесном времени года, их тоже можно разместить в книге, ведь в моей книги тоже были стихи. Кто хочет прочесть стихотворение? Я предлагаю вам заучить наизусть еще одно стихотворение поэта Плещеева «Осень наступила». Мне очень хотелось бы, чтобы оно тоже появилось в нашей книге. Для подсказки мы с вами используем символы-приметы осени, которые мы с вами нарисовали ранее, и составим стихотворение из них. (Мнемотаблица) Этапы работы над стихотворением: 1. Педагог выразительно читает стихотворение. 2. Сообщает, что это стихотворение будут учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу. 3. Задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая уяснить основную мысль. 4. Выясняет, какие слова непонятны, объясняет их значение в доступной для ребенка форме. 5. Читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу. 6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу. |
Чтение стихов, заучивание наизусть с помощью мнемотаблицы. |
Двигательная деятельность (Физминутка) |
Ребята, как мы уже с вами выяснили, сейчас у нас поздняя осень. А вы любите гулять в это время года? А что нужно делать, чтобы не простудиться на прогулке? Правильно, тепло одеваться и обуваться. Предлагаю вам поиграть в игру «Все наденем для тепла». Я называю вам предметы одежды, а вы, если эта одежда подходит для прогулки осенью, шагаете, если нет – стоите на месте. Шапка, юбка, куртка, шорты, пальто, сандалии, валенки, шуба, бейсболка, кеды, теплые штаны, футболка. |
Выполняют движения в соответствии с правилами игры, классифицируют предметы одежды по сезонам. |
Планирование деятельности по выполнению учебной задачи Исследовательская деятельность |
Ну, что ж, а теперь – за работу! Что вам нужно, ребята, для создания книги? Вы знаете, из чего состоит книга? Есть ли у вас вопросы и предложения по ее созданию? С чего вы планируете начать свою работу? Нужна ли вам моя помощь? Как вы думаете, к кому вы можете обратиться за помощью, подсказкой при нахождении нужного текста стихотворения? У меня приготовлены различные иллюстрации времен года. Посмотрите, может быть, какие-то из них подойдут для нашей книги. |
Самостоятельно подбирают иллюстрации и стихи для книги, разделившись на мини-группы по желанию. Отбирают иллюстрации осенней тематики. |
Практическая часть | Ну и осталось только собрать нашу книгу в одно целое. Вот обложка с вложенными файлами, вот ваши картинки, стихи. Приступайте! Закончили? Молодцы! Какая замечательная книга у вас получилась! Что вы будете делать с этой книгой? Подарите мне? Спасибо большое! Я очень рада, что мое желание иметь книгу, как в детстве, осуществилось. Я хочу оставить эту книгу на некоторое время в нашем книжном центре, чтобы каждый мог рассматривать ее, может быть, даже почитать. |
Собирают книгу в соответствии с выбранным материалом. По необходимости обращаются за помощью друг к другу, воспитателю. Размещают книгу в книжном центре «Лукоморье». |
Упражнение на релаксацию | Устали? Давайте немного отдохнем. Проходите на наш ковер. Я включу вам еще раз музыку П.И.Чайковского, а вы пока отдыхаете, можете вспомнить все, чем сегодня занимались. Можно посидеть на ковре, даже прилечь, кому хочется. А теперь я приглашаю вас в наш круг. |
Отдыхают, слушая музыку в удобном для каждого положении. По просьбе воспитателя рассаживаются по кругу. |
Рефлексия | Чем вы сегодня занимались? Что у тебя получилось лучше всего? Кто помог тебе сегодня? Что у тебя не получилось и почему? Что ты сделаешь, чтобы в следующий раз получилось? Что было самым трудным? Что было самым интересным? Что ещё не получается? Кого бы ты хотел поблагодарить за работу на занятии? и т. д. |
Дети отвечают на заданные вопросы. Делают самоанализ работы. |