Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Методическая разработка НОД для проведения
игр-экспериментов с детьми ясельной группы

Романюк Ирина Анатольевна,
воспитатель
                                                            Содержание
1. Введение……………………………………………………………………………..     3
1.1. Актуальность темы………………………………………………………………     4
2. Цель, задачи работы по ознакомлению детей раннего возраста
 с окружающим миром через детское экспериментирование……………………    5
2. Основная часть
2.1. Организация и методика проведения игр-экспериментов в группах
        ясельного возраста ……………………………………………………………….    6
2.2. Картотека игр-экспериментов……………………………………………………   7
3. Заключительная часть
3.1. Результативность…………………………………………………………………      15
4. Литература……………………………………………………………………………    16
5. Приложение……………………………………………………………………………   17

   1. Введение 
Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Отечественный философ, богослов, психолог и педагог Василий Васильевич Зеньковский, пытаясь разгадать феномен детства, утверждал, что "…для того и дано нам детство, чтобы мы играли.
Функция детства, согласно этой формуле, заключается в том, чтобы дать развиться ребенку, не входя в прямое общение с действительностью, но в то же время, не удаляя его вполне от действительности. Игры и являются той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства…".
  1. Актуальность темы  
Сегодня одной из актуальных задач дошкольного детства является стремление ребенка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти и применить необходимые знания и умения продемонстрировать свою активность, инициативность, направленность на результат и положительное подкрепление взрослого, начиная с раннего возраста. 
 Учитывая особенности современных детей, процесс воспитания дошкольников как субъектов здоровье-сберегающей деятельности и поведения, направлен на поиск таких игровых форм организации педагогической работы, которые привлекали бы детей и были бы эффективны в достижении поставленной цели. Одним из видов игр, которые могут быть использованы в ходе воспитания детей дошкольного возраста становятся игры-эксперименты.
Между игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра — вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга. Игра и экспериментирование объединены в одно значение, играя и экспериментируя, ребёнок учится общаться, развивается мышление, наблюдательность, познание новых знаний и самостоятельность.
Актуальность проведения в играх экспериментирования заключается в том, что это даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его  взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
 В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, обогащается словарь, развивается наблюдательность, внимание. Игры –эксперименты разрабатываются или отбираются воспитателем на основе следующих принципов:
  • учет возраста и опыта детей, ведущего вида деятельности;
  • доступности содержания игр;
  • сочетание наглядного материала и действий, словесного комментария воспитателя и действий детей;
  • ориентации на обеспечение «культурной практики» детей в игре;
  • сохранения положительного эмоционального настроя детей, активизации любознательности;
  • адекватного соблюдения темпа и времени проведения игр в педагогическом процессе;
  • постепенного усложнения игр;
 Для детей каждой возрастной группы следует подбирать игры-эксперименты, с соответствующей ведущей игровой деятельности детей.
 Игры-эксперименты в раннем дошкольном возрасте-это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для малыша-это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. 
                           1.2 Цель и задачи игр- экспериментов для детей ясельной группы.
Цель - развитие познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирования.

Задачи работы с детьми:

Образовательные:
  • формирование первоначальных представлений о свойствах и качествах объектов живой и неживой природы;
  • формирование способности самостоятельного исследования предметов;
  • обучение умению использовать приборы в  играх - экспериментирования(формочки, лейки , совочки и т.д.)
Развивающие:
  • развитие мелкой моторики и координации движений;
  • развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия;
  • развитие внимания и памяти;
  • развитие речевых способностей.
Воспитательные:
  • создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию;
  • создание дружеской атмосферы в группе во время проведения игр-экспериментов;
  • развитие элементарного самоконтроля и само-регуляции, воспитание усидчивости и аккуратности;
  • развитие умения выслушивать и выполнять задания взрослого.
 Развивать любознательность детей в исследованиях и обобщению результатов опытов
 воспитывать у ребенка познавательный интерес к окружающему миру. 
Углублять представления о живой и неживой природе.
Развивать любознательность детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.
. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира развивать навыки самостоятельной деятельности.
развивать навыки самостоятельной деятельности.
Развивать физические качества детей при содействии с песком и водой и пр., что способствует укреплению детского организм. 
Выражать словами свои ощущения, свойства и признаки материалов, предметов.
Чем больше в жизни ребёнка будет игр-экспериментов, тем шире и разнообразнее будет его эмоциональный мир.    
                                                      2. Основная часть
2.1.  Организация и методика проведения игр-экспериментов в группах ясельного возраста
Детям ясельного возраста свойственно наглядно-образное мышление.  Для малышей этого   возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. В  процессе игры в группах раннего возраста дети начинают принимать участие в совместной экспериментальной деятельности с воспитателем. Пока в этом возрасте они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму.
Игры-эксперименты в раннем младшем возрасте используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы. Малыши ясельного возраста   с огромным удовольствием любят играть и экспериментировать с объектами неживой природы: песком, водой, воздухом, камешками, и пр. Такие игры обладают терапевтическим эффектом – они нормализуют деятельность ребенка, возбудимого успокаивают, заторможенного – активизируют. Это благотворно влияет на психику, успокаивает, создает умиротворенное настроение, гасит негативные эмоции.
Такие играми-эксперименты можно проводить в процессе режимных моментов и использовать на прогулке, как часть наблюдения. Количество проводимых игр-опытов, экспериментов может варьироваться от одного в неделю до двух в месяц на усмотрение воспитателя. Игры- эксперименты могут проводится как запланированные, так и случайные   или   поставленные в ответ на вопрос ребенка. Ведущая роль принадлежит воспитателю, как носителю образцов действий с предметами и материалами. воспитатель участвует в играх экспериментах, таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия.
В этих играх создается проблемная ситуация в игровой форме, где воспитатель подсказывает детям, каким способом решить возникшую ситуацию, помогает сформулировать вывод исследования. Длительность проведения опытов, игр-экспериментов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап. Игры с экспериментированием могут проводиться как с подгруппой детей, так и с 2-3 малышами. Проводить такие игры-эксперименты с целой группой не рекомендуется, т.к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.
В процессе эксперимента мы не только знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляем элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развиваем мелкую моторику ребенка.
Очень важно, до начала игр-экспериментов, познакомить детей с правилами поведения с водой и песком:
- нельзя намеренно выливать воду из наполненной емкости;
- выкидывать песок из песочницы;
- нельзя брызгать водой на других детей; бросать песок;
- нельзя брать игрушки из песочницы в рот, пробовать песок и воду;
- после игры надо помочь убрать игрушки на свои места. 
Во время игр-экспериментов с водой необходимо обеспечить безопасность и комфортные условия для детей:
- Вода должна быть теплой (не вызывающей “тактильного дискомфорта” у детей, обеспечивающей безопасность для здоровья).
- Емкость целесообразно заполнять водой до уровня не ниже 7—10 см, чтобы малышам было удобно наполнять водой бутылочки, опуская их на дно, зачерпывать воду, и чтобы была возможность разнообразить игровые действия детей.
- Рядом должны находиться сухие тряпочки, салфетки, которыми можно воспользоваться в самых разных ситуациях.
- Материалы должны быть размещены так, чтобы ими было легко воспользоваться и воспитателю, и детям. 
При организации игр-экспериментов с песком важно учесть следующее:
- Песок должен быть чистый.
- Рядом должна находиться вода в лейке, чтобы можно было смочить песок.
- Материалы должны быть размещены так, чтобы ими было легко воспользоваться. 
Игры-эксперименты с детьми провожу эмоционально, в сказочной форме, произношу все приятным, доброжелательным голосом, чтобы в поведении детей ощущалась только радость. К каждому ребёнку стараюсь найти индивидуальный подход, учесть личностные особенности.
Неоценимую помощь оказывают мне в работе народные потешки, стихи детских поэтов, – они способствуют развитию речевого слуха, упорядочению движений очень динамичных детей, и побуждают к деятельности малоактивных детей. Присутствие игрового персонажа, его поддержка, добрый голос – настраивает детей на эмоционально-позитивную атмосферу. 
Для того чтобы заниматься с
 детьми играми-экспериментами и опытами, проводилась работа по созданию предметно - развивающей среды в группе : уголок экспериментирования (Приложение1) Также я подобрала наиболее подходящие игры – эксперименты с водой, песком и воздухом для ясельного возраста. Составленные   игры-эксперименты объединены в три тематически цикла:
  «Вода» «Песок» «Воздух» 
Картотека игр-экспериментов  
Тема: «Вода» Игры с водой очень полезны для малыша. Вода – совершенно уникальная среда. Она очищает, успокаивает, расслабляет, дарит всевозможные тактильные ощущения: может быть холодной и горячей, бежать тоненькой струйкой или разлетаться в стороны веселыми брызгами.
«Прозрачная вода»
Цель: познакомить детей с водой, её свойствами (прозрачная, без запаха, льётся, сформировать умения и навыки по использованию воды.
Материал: две прозрачные баночки (одна заполнена водой, другая – чаем); стеклянная баночка с широким горлышком; таз с водой, ложки, маленькие ковшики, сахар, стаканчики для детей, предметные картинки. Ход игры- эксперимента :
 в гости к ребятам приходит Капелька.
_ Кто такая капелька? Где живёт?
Ребятам предлагает узнать, что в банках. Дети убеждаются, что в одной – вода, в другой – чай.
_ Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем она пахнет?
Воспитатель предлагает детям наполнить стаканчики с водой с помощью ковшиков.
_ Что мы делаем? (переливаем, наливаем воду). Что делает водичка(льется). Послушайте, как она льётся. Какой слышен звук?
Воспитатель предлагает добавить в стаканчик ложечкой сахарный песок: помешать и понаблюдать, что сахар растворился.
Детям предлагается поиграть в игру «Узнай и назови»
Показывая картинки через банку с чаем, взрослый спрашивает: «Вы что – ни будь видите?» затем дети рассматривают картинки через банку с водой.
_ Что увидели? Почему так хорошо видно картинку? Какая вода? (прозрачная)
Что мы узнали о воде? Игры с песком доставляют удовольствие и детям, и взрослым. Но это не только развлечение. Играя с песком, дети познают окружающий мир, развивают мелкую моторику, тактильную чувствительность, что ведет к развитию речи обогащению словаря, координацию движений. Развивается общение со сверстниками, возможность выражать свои эмоции.
«Рыбалка»
Цель: закрепить знания о свойствах воды – льётся, можно процедить через сачок.                                                                                                                         Материал: таз с водой, сачок, ситечко, игрушечный дуршлаг, мелкие игрушки.
 Ход игры -эксперимента
- Рыболов, какую рыбку Ты поймал нам на обед? Отвечает он с улыбкой: - Это вовсе не секрет! Я сумел поймать пока Два дырявых башмака!
 Налейте в тазик воды и дайте малышу сачок для ловли аквариумных рыбок, небольшое ситечко с ручкой или игрушечный дуршлаг. В воду бросьте несколько мелких игрушек. Они могут плавать на поверхности или же лежать на дне. Предложите ребенку выловить сачком эти игрушки. Можно попросить его выловить какие-нибудь конкретные игрушки: «Поймай синий шарик, поймай красную рыбку» и т.д.
«Сказка о камешке»
Цель: на примере опыта показать, что предметы могут быть лёгкими и тяжёлыми.                                                                                                                        Материал: ванночка с водой, мелкие тяжёлые и лёгкие предметы, камешки.
Ход игры-эксперимента:
 На берегу озера лежал маленький камешек. Он смотрел на красивые лилии и кувшинки, которые плавали на воде, и думал: «Какие они счастливые, плавают, словно лодочки. Я тоже хочу поплавать!»  пришёл на берег озера мальчик, взял камешек и бросил в воду. Камешек обрадовался: «Наконец-то сбылась моя мечта! Я буду плавать!»
Но оказалось, что плыть он не может, потому что слишком тяжёлый. И камешек опустился на дно озера. Сначала он очень расстроился. А потом увидел, сколько вокруг весёлых рыбок, других камешков и красивых растений. Камешек перестал грустить и подружился с рыбками. Что поделаешь! Камешки тяжёлые и плавать не могут. Возьмите несколько небольших лёгких предметов, которые могут держаться на воде (например, пёрышко, мячик, бумажный кораблик, тонкую щепочку) и несколько тяжёлых предметов, которые будут лежать на дне (например, камешек, ключик, монетку). Наполните тазик водой. Дайте ребёнку один из предметов и попросите опустить в воду.
При этом говорите ему: «Посмотри, кораблик плавает! А ключик утонул – он тяжёлый! Лепесток плавает – он лёгкий!». «Как вода гулять отправилась» Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой. Материал: поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы, резиновая груша, ванночка с водой. Ход игры – эксперимента Воспитатель рассказывает детям: «Налили водичку в тазик и забыли про неё. Через некоторое время водичка заскучала: «Вот сижу я тут и ничего не вижу, а вокруг, наверное, столько интересного!» Хотела она из тазика вылезти, да не получилось - ручек и ножек у воды нет. Хотела кого-нибудь позвать, но голос у водички в тазике тихий - никто её не услышал.
А потом пришёл мальчик и подумала: «Зачем это здесь вода стоит?» и решил с ней поиграть. Воспитатель берёт поролоновую или другую впитывающую губку, резиновую грушу и пластмассовый шприц (без иглы). Наливает воду в небольшой тазик, ставит несколько пустых ёмкостей (чашек, мисок и т.п.). Просит ребёнка опустить губку в воду и показывает, как нужно отжать её в чашку. Потом набирает воду резиновой грушей и переливает её в другую ёмкость. То же самое проделает и со шприцом.
 «Пейте куклы вкусный сок» Цель: выявить свойство воды и красок, способность красок растворятся в воде и изменять её цвет.
 Материал: акварельные краски, кисточки, прозрачные пластиковые стаканы с водой.
Ход игры – эксперимента:
 Воспитатель говорит детям: «Однажды зайка решил показать маме фокус.  Он поставил на стол прозрачные стаканчики. Потом налил в них воду. Буль-буль потекла водичка. - Мама, закрой глаза! – сказал Зайка. Мама закрыла глаза и стала ждать, что будет. (И вы закройте глазки). - Открывай! – скомандовал Зайка. Когда мама открыла глаза, то увидела, что в стаканчиках вода теперь не простая, а разноцветная – жёлтая, красная, синяя, зелёная и оранжевая. (И вы покажите пальчиком, где какая). - Как красиво! – восхитилась мама. Предложите детям приготовить для кукол разноцветный сок, постарайтесь привлечь внимание ребёнка элементом волшебства: «А если опустим в стакан с водичкой кисточку с жёлтой краской, интересно, что получится. Какой это сок?» Накройте на стол, расставьте стаканы, усадите кукол, угостите напитками. Красная вода превратится в томатный сок, оранжевая – в апельсиновый, жёлтая – в ананасовый, синяя - в ежевичный.
«Купание кукол» Цель: выявить свойство воды- теплая, холодная, горячая. Материал: ванночка с водой, две куклы-пупсы, кукольные вещи.
Ход игры – эксперимента:
Искупайте кукол-голышей в теплой водичке, потрите их мочалкой и мылом, заверните в полотенце, обсуждая эти действия с малышом: «А сейчас будем кукол купать. Нальём в ванночку теплой водички - попробуй ручкой водичку, теплая? Отлично. А вот наши куколки. Как их зовут? Это Катя, а это Миша. Кто первый будет купаться? Катя? Хорошо. Давай спросим у Кати, нравится ей водичка? Не горячо?..» и т.д.
«Водонос»
Цель: познакомить со свойствами вещества, способствовать развитию координации движений.
Необходимый инвентарь: тазик с водой, два или три дет. ведерочка, ч. ложка, ст. ложка, поварешка, ситечко, губка. деревянные палочки.
Ход деятельности:
 Поставьте перед ребенком тазик с водой. Рядом положите чайную ложку, столовую ложку, поварешку, ситечко, губку. Предложите ребенку зачерпывать воду из тазика разными предметами и переливать в разные банки. Сравните, в какой банке воды окажется больше. Спросите, чем зачерпнуть вообще не получится.
 
«Сквозь сито»
Цель: познакомить с назначением предметов и свойствами вещества. Необходимый инвентарь: стакан, сито.
 Ход деятельности:
Поставьте перед ребенком тазик с водой. Пусть малыш льет воду из стакана в сито.
Тема «ПЕСОК» Игры с песком доставляют удовольствие и детям, и взрослым. Но это не только развлечение. Играя с песком, дети познают окружающий мир, развивают мелкую моторику, тактильную чувствительность, что ведет к развитию речи обогащению словаря, координацию движений. Развивается общение со сверстниками, возможность выражать свои эмоции.
Игры с песком имеют положительное значение для развития психики ребёнка, установления психологического комфорта.
 «Испечем куличики?»
Цель:
Познакомить детей со свойствами песка: песок сухой, сыпучий; из него нельзя построить куличики. Песок влажный: не сыпучий, из него можно построить куличики.
. Развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи. Расширять словарный запас детей. Воспитывать интерес к окружающему миру.
Оборудование: песок, лейка с водой, различные формочки, пластмассовые бутылочки.
Ход игры:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем играть с песком и делать куличики пирожки. Но сначала, давайте посмотрим, какой песок и можно из него сделать куличики?..
Воспитатель насыпает в формочку песок и пробует построить куличик. Песок из формочки рассыпается. Воспитатель приглашает 2-3-х детей, чтобы они могли построить куличики. Далее, воспитатель смачивает песок водой и пробует построить куличик. Куличик получается. Воспитатель предлагает детям самостоятельно построить куличики из влажного песка.
Далее воспитатель вместе с детьми делает вывод: сухой песок светлого цвета, сыпучий. Из него нельзя построить куличики. При смачивании песок становится темного цвета. Из него можно построить куличики.
Игра «Пересыпание сухого песка через воронку»
Цель: познакомить детей со свойствами сухого и влажного песка. Оборудование: песок, лейка с водой, различные формочки, пластмассовые бутылочки.
Ход игры:
Воспитатель подводит группу детей (не более 8 человек) к песочнице. Раздает детям бутылочки, ведерки, формочки. Показывает как сыплется песок через воронку, как пересыпается из ведерка в формочку. Затем поливает часть песка, перемешивает совком и показывает, что мокрый песок сыпать нельзя, но из него можно лепить, придавая разную форму. Воспитатель показывает детям как наполнять формочку, прижимать песок пальцами или совком, опрокинуть формочку на борт песочницы, украсить «пирог», «торт».
 Игра «Постройка домика для куклы»
Цель: закрепить свойства песка. Подвести к тематическим постройкам Оборудование: песок, лейка с водой, различные формочки, пластмассовые.
Содержание.
Воспитатель подводит детей к песочнице. «Смотрите какой желтый песок. Набирает на совок и ссыпает несколько раз: Ой, песок, песок! Вот песок какой! Сыплю я песочек, сыплю золотой!
Воспитатель: -сделаем из песка горку. Высокую горку. Помогайте мне. Давайте посадим вокруг горки цветы и кустики (веточки). Вместе с воспитателем дети втыкают их в песок. Вот какой красивый сад! А кто в нем будет гулять? Дети подсказывают, что кукла Нина. Давайте позовем ее. Появляется кукла. «Здравствуйте, дети! Какой красивый сад! Как красиво все кругом! Я хочу построить дом!».  Воспитатель: - Давайте построим дом для куклы. Строит. Появляется собачка. Для нее строят будку. Появляется козочка, ест траву, цветы, портит сад. Собака прогоняет козу – лает на нее. Кукла благодарит собаку за помощь. Такие постройки в игровой форме подводят детей к постройке огорода, озера.
Можно использовать ветки, цветы, фанерные игрушки.
 
«Делаем дорожки и узоры из песка»
Цель: продолжать знакомить со свойствами песка: из сухого можно нарисовать любой узор из мокрого – нет.
Ход игры:
Воспитатель раздает детям пластмассовые бутылочки наполненные сухим и мокрым песком. Сначала показывает, а потом предлагает детям нарисовать различные узоры. Мокрый песок не высыпается из бутылочки, тогда как сухой песок свободно высыпается из бутылочки. Далее, воспитатель с детьми рисуют коллективную картину песком.
В заключении дети подводят итоги: сухой песок сыпучий, наполнив им бутылочку можно нарисовать любой узор. Мокрый песок тяжелый, он не высыпается из бутылочки.
 
Игра «Топчем дорожки»
Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений.
Ход игры:
Воспитатель с малышом шагает по песку, оставляя следы, при этом можно приговаривать: «Большие ноги шли по дороге: То-о-п, то-о-п, то-о-п. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ! Топ-топ-топ! Топ!» Взрослый и ребенок могут изменять эту игру, изображая того, кто может оставлять большие и маленькие следы. Большие следы оставляет косолапый медведь. Маленькие следы оставит после себя маленькая белочка.
Игра «Я пеку, пеку, пеку»
Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, моторики рук.
Ход игры:
Ребенок «выпекает» из песка булочки, пирожки, тортики. Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками кукол.
Игра «Волшебные отпечатки на песке»
Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений.
Ход игры:
Воспитатель и малыш оставляют отпечатки на мокром песке своих рук и ног, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осминожки, птички и т. д.
 «Игра с решетом»
Цель: Развитие тактильных ощущений. Знакомство со свойствами песка.             
Ход игры:
Воспитатель показывает, как просеивать песок сквозь решето. Игра станет интереснее, если, просеивая песок, ребенок найдет небольшие игрушечные фигурки. (например, из «Киндер- сюрприза»)
Игра «Норки для мышки»
Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений.
 Ход игры:
Дети вместе с Воспитателем копают небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем воспитатель в норки прячет мышку, воспитатель хвалит малышей за такой замечательный домик, просовывая в него игрушку.
Игра «Заборчики»
Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движения.               Ход игры;
Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка. Или катать вдоль него грузовик.
Игра «Что я закопала в песок?»
Цель: Развитие внимания, памяти, наблюдательности.
Ход игры:
Воспитатель показывает 2-3 игрушки, спрашивает у детей по очереди, как называются эти игрушки. Затем предлагает всем повернуться спиной к песочнице и одну из них закапывает в песок. По сигналу: «Готово!», «Можно!», дети поворачиваются и отгадывают, какая игрушка зарыта в песок. Отвечает тот ребенок, которого назвал воспитатель. Игрушка выкапывается. Если ребенок правильно назвал, ему все хлопают в ладоши. Игра повторяется. 
Тема «Воздух» позволит обогатить знания и представления детей о воздухе, его свойствах, действиях с ним, повысит словесную активность и поисковую деятельность. 
Игра «Помоги кораблику поплыть»
Цель: обнаружить воздух, образовать ветер. Материал: бумажные и пенопластовые кораблики, ванночка с водой.
 Ход игры - эксперимента Стоят кораблики в синем море и никак не могут поплыть. Стали капитаны Солнышко просить: «Солнышко! Помоги нашим кораблям поплыть!» Солнышко им отвечает: «Я могу воду в море нагреть!» Нагрело Солнышко воду, стала вода тёплая, а кораблики всё равно не плывут.  Капитаны стали его просить: «Ветерок! Помоги нашим корабликам отправиться в путь!» «Это очень просто!» - сказал Ветер и стал дуть на кораблики. И кораблики поплыли.  Предложите детям опустить кораблики в ванночку с водой, спросите плывут ли кораблики, почему? Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли? Где «взять» ветер? У нас под носиком есть свой ветерок! Дети дуют на кораблик  создают ветер.
игра «Мыльные пузырьки»
Цель: вызвать желание пускать мыльные пузыри, познакомить с тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь.
Материал: мыльная вода, коктейльные трубочки, бутылочки с отрезанным дном, корпус гелиевой ручки.
Ход игры – эксперимента
Художественное слово
Водичка не любит нерях и грязнуль,
Кипит и ругается: «Буль-буль-буль-буль!»
Но если мы вымоем руки и лица,
Водичка довольна и больше не злится. 
Намыльте руки так, чтобы получилась пышная густая пена. Затем разъедините ладони так, чтобы между ними образовалась тоненькая прозрачная мыльная плёнка. Подуйте на неё – у вас получится мыльный пузырь. Пусть ребёнок подует на мыльную плёночку в ваших ладонях, помогите ему сделать свой мыльный пузырь.
Чтобы побудить ребёнка самостоятельно выдувать мыльные пузыри, предложите ему, помимо рамки из купленного пузырька, разнообразные трубочки – коктейльную трубочку, пластиковую бутылочку с отрезанным дном, или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубу. Чтобы получить твёрдую трубочку (коктейльные трубочки малыши часто закусывают или перегибают) можно разобрать гелиевую ручку и взять от неё корпус – прозрачную пластмассовую трубочку.
Воду для мыльных пузырей можно приготовить самостоятельно, используя жидкость для мытья посуды.
игра «Кто разбудил китёнка» 
Цель: познакомить с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его.
Вам понадобятся ванночка с водой, соломинки, мыльная вода в стаканчиках. 
Ветер дует-задувает,
Волны в море поднимает.
Море синее бурлит,
Недоволен папа-кит:
«Ну, на что это похоже!
Мой китёнок спать не может!
Ветер очень громко воет –
Не даёт нам всем покоя!»
Соглашается китиха:
«Надо, чтобы стало тихо!
Ветер, ветер, не гуди,
Нашу крошку не буди!» 
Возьмите соломинку для коктейля, опустите её в воду и попросите ребёнка подуть в соломинку так, чтобы вода забурлила. А если приготовить в ковшике мыльный раствор и подуть в трубочку, начнёт образовываться пена и из ковшика вырастет пышная мыльная «борода». 
 Игра Надувание мыльных пузырей
Цель: Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.
Что нужно для опыта: Тарелка (поднос), стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце, мыльный раствор в емкости (не использовать туалетное мыло).
Взрослый наливает в тарелку или на поднос 0,5 стакана мыльного раствора, кладет в середину тарелки предмет (например, цветок) и накрывает его стеклянной воронкой. Затем дует в трубочку воронки и, после того как образуется мыльный пузырь, наклоняет воронку и освобождает из-под нее пузырь. На тарелке должен остаться предмет под мыльным колпаком (можно вдуть при помощи соломинки в большой пузырь несколько маленьких пузырьков).
Взрослый объясняет детям, как получается пузырь, и предлагает им самим надуть мыльные пузыри. Вместе они рассматривают и обсуждают: почему увеличился в размере пузырь (туда проник воздух); откуда взялся воздух (мы его выдохнули из себя); почему одни пузыри маленькие, а 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»