Конспект исследовательской лаборатории ОО «Познавательное развитие» для детей 6-7 лет
Лаборатория магнитов
Давыдова Вероника Викторовна
воспитатель ГБДОУ дс № 32 общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому развитию детей
Калининского района Санкт-Петербурга
воспитатель ГБДОУ дс № 32 общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому развитию детей
Калининского района Санкт-Петербурга
Цель: Создать условия для формирования у дошкольников представлений о свойствах магнита.
Задачи:
- Образовательные:
Способствовать формированию понятий «магнетизм», «магнитные силы», «магнитное поле»; - Создать условия для самостоятельной исследовательской деятельности;
- Расширить представления детей об использовании человеком магнита
- Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со свойствами магнита; речь, внимание, логическое мышление, любознательность.
- Воспитывать желание приходить на помощь другим, доброжелательное отношение
- Мотивировать детей на исследовательскую деятельность
Демонстрационный: коробочка с винтиками, коробочки для разных предметов, иллюстрационные картинки, диктофон, схемы опытов, иллюстративный материал: ключи, винт, лист бумаги, карандаш, пластмассовая крышка.
Раздаточный: металлические, пластмассовые, деревянные, бумажные предметы, магниты на каждого ребенка, емкости, песок, стакан с водой, картон, конструкция «Лягушка», скрепки, магнитная лента.
Ход образовательной деятельности
Вводная часть
- Ситуация успеха
Дружить всегда,
Дружить везде,
И не бросать друзей в беде.
Воспитатель: Молодцы, хороший у Вас девиз. Ребята, присаживайтесь на стулья. Я тут ходила по группе и нашла разные предметы, сложила их в коробочку, хотите посмотреть, что я нашла?
Дети:- Да. (Открывается коробка, а там лежат винт, лист бумаги, кубик деревянный, пластмассовая крышка).
Воспитатель:Чем отличаются эти предметы друг от друга?
Дети: Они сделаны из разного материала. (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, молодцы. Найдите в группе по 1 предмету, сделанному из этих материалов, и разложите по коробкам на столе.
Дети ищут по 1 предмету. Приносят и раскладывают в разные коробочки.
Воспитатель: Из каких материалов сделаны эти предметы? (Ответ детей)
Воспитатель : Молодцы, ОЙ, сколько Вы металлических предметов нашли.
Я кажется здесь слышу, что-то….
Из коробки раздается голос.
- Проблемная ситуация
«Здравствуйте. Ребята! Это Я – Фиксик, меня превратили в винтик, и мне нужна Ваша помощь, чтобы я опять стал Фиксиком»
Воспитатель: - Интересно, как же мы его найдем среди других винтиков? Ой, тише! Фиксик опять, что-то говорит!!!
Фиксик: - Отыскать меня поможет загадка:
Этот жадный предмет
Все железо хватает.
Для него нормы нет,
Прилипаньем страдает.
Дети: - Магнит. (Дети находят нужный винтик, по очереди пробуют использовать магнит).
Воспитатель: Все предметы, кроме одного примагнитились. Остался винтик один! Среди всех винтиков отыскивают нужный винтик.
Фиксик: -Ура, нашли! Ребята, я снова смогу стать Фиксиком, когда Вы узнаете все о магните.
Воспитатель: А что Вы знаете о магните? (ответ детей)
А что бы Вы хотели узнать? (ответ детей).
Воспитатель: -Тогда я приглашаю Вас в лабораторию магнитов, где мы исследуем свойства магнита и все о нем это узнаем! Примагничивайтесь за меня и идем друг за другом.
- Практическое исследование свойств магнита
- Планета Земля - самый большой магнит
Круглый мячик,
На столе,
На одной,
Стоит ноге!
Воспитатель: -Что это?
Дети: - Глобус (ответы детей).
Воспитатель: -Как вы думаете, почему в лаборатории разместили этот предмет? Если Вы попробуете, подпрыгнуть и Вы найдете ответ на этот вопрос?
Дети подпрыгивают.
Воспитатель: -Когда Вы оттолкнулись от пола, и Вы приземлились на пол, что Вас притянуло?
Дети : Пол.
Воспитатель: Земля, как один большой магнит, имеет магнитные полюса –Северный -Синий и Южный-Красный
(воспитатель отмечает на глобусе магнитный «северный» полюс синим прямоугольником, а «южный» – красным). Земля притягивает к себе всё, она обладает магнетизмом. И ЭТО ЧУДО! У Земли есть магнитное поле, оно называется -силовым полем, то есть своеобразный щит, оберегающий нашу планету, если бы не было щита, то все, что находится на Земле, в том числе и воздух, унесло в космос.
Туристы и путешественники всегда берут с собой специальный прибор, чтобы ориентироваться. Он помогаем не заблудиться. Что это?
Дети: Компас.
Воспитатель: Да верно. Стрелка компаса - это магнит. Поворачиваясь, она показывает где находится северный полюс (рассматривают прибор).
- Игра-модель «Магнитное поле»
- Польза и значение магнита в нашей жизни
Дети смотрят презентацию, называют предметы в которых работает магнит.
Воспитатель: Давайте повернемся к столам и сделаем 3 шага назад. Перед Вами на столах, иллюстрации людей разных профессий. Назовите эти профессии? (Дети рассматривают картинки)
-Оказывается, эти люди используют магниты в своей профессии. Как Вы думаете, что это за прибор? В какой профессии он необходим? Что с помощью прибора можно делать?
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Что было бы, если не было магнита? (Ответы детей).
Воспитатель: Теперь я приглашаю Вас провести опыты с магнитом. Примагничивайтесь за меня и идем друг за другом. (Перемещение).
- Магнетизм
Воспитатель: Все ли металлические предметы притягивает магнит?
Давайте проверим? (Ответ детей)
-Дети проводят магнитом над предметами и не все металлы притягиваются к магнитам.
Воспитатель: Те металлы, которые притянулись имею магнетизм.
Воспитатель: А какие не притянулись?
Дети: металлы у которых нет магнетизма. (ответы детей)
Воспитатель: - Не все металлы относятся к магнитным материалам.
В нашей лаборатории выставка металлических изделий! Наверное она здесь не случайно! Давайте проверим? Есть в этих изделиях магнетизм? НЕТ!
Оказывается, алюминий, медь, золото и серебро они являются металлами, но не притягиваются к магниту!
- Материалы, которые не притягиваются к магниту, называются немагнитными!
ИТАК: первое свойство магнита -притягивать, примагничивать предметы. Оно называется магнетизм.
(Воспитатель выставляет схему №1).
- Игра «Притягивает – не притягивает»
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру. ВЫ будете магнитами.
Я буду называть предмет, в середине круга у нас будет ребенок-магнитик, если названные мною предметы притягивает магнит, мы будем сужать круг к центру, притягиваться к магниту, а если магнит не притягивает, то расширять наш круг. отходить от центра, (холодильник, стол, батарея, салфетка, скрепка, серебряная ложка, гвоздь, карандаш, алюминиевая кружка, ключ, золотое кольцо, книга, пила, полотенце, топор)
- Сила магнита проходит через воду
Игра -опыт с водой «Не замочив руки»
Дети проводят магнитом по стакану, скрепка, находящиеся на дне, притягивается к магниту.
Воспитатель: Расскажите, что вы делали, и что у вас получилось?
Дети: -Надо взять магнит, а затем вести магнит по внешней стенке стакана. Скрепка следует за движением магнита вверх. (Ответы детей).
Вывод: — Значит, магнитные силы проходят через воду.
(Давайте поставим схему №4).
- Сила магнита проходит через бумагу
(Ответы детей).
Игра -опыт с бумагой «Лягушка»
Воспитатель: Этот опыт мы сможем выполнить только если будем дружно и слаженно работать в парах! Распределитесь по парам. Задача такая: один человек держит лист ровно, второй кладет на лист лягушку и магнитом старается найти лягушку под листом. Если ваша пара слаженно работает, то лягушка сможет двигаться от одной кувшинки к другой! Если получилось оживить лягушку, пары должны поменяться ролями. А еще можно попробовать удерживать лист вдвоем, добавить вторую лягушку и попробовать двигать лягушек по листу. У самой дружной пары должно все получиться!
Воспитатель: Нас ждут еще опыты! Положите листы и лягушек! Откройте секрет, почему лягушки двигались?
Дети: -Внизу у лягушки есть металл, который притягивает магнит.
Воспитатель: -Что двигает лягушку?
Дети: - Сила магнита (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, сила магнита оказывают своё волшебное действие.
Сила магнита проходит через преграду-бумагу.
(Воспитатель ставит схему №2).
Воспитатель: Ребята молодцы. Как вы думаете, через воду сила магнита пройдет? (ответы детей). Сейчас мы это проверим.
Промежуточный вывод:
Расскажите, через что проходит сила магнита?
1 ребенок: Сила магнита проходит через бумагу;
2 ребенок: Сила магнита проходит через воду;
Воспитатель: Правильно, сила магнита проходит, через вещества и материалы. Как Вы думаете, как поведут себя два магнита, если их поднести друг другу?
Дети: Притянутся или оттолкнуться.
Воспитатель: Давайте, проверим от чего это зависит?
8.Опыт-притягивание и отталкивание магнита друг к другу.
На столе схема соединения магнитов
Дети подносят магнита друг к другу согласно схеме и наблюдают
Расскажите, что вы узнали?
Дети: Если соединить магниты разными цветами, красной и синей стороной (разными полюсами), то они притянутся. Если соединить магниты одинаковым цветом, синий с синим или красный с красным, то они оттолкнутся.
Воспитатель: Отлично, ребята, мы для Фиксика узнали еще одно свойство магнита! Вывешивается схема. (Схема №7)
Раздается голос, появляется герой Фиксик
Фиксик: Ураааа. Я опять стал Фиксиком, спасибо Вам большое ребята, это благодаря тому, что Вы много знаете о магните.
Итог:
Воспитатель: Опираясь на схемы, расскажите Фиксику, что Вы узнали о магните? (Работа со схемами.)
1 ребенок: Магнит притягивает предметы из особого металла, но есть металлы, которые не притягиваются магнитом.
2 ребенок: Сила магнита проходит через разные материалы (вода, бумага).
3ребенок: 2 магнита могут притягиваться и отталкиваться в зависимости от того, как их подносить друг к другу. (Ответы детей)
Воспитатель: Вы сегодня были молодцы, очень много узнали, помогли Фиксику.
Фиксик: Я для Вас оставил подарки, Вы можете сделать свой магнитик, а мне пора уходить, меня ждет Ваш электрик, надо ему помочь, Вероника Викторовна помогите, мне пожалуйста добраться до места, всем до свидания.
Дети прощаются с Фиксиком.
Воспитатель: Я вам предлагаю вечером сделать свой магнитик в подарок для наших мам ко Дню Матери! (Дети в вечернее время изготавливают магнитики ко Дню Матери)