Путешествие к подножию вулкана
Кутикова Наталья Ивановна
Цель: Познакомить с новыми природным явлением «Вулканом».Обучающие задачи: Формировать представление детей о природном явлении вулкан.
Продолжать расширять и уточнять представление детей об окружающем мире, природных явлениях.
Закрепить знания детей о наземном , воздушном и водном транспорте.
Развивающие задачи: Развивать речь, внимание, память, логическое мышление, продолжать учить устанавливать причинно – следственные связи (природные явления и человек).
Воспитательные задачи: Формировать представление о взаимопомощи, дружбе. Воспитывать гуманное, бережное отношение к окружающему миру.
СЛОВАРЬ: гора, вулкан, кратер, лава.
Предварительная работа:
Чтение книг о природе, беседы о почве, воздухе, воде. Наблюдение на прогулках за природными явлениями.
Дидактическое обеспечение: иллюстрации вулканов, макет вулкана, картинки с транспортом.
Структура занятия: Вводная часть (3 – 5 мин)
Цель: создание эмоционального настроя на занятие
Методические приемы: сюрпризный момент, обращение к личному опыту детей.
Основная часть (10 – 15мин)
Цель: реализация задач программного содержания.
Методические приемы: задание сказочного героя, вопросы воспитателя к детям, физкультминутка, дидактические игры «Классификация транспорта» ( с помощью картинок), «Четвертый лишний» .
Заключительная часть: (3- 5 мин)
Цель: подведение итога занятия
Методические приемы: вопросы воспитателя.
Ход занятия:
Воспитатель вместе с детьми открывает дверь , лежит письмо. Воспитатель удивляется ,берет письмо в руки ,читает письмо от Лунтика.
-Воспитатель: Здравствуйте ребята! Хотел вас познакомить с новым природным явлением «ВУЛКАН»,да не могу, немного приболел , но я предлагаю вам отправиться в путешествие, разыскать вулкан самим и все о нем узнать . Интересных вам приключений . Ваш Лунтик.
Воспитатель: Ну что ребята, пойдем путешествовать?
Дети: ДА, ДА .
Воспитатель: На чем люди путешествуют?
Дети: На машине, самолете, поезде и т. д.
Воспитатель: Как одним словом можно назвать все что вы перечислили?
Дети: транспорт.
Воспитатель : Каким бывает транспорт?
Дети: Наземным , водным, воздушным.
Воспитатель: На столе лежат перевернутые картинки, выбирайте любую из них и определите место для вашего транспорта .
Д/игра «Классификация транспорта»
Воспитатель: Кокой транспорт самый быстрый ?
Дети : Самолет .
Воспитатель : Давайте полетим на самолете. Вы согласны? Ответы детей.
Логоритмическую композицию Соколовой Е.Е. “На воздушном корабле”
Воспитатель: Я вижу реку, приземляемся.
Воспитатель: Ага! В А вот и задание от Лунтика.
В конверте лежат карточки, вам предстоит найти на каждой карточке лишний предмет, если вы угадаете, значит сможете перейти реку.
Д/игра «Четвертый лишний».
Воспитатель: Что изображено на карточке ? Ответы детей. (облака, дождь, радуга, автомобиль).
Воспитатель: Какой предмет лишний изображен на карточке?
Дети: автомобиль .
Воспитатель: Почему?
Дети: Облака, дождь, радуга, природные явления.
Следующая картинка (снег, ветер, молния , помидор).
Воспитатель: Смотрите, появился мост через реку. Идем дальше
Мы готовы для похода.
Поднимаем выше ноги.
По дороге мы идем.
Не спешим, не отстаем.
Руки за спину кладем
И по мостику пройдем.
(Изображения гор).
Воспитатель: Посмотрите, ребята, как вокруг красиво! Какие высокие, горы. А что такое горы? (Горы - это высокие участки Земли).
Воспитатель: Что есть у горы? (Подножие основание, склоны, вершина). Какие бывают вершины? (Острые).
Воспитатель: А что вы видите на вершинах гор? (Ответы детей: «Это снег!»). А почему на горах снег? (Ответы детей: «Потому что наверху очень холодно!»). Вы совершенно правы! Там, действительно, очень холодно). Какие горы бывают? (Горы высокие, низкие, средние, широкие, узкие, а верхушки острые).
Воспитатель Есть горы необычные, верхушки у них не острые, как у большинства гор, а будто срезанные. Они возникают в результате загадочного грозного явления природы. И сейчас мы с вами к ним отправимся
Воспитатель: Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте ее угадать.
Он огромный, он могучий,
Он бывает выше тучи.
Басом может он смеяться,
Кашей огненной плеваться.
Старый добрый великан –
Это дедушка……(Вулкан)
Воспитатель: Правильно ребята, это удивительное грозное явление природы вулкан.
Физкультминутка.
По дорожке мы шагаем
И ворон мы не считаем,
Смело мы идём вперёд,
Где вулкан уже нас ждёт.
Когда в гости мы пришли
Можно крикнуть 1, 2, 3.
Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно интересную легенду про вулкан.
Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносился далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от горы, чтобы не спалило огнем их дома, не засыпало пеплом сады и поля. Говорят, что с тех пор все огнедышащие горы стали называть вулканами.
Воспитатель: Ребята, понравилась вам легенда? Кто запомнил, почему огненные горы назвали вулканами.
Дети: В честь бога огня Вулкана.
Воспитатель: На что похож вулкан?
Дети: Вулкан - это большая гора с крутыми склонами.
Воспитатель: На какое геометрическое тело похож вулкан? (конус).
Воспитатель: Давайте заглянем внутрь вулкана.
Воспитатель: Что вы видите на вершине горы?
Дети: На вершине горы большая яма.
Воспитатель: Эта огромная яма с крутыми склонами называется кратер. Давайте все вместе повторим это новое слово кратер. А на дне красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Лава поднимается из под земли по жерлу вулкана, и выброс происходит из кратера. Когда куски лавы застывают, образуются новые камни.
Воспитатель: Какие цвета присутствуют на изображении вулкана Дети: Красный, оранжевый, желтый.
Воспитатель: Есть вулканы, которые много лет могут спать, а потом неожиданно просыпаются. Такие вулканы называются спящими или уснувшими.
Там, за морем, есть спящий вулкан. Давайте попробуем его разбудить. Но, чтобы добраться до него, нужно осторожно пройти по камням.
Воспитатель подводит детей к столу на котором находится макет вулкана.
Воспитатель: Вот он, наш вулкан. Посмотрите, что имеется на вершине горы? (кратер).
А что находится внутри вулкана? (жерло)
1.Насыпаем 3 ст. ложки белого порошка (питьевой соды).
2. Добавляем красной краски.
3 Несколько капель моющей жидкости (пипеткой).
А теперь внимание! Добавляем уксус.
Воспитатель: (дети наблюдают извержение вулкана).
«Спустя века закашлял злой
Вулкан и пеплом и золой.
По склонам лава потекла.
И землю сильно обожгла.
Вулкан гремит, вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
Но вот он начал уставать
-Огонь в нем начал угасать.
Последний раз огнем дыхнул.
И на десятки лет уснул»
Воспитатель: Получилось у нас разбудить вулкан? Что вы увидели, когда вулкан проснулся?
Дети: При извержении вулкана лава с большим напором вырывается из жерла и заполняет собой все вокруг.
Воспитатель: Как называется застывшая лава?
Дети: Когда куски лавы застывают, получаются новые камни
Воспитатель: Молодцы! Теперь вы узнали, что такое вулкан и как он извергается ! Сегодня вы познакомились еще с одним природным явлением «ВУЛКАНОМ» и его извержением , но как же Лунтик узнает, ходили мы в путешествие или нет? Я предлагаю вернуться в группу, а в свободное время нарисовать вулкан карандашами , отправить Лунтику рисунки и пожелать ему скорейшего выздоровления.