Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений.

Программа по развитию коллективной композиции по изобразительной деятельности
и декоративно-прикладному творчеству.

Ручной труд оригинальной и смешанной технике

Гарбузова Ирина Феликсовна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 44
комбинированного вида
Центрального района Санкт-Петербурга
«Дошкольный микрорайонный центр»
 
 
Пояснительная записка

 
Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
В.А. Сухомлинский

Ручной труд - это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Такой труд является декоративной, художественно - прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта. Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки. Правильно организованный ручной труд в детском саду дает детям представление о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики. Согласованности работы глаз и рук, совершенствованию координаций движений, гибкости, работы глаз и рук, совершенствованию координаций точности в выполнении действий. Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры, упражнения, пальчиковые разминки, конструирование, рисование, лепка, ручной труд помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, мастерить подарки своим близким. В процессе изготовления поделок формируется система специальных навыков и умений.
Программа рассчитана на образовательную деятельность детей во вторую половину дня. Продолжительность каждого занятия с учетом возраста детей и в соответствии с требованиями СанПиНа составляет 20-25 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Деятельность носит развивающий характер и, как правило, проходит в игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно – поисковыми задачами.
Данная методическая разработка поможет педагогам планомерно и последовательно использовать предложенный материал для развития интеллектуальных и творческих способностей у детей 5-7 лет.
Она может быть полезна воспитателям дошкольных учреждений и педагогам дополнительного образования.
 
Программа ставит перед собой цель:
Раскрывать и развивать творческие способности и задатки, заложенные в ребенке, через занятия ручным трудом.
Воспитывать гармоничную личность.
-Создать необходимые и благоприятные условия- комфортную эмоциональную среду для творческого развития ребенка, его самореализации через изобразительное и декоративно-прикладное творчество.    
-создавать условия для  экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительно- выразительными средствами и техниками (гуашь, акварель, пластилиновая мозаика, пластилинография, аппликация из сыпучих материалов, обрывание, конструирование, витраж, бумага кручение (квиллинг), сочинение и иллюстрирование, бросовый материал, чеканка.
- создавать совместные работы, панно, картины, макеты.
-развитие творческого воображения мозговой штурм.
- создание  семейных композиций.
Задачи:
Образовательная:
- Обучать теоретическим знаниям.
- Уметь использовать нетрадиционные техники и получать удовольствие от своей работы.
-Учить технологии работы с бумагой, красками и другими материалами.
-Давать представление об использовании бросового материала в изготовлении изделий.
-Совершенствовать различные художественные навыки во всех видах изобразительной деятельности.
-Учить изображать реальные и фантазийные образы.
- Обогащать, расширять и систематизировать знания, умения и навык.
-Учить создавать композицию в зависимости от сюжета, выделять в ней
главное и второстепенное.
 
Развивающая:
-Развивать творческие способности: чувство цвета, композиции, вкус.
-Развивать моторику рук (а значит и речь) глазомер , координацию движений.
-Развивать воображение, память, фантазию образное и пространственное мышление и артистичность.
-Развивать эмоциональную отзывчивость.
-Помогать ребенку, распознавать различные эмоции и эмоциональные состояния по рисунку.
-Поощрять индивидуальные оценки и выражение впечатлений, знакомить  с композициями.
 
Воспитательная:
-Воспитывать аккуратность и усидчивость.
-Воспитывать осознанное и бережное отношение к результатам своего труда.
-Формировать эстетическое отношение к окружающему миру. Развивать
стремление видеть в нем красивые необычные предметы и явления.
-Прививать ответственность и самостоятельность в достижении своих
целей.
-Формировать неравнодушное отношение к окружающему миру. Поддерживать и развивать спонтанность, эмоциональность и индивидуальность.
-Воспитывать нравственные качества: доброжелательность, толерантность, заботу, честность.
-Формировать коммуникативные навыки и потребность развиваться.
-Поощрять и позволять выражать свои эмоции, называть и обсуждать их, выводя на уровень осознанного диалога.
-Организовывать вместе с детьми выставки, обсуждать с ними результаты, придумывать названых для работ, создавать экспозиции картин.
-Воспитывать стремления действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, как отдельные изображения будут  объединяться в общую картину.
 
В ходе реализации программы предполагается использование различных природных материалов:
семена арбуза, яблока, дыни, тыквы; различные крупы
(гречка, рис, горох); сухие листья.
Для поделок используется соленое тесто,
макаронные изделия. Для работы с бумагой и картоном двусторонняя цветная бумага.
Для работы, с хлопчатобумажной
Тканью, иголки пуговицы и нитки.
Формы контроля освоения программы:
Анализ детских работ;
Работы по образцу;
Творческие работы.
Формы подведения итогов программы:
выставки; участие в смотрах, конкурсах детского сада, города и т.д. 
Материалы и оборудование
Ножницы
Кисточки для клея и красок
Краски акварель
Краски гуашь
Клей ПВА
Баночки для воды
Баночки для клея
Картон разного цвета
Цветная и белая бумага
Бумага разная по фактуре
Салфетки и клеенки для
работы с красками и клеем
Шаблоны
Трафареты
Макаронные изделия разного цвета и формы
Пуговицы и крупные бусины для декора
Простые карандаши
Фломастеры
Нитки
No40
Шпажки
Ленточки
Гелевые ручки
Формочки для теста звезды
Иголки No3
Игольницы
Наперстки
Ткань хлопчатобумажная 15х15
Пуговицы с двумя отверстиями
Тесьма для петли
Глаза самоклеющиеся
Доска для лепки
Мука и соль для приготовления
соленого тест.
 
Значение коллективной работы для развития ребёнка.
 
-Коллективные работы по изобразительной  деятельности и декоративно- прикладному  творчеству очень интересны и не предсказуемы по результату. Дети с удовольствием  участвуют   в выполнении коллективных работ, потому , что знают- в результате получится необыкновенная картина, великолепное панно или удивительный макет, и каждый ребёнок сможет  найти в общей работе частицу своего труда.
Я не только обучаю ребят навыками смешанной техники, но и в организации процесса  работы, в  постоянном  поддерживании интереса, а затем и в создании композиции из элементов.
 
Чтобы сделать коллективную работу с детьми, надо знать и выполнять простые требования:
 
Изображения предметов в работе должны быть приблизительно одного масштаба. Таким образом, задачу размера картин, панно , макетов ,  можно решить с самого начала .
Нужно соблюдать основные правила композиции . В данном случае рекомендуется:
- в пейзажных работах отводить почти равную площадь для земли и неба.
- в изображениях букетов цветы должны равномерно заполнять пространство листа.
- наиболее аккуратные и удачные изображения, сделанными детьми, приклеивать в центральной части панно, остальные – ближе краям.
- Основа для коллективной работы – большой лист, оформленный соответственно тематике, - готовится заранее.
Если это пейзаж, то лист делится на небо и землю приблизительно пополам, а половинки закрашиваются красками или заклеиваются цветной бумагой. Если будущая работа – натюрморт, то на листе уже должно быть изображение блюда или вазы.
В качестве основы можно использовать любую бумагу: картон от упаковки крупногабаритных товаров, газетный лист нужной величины, и рекламные проспекты. Чтобы наклеить на лист-основу цветную бумагу, не надо её всю намазывать клеем. достаточно закрепить её по углам и точечно посередине больших сторон. Работать легче и результат выглядит аккуратнее, ЕСЛИ НАНОСИТЬ КЛЕЙ ТОЧЕЧНО.
Каждую основу для коллективной работы оформляю в рамку, картина производит на детей потрясающее впечатление. Они с удовольствием показывают всем свои работы, гордятся участием в замечательной работе.
 
Литература:
  1. Алексеевская Н.А. Озорной карандаш – М.: Лист, 2000.
  2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в дошкольном возрасте. –М., 2000.
  3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль, 2003.
  4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Издательский центр “Академия”, 2003.
  5. Колцева Т.А. Природа и художник. Программа по изобразительному искусству для детей 6 лет. – М., 2008.
  6. Куревина О.А., Селезнёва  Г.Е. Путешествие в прекрасное. – М.: Баласс, 2009.
  7. Левин С. Д. Ваш ребёнок рисует. М.: Советский художник, 2000.
  8. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. –М., 2000.
  9. Макарова Е. Г. Преодолеть страх, или Искусствотерапия. М.: Школа-Пресс, 2000.
  10.  Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 2002.
  11. Неменский Б. М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 2001.
  12. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие. – М.: Мирос, 2002. – 208 с.
  13. Грушина Людмила Викторовна–Мастерилка. Елочные украшения.–М«Карапуз», 2013г.
  14. ГусаковаМ.А. Подарки и игрушки своими рукамиМ:«ТЦ Сфера»,1997г.
  15. Игрушки из бумаги, С -П, «Кристалл»,1997;
  16. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. –М.: «ТЦ Сфера»2005г.
  17. Лыкова Ирина Александровна,Грушина Людмила Викторовна«Из солёного теста. Лепим с мамой»Книги несказки, которых нет ни у кого:-М.: «Карапуз»,2009г.
  18. От рождения до школы Примерная основная общеобразовательн программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»201г.
  19. Румянцева Е. Аппликация. Простые поделки.-М.: «Айрис-Пресс»,2008г.
  20. СоколоваСветлана Оригами. Большая настольная книга для всей семьи 240 лучших проектов для совместного творчества; ил. С. Шикина.-М.:«Эксмо»,СПб.:«Домино»2009 –688с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»