Технологическая карта
Путешествие в Цифроград
Торгашева Наталья Николаевна
Пояснительная запискаПознавательное развитие (формирование элементарных математических представлений). Подготовительная группа компенсирующей направленности (дети с ТНР)
Цель: систематизация знаний детей о числе и цифре 8.
Задачи:
Обучающие:
- в игровой форме повторить дни недели;
- совершенствовать навыки счёта в пределах 10, закреплять понятие «числовой ряд»;
- упражнять в объединении геометрических фигур по разным признакам: цвету, форме, размеру; умение классифицировать предметы по различным свойствам;
- формировать представление о составе числа 8 из двух меньших; учить раскладывать число 8 на два меньших и получать из двух меньших одно большее число;
Воспитательные:
- формировать навыки оценивания детьми своей деятельности и эмоционального состояния;
- воспитывать доброжелательные отношения между дошкольниками, умение взаимодействовать друг с другом во время работы в группах.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, внимание, умение понимать и запоминать поставленную задачу и последовательно её выполнять;
- способствовать индивидуальному самовыражению детей;
Коррекционные:
- Развивать связную речь, речевой слух и координацию речи с движением, общие речевые навыки.
- Создать условия для формирования у ребенка желания узнавать новое, размышлять, делиться своими впечатлениями со взрослыми и сверстниками.
Целевые ориентиры | Образовательные результаты |
способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения: | активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; |
проявляет любознательность, задаёт вопросы; | проявляет интерес к новому, неизвестному; |
способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах деятельности | самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует); |
владеет элементарными математическими представлениями: | применяет усвоенные знания для решения проблем в ходе НОД; ориентируется в окружающем пространстве; способен рассуждать и давать адекватные умозаключения; знает цифры 0, 1–8, соотносит их с количеством предметов; решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения; определяет времена года, части суток; |
Межпредметные связи: «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Организация пространства: столы, стулья
План:
- Подготовительный этап: дидактические игры на формирование представлений о составе числа, игры на определение количества и состава предметов (из геометрических фигур), формирование первоначальных знаний о днях недели
- Основный этап НОД (речевое развитие) «Путешествие в Цифроград».
- Заключительный этап – раскраски-задаия «Цифра 8».
«Комплексные занятия», подготовительная группа, по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; Л. В. Минкевич, «Математика в детском саду», подготовительная к школе группа; В. П. Новикова, «Математика в детском саду», 6 – 7 лет; сайт: viki.rdf.ru.
Технология: Здоровьесберегающие, игровые, словесные, наглядные, практические, личностно – ориентированные.
Тип:
Этап технологии | Этап совместной деятельности | Деятельность обучающихся | Задания на этапах совместной деятельности | Образовательные результаты |
Погружение в ситуацию | организационный момент (настрой на предстоящую деятельность) | Дети приветствуют друг друга и педагога, ситуативная беседа - дети отвечают на вопросы, обращаясь к своему опыту |
Дети, вы не догадываетесь, почему я так нарядилась? Я сегодня не просто Ирина Васильевна, я – профессор математики и приглашаю вас всем вместе отправиться на научные математические изыскания. Хотите? Тогда быстренько приберите свои игровые места и подойдите ко мне. Готовы? | Закрепление коммуникативных навыков, положительные эмоции в ситуации образовательной деятельности |
Основной этап | Создание проблемной ситуации | Присаживаются на ковёр, отвечают на поставленные вопросы Выбирают карточки с индивидуальными заданиями и решают их. Осматривают помещение, находят указательные стрелки, следуют по направлению цифры 1 и находят задания в конвертах, делятся на 4 группы по одинаковым изображениям на «амулетах». Внимательно слушают задание и запоминают его, затем выполняют. Рассказывают, по какому признаку разделили фигуры, и по сколько фигур в каждом ряду. Отвечают на вопросы воспитателя, проговаривают состав числа 8: 7 и 1, 1 и 7; 6 и 2, 2 и 6; 5 и 3, 3 и 5; 4 и 4. Музыкальная и двигательная деятельность. Выполняют движения в соответствии со словами песенки. |
Я предлагаю отправиться всем вместе в необычный город: Цифроград для математических исследований. Там нам понадобятся ум, смекалка, сообразительность, ловкость и быстрота. Поэтому давайте сначала сделаем разминку. 1.Упражнение «Считай дальше» (3, 6, 2, 7…), «Считай обратно» (8, 6, 10…) . 2. Упражнение «Назови пропущенное число»: 1,2,3,5,6,7,8,9,10 3. Какое число я загадала, если оно на 1 больше 7 и на 1 меньше 9? 4. Назовите день недели, который я пропустила: понедельник, вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье. хорошо, 5. Назовите 6-ой день недели. 6. Назови лишнее слово в ряде слов: зима, среда, весна, осень. 7. Назови лишнее слово в ряде слов: один, три, круг, пять. 8. Назови лишнее слово в ряде слов: плюс, минус, пятница, равно. 9. Назови лишнее слово в ряде слов: круг, квадрат, декабрь, 10. Сейчас будут логические задачи, они потребуют от вас большего внимания, готовы? (задачи сопровождаются иллюстрациями после решения детей) 1.На березе созрели 3 яблока, а на дубе – 2. Сколько яблок созрело на деревьях?(ответ детей – нисколько, потому что на березе и на дубе яблоки не растут) 2. К нам в квартиру на неделе 4 коршуна влетели, 2 совы, 5 воронов, сколько птиц было всего? (хищные птицы обитают в лесах и на полях, так что в форточку они залететь не могут) - Ребята, вы все очень внимательно слушали и поэтому отлично справились с заданием. Умницы. Вы заработали вот такие амулеты, которые помогут нам в дальнейшем путешествии. -Что же, мы будем сегодня исследовать? Это вам предстоит догадаться самим. Посмотрите вокруг. Что необычного заметили? (в разных местах нарисованы стрелки ) Как вы думаете, что они означают? (показывают нам что-то). - С каким номером стрелку будем искать сначала? (1) Ищите. Что нашли? (4 конверта). Давайте распределимся на группы, чтобы выполнить быстрее все задания из конвертов. Вам помогут амулеты. Ищите одинаковые. Это и будет ваша группа. (Задание выполняем на 4 столах) - Что у вас в конвертах? Задание такое: надо посчитать и запомнить, сколько геометрических фигур всего? Затем: разделить фигуры на две части по какому-либо признаку и разложить их в два ряда, посчитать. 1). 8 фигур – по форме; 2). 8 фигур – по размеру; 3). 8 фигур – по цвету; 4). 8 фигур – с углами и без углов. Молодцы! Отлично справились с заданием. Какой следующий номер стрелки будет? (2) Кто нашёл? ( На доске – числовой ряд, отсутствует цифра 8) - Интересно, а здесь-то что мы должны сделать? Какой следующий номер стрелки будет? (3) Кто нашёл? Быстро ходит Осьминог. - У него же восемь ног! Быстро нить плетёт Паук. - У него же восемь рук! Кто бы мне приделать смог: Восемь рук И восемь ног! - И в этом стихотворении мы встретились с каким числом? Догадались, кто сегодня будет нашей королевой? (8) - Посчитайте, сколько раз наша шутница спряталась в весёлого Снеговичка? Какой следующий номер стрелки будет? (4) - А сейчас мы с вами начнём серьёзное исследование. Нам нужно узнать, из каких частей состоит число 8? Каждый раз просчитываем число предметов в каждом ряду. Прочитываем получившиеся примеры. Задаёт вопросы на состав числа 8: - Сколько жёлтых звёздочек? - Сколько красных звёздочек? - Сколько всего звёздочек? - Какое математическое выражение можем составить? - А если сначала посчитаем красные звёздочки, а потом - жёлтые? (синие и коричневые круги, жёлтые и красные солнца, синие и голубые облака). - А сейчас результат деления числа 8 мы поместим в домик с этажами. Помогут нам это сделать весёлые обезьянки. Но сначала давайте немного отдохнём, превратившись тоже в обезьянок. Физминутка «Мы весёлые мартышки» Задаёт вопросы и помещает в окошки домика нужные цифры. - Сколько обезьянок осталось в первом ряду? - Сколько обезьянок во втором ряду - Значит, число 8 состоит из каких двух меньших чисел? |
Сформирован интерес к предстоящей деятельности; поисковая активность. Закреплены навыки прямого и обратного счёта в пределах 10. Закреплено умение ориентироваться во времени. Сформировано умение понимать задание и запоминать очерёдность его выполнения, продолжать учить объединять геометрические фигуры по определённому свойству. Умеют раскладывать число 8 на два меньших и составлять математические выражения на сложение. |
Заключительный этап | Анализ результатов деятельности, рефлексия | Обсуждение результатов деятельности на встрече | Вот и подошли к концу наши исследования. Мы много узнали о числе… 8: его место в числовом ряду, на какие части можно разделить, даже – как можно рисовать с помощью восьмёрки. - Ребята, вам понравилось производить исследования? Что сегодня мы научились делать? - Что понравилось больше всего? А что вызвало затруднения? - А как вы думаете, играть с ней можно? - Сейчас я предлагаю вам поиграть с восьмёркой: вот здесь на столах вы видите различные развивающие игры. Задача: построить цифру 8. А вы выберите сами, из чего: кубиков «Сложи узор», или палочек Кюизенера, или собрать из мозаики. |
Ребенок способен применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных, как взрослым, так и самим ребенком. |