Загадка как средство развития математических представлений
Седун Ольга Евгеньевна
Из многообразия математических игр и развлечений детям в дошкольном возрасте доступны и интересны загадки. Загадка как средство усвоения представлений о некоторых математических понятий (множество, отношение, величина, число и т.д.), привития любви к народному творчеству, живому, образному и точному слову, развития речи на занятиях по формированию элементарных математических представлений.Загадки – замечательные образцы устного народного творчества. Загадки математического содержания оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждения, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). В этих загадках предмет или явление анализируется с количественной, пространственной, временной точки зрения.
Разгадывание загадок математического содержания – это увлекательная игра, вызывающая у ребенка радостное, приподнятое эмоциональное состояние. Одновременно это своеобразное умственное упражнение в выделении количества, формы, размера как общих признаков анализируемых предметов, определении простейших математических связей и зависимостей.
Условно загадку можно классифицировать следующим образом.
1. загадки, в которых есть слова, связанные с понятием числа цифры.
Восемь ног,
Как восемь рук,
Вышивает шелком круг.
(Паук.)
2. загадки, в которых есть слова, связанные со сравнением множеств, величин, чисел: больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче, шире – уже и т. д.
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик – в роднике,
А широкий – в море.
( Река.)
3. загадки, в которых есть слова, связанные с временными пространствами и понятиями: части суток, вчера, сегодня, завтра, дни недели, месяцы, времена года.
Братьев этих ровно семь,
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний –
Появляется передний.
(Дни недели.)
4. загадки, в которых есть, слова связанные с пространственными представлениями и понятиями.
Тра – та – та!
Тра – та – та!
Сверху кожа,
Снизу тоже,
В середине пустота.
(Барабан.)
5. загадки в которых есть слова, связанные с формой предметов, раскрывающие свойства геометрических фигур.
Кругла, как шар,
Красна как кровь,
Сладка, как мед.
(Вишня.)
Но есть и другая классификация загадок:
1. загадки, в которых встречаются различные числа, предмет характеризуется с количественной стороны;
2. загадки, раскрывающие и качественные признаки предмета, и такие его свойства, как длинна, ширина, высота, толщина, объем;
3. загадки, в которых указывается форма предмета, раскрываются некоторые свойства геометрических фигур;
4. загадки, характеризующие предмет или явление с пространственно – временной точки зрения.
В загадках математического содержания предмет или явлений анализируется с количественной, пространственной и временной точек зрения, подмечаются простейшие математические отношения.
Загадка может стать исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (число, отношение, величина и т.д.). например, загадку:
«Вспушит она свои бока,
Свои четыре уголка.
И тебя, как ночь настанет,
Все равно она притянет»
(подушка)
Можно использовать для знакомства с числом и цифрой 4.
После того как дети ее разгадают, работа продолжается. Воспитатель предлагает вспомнить, о чем эта загадка; показать соответствующую числовую карточку; найти в кассе цифр и показать соответствующую числовую карточку; назвать соседей числа 4 в числовом ряду; объяснить, как получили число 4; сравнить число 4 с последующим и предыдущим числами. Старшим дошкольникам можно предложить вспомнить состав числа 4 из единиц и двух меньших чисел (на наглядной основе), например:
4=1+1+1+1; 4=1+3; 4=2+2; 4=3+1. Для закрепления и конкретизации знаний о геометрических фигурах и частях суток, формирование навыка распознавания и умения называть их можно использовать следующие загадки.
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длинны.
Всем его представит рад.
Как зовут его?
(Квадрат.)
Интересно можно организовать и процесс отгадывания загадок: отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные и в то же время чем то близкие предметы, выделять в них сходные признаки, группировать и путем исключения ошибочных ответов находить отгадку, отражая это в речи.
Понимание внутренней структуры загадки позволяет педагогу обучать детей их отгадывать (понимать их содержание, объяснять и доказывать правильность отгадки), а также учить составлять загадки самостоятельно.
Чтобы отгадать загадку, детям нужно осуществить ряд операций в следующей последовательности: выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта (анализ); сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные связи между ними (синтез); на основе соотнесения признаков и выделения связей отгадать загадку (умозаключение).
Иногда для отгадывания загадки бывает достаточно одного признака, догадки, озарения. А вот чтобы доказать правильность отгадки, необходимо подробное, последовательно развернутое логическое рассуждение – доказательство. Чтобы побудить ребенка к нему, следует выяснить каким путем он шел, отгадывая загадку. Для этого можно предложить ответить на вопросы: «Когда ты догадался? Почему ты так решил?». Для доказательства нужно выделить в загадке все признаки, установить все связи между ними, сопоставить их с отгадкой.
Доказательство начинается с объяснения отгадки, которая потом подтверждается перечислением признаков предмета. Этим способом (дедуктивный) дети пользуются чаще всего: в силу возрастных особенностей они стремятся как можно быстрее дать ответ. Можно поступить по-другому: в начале рассуждения – доказательства дети рассматривают признаки и устанавливают связи между ними, а отгадка становится логическим итогом этого рассуждения (индуктивный способ).
Отбирая загадки для работы с детьми, нужно прежде всего исходить из доступности содержания, полноты, точности характеристик, сложности художественного образа и опыта ребенка.