Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Загадка как средство развития математических представлений

Седун Ольга Евгеньевна
Из многообразия математических игр и развлечений детям в дошкольном возрасте доступны и интересны загадки. Загадка как средство усвоения представлений о некоторых математических понятий (множество, отношение, величина, число и т.д.), привития любви к народному творчеству, живому, образному и точному слову, развития речи на занятиях по формированию элементарных  математических представлений.
Загадки – замечательные образцы устного народного творчества. Загадки  математического содержания  оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждения, владения умственными  операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). В этих загадках предмет или явление анализируется с количественной, пространственной, временной точки зрения.  
Разгадывание загадок математического содержания – это увлекательная игра, вызывающая у ребенка радостное, приподнятое эмоциональное состояние. Одновременно это своеобразное умственное упражнение в выделении количества, формы, размера как общих признаков анализируемых предметов, определении  простейших математических связей и зависимостей.
Условно загадку можно классифицировать следующим образом.
1. загадки, в которых есть слова, связанные с понятием числа цифры.
                            Восемь ног,
                            Как восемь рук,
                            Вышивает шелком круг.

                                         (Паук.)
2. загадки, в которых есть слова, связанные со сравнением множеств, величин, чисел: больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче, шире – уже и т. д.
               Чуть дрожит на ветерке
               Лента на просторе.
               Узкий кончик – в  роднике,
                А широкий – в  море.
                              ( Река.)
3.  загадки, в которых есть  слова, связанные с временными пространствами и понятиями: части суток, вчера, сегодня, завтра, дни недели, месяцы, времена года.
                           Братьев этих ровно семь,
                            Вам они известны всем.
                            Каждую неделю кругом
                            Ходят братцы друг за другом.
                            Попрощается последний –

                           Появляется передний.
                                             (Дни недели.) 
4. загадки, в которых есть, слова связанные с пространственными  представлениями и понятиями.
               Тра – та – та!
               Тра – та – та!
               Сверху кожа,
               Снизу тоже,
               В середине пустота.

                                  (Барабан.)
5. загадки в которых есть слова, связанные с формой предметов, раскрывающие свойства геометрических фигур.
               Кругла, как шар,
               Красна как кровь,
               Сладка, как мед.
                            (Вишня.)
Но есть и другая классификация загадок:
1. загадки, в которых встречаются различные числа, предмет характеризуется с количественной стороны;
2. загадки, раскрывающие и качественные признаки предмета, и такие его свойства, как длинна, ширина, высота, толщина, объем;
3. загадки, в которых указывается форма  предмета, раскрываются некоторые свойства геометрических фигур;
4. загадки, характеризующие предмет  или явление с пространственно – временной точки зрения.
В загадках математического содержания предмет или явлений анализируется с количественной, пространственной и временной точек зрения, подмечаются простейшие математические отношения.
Загадка может стать исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (число, отношение, величина и т.д.). например, загадку:
 «Вспушит она свои бока,
 Свои четыре уголка.
И тебя, как ночь настанет,
Все равно она притянет»
 (подушка)
Можно использовать для знакомства с числом и цифрой 4.
После того как дети ее разгадают, работа продолжается. Воспитатель  предлагает вспомнить, о чем эта загадка; показать соответствующую  числовую карточку; найти в кассе цифр и показать соответствующую  числовую карточку; назвать соседей числа 4 в  числовом ряду; объяснить, как получили число 4; сравнить число 4 с последующим и предыдущим числами. Старшим дошкольникам  можно предложить вспомнить состав числа 4 из единиц и двух меньших чисел (на наглядной основе), например:
4=1+1+1+1;          4=1+3;      4=2+2;           4=3+1.        Для закрепления и конкретизации знаний о геометрических фигурах и частях суток, формирование навыка распознавания и  умения называть их можно использовать следующие загадки.
                            Он давно знакомый мой,
                            Каждый угол в нем прямой.
                            Все четыре стороны
                            Одинаковой длинны.
                            Всем его представит рад.
                            Как зовут его?
                                                  (Квадрат.)
Интересно можно организовать и процесс отгадывания загадок: отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные и в то же время чем то  близкие предметы, выделять  в них  сходные признаки, группировать и путем исключения ошибочных ответов находить отгадку, отражая это в речи.
Понимание внутренней структуры загадки позволяет педагогу обучать детей их отгадывать (понимать их содержание, объяснять и доказывать правильность отгадки), а также учить составлять загадки самостоятельно.
Чтобы отгадать загадку, детям нужно осуществить ряд операций в следующей последовательности:  выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта (анализ); сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные связи между ними (синтез); на основе соотнесения признаков и выделения связей отгадать загадку (умозаключение).
Иногда для отгадывания загадки бывает достаточно одного признака, догадки, озарения. А вот чтобы доказать правильность отгадки, необходимо подробное, последовательно развернутое логическое рассуждение – доказательство. Чтобы побудить ребенка к нему, следует выяснить каким путем он шел, отгадывая загадку. Для этого  можно предложить  ответить на вопросы: «Когда ты догадался? Почему ты так решил?».  Для доказательства нужно выделить в загадке все признаки,  установить все связи между ними, сопоставить их с отгадкой.
Доказательство начинается с объяснения отгадки, которая потом подтверждается перечислением признаков предмета. Этим способом (дедуктивный) дети пользуются чаще всего: в силу возрастных  особенностей они стремятся как можно быстрее дать ответ. Можно поступить по-другому: в начале рассуждения – доказательства дети рассматривают признаки и устанавливают связи между ними, а отгадка становится логическим итогом этого рассуждения (индуктивный способ).
Отбирая загадки для работы с детьми, нужно прежде всего исходить из доступности содержания, полноты, точности характеристик, сложности  художественного образа и опыта ребенка.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»