Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Сикорова Валентина Александровна
Особую роль в нравственном воспитании ребёнка играют сказки. Знакомя детей с произведениями устного народного творчества и прежде всего со сказками, необходимо объяснить детям, почему сказка называется народной: “Эту сказку знали ещё бабушки и дедушки наших бабушек и дедушек.” И неизвестно, кто её придумал, вот и говорят – народная. Сказки помогают показать детям: как дружба помогает победить зло, как добрые и миролюбивые побеждают, и что зло наказуемо. Положительные герои сказок, как правило, наделены мужеством, смелостью, честностью, упорством в достижении целей. Для девочек это красная девица (рукодельница, умница, трудолюбивая…), а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый…). Сказка не даёт прямых наставлений детям, но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах. Как показывает практика, сказки можно использовать и как средство обучения детей основам безопасности жизнедеятельности. Размышляя над сказкой, дети учатся определять положительных и отрицательных героев, правильно оценивать их поступки. Они знают, кто из героев плохой, как помочь обманутому и обиженному, как защитить его. У детей хрупкая и ранимая психика, и сказки являются универсальным средством, которое позволяет без морального и эмоционального ущерба, рассказать им об отрицательном в жизни, и проводить параллели с современной действительностью.
Большое значение имеет приобщение детей к волшебным и героическим сказкам. Идейное содержание этих сказок – подвиги героев во имя освобождения родной земли, своего народа от зла и насилия, от врагов и чужеземных захватчиков – способствует раскрытию идей патриотизма. Проявление интереса детей к различным к образцам народного творчества может рассматриваться, как показатель зарождающегося чувства любви к родному краю, его истории, природе, труду людей. Сказки в зависимости от темы и содержания, наводят на размышление. Нередко, ребёнок заключает: “Так в жизни не бывает”. Невольно возникает вопрос: “А как бывает в жизни?”. Беседа, рассказчика с ребёнком, содержащая ответ на этот вопрос, имеет познавательное значение. Следует отметить, что познавательное значение сказок, распространяется, в частности на отдельные детали народных обычаев и традиций, и даже на бытовые мелочи. Слушание произведений народного творчества дают детям возможность детям узнать традиции и обычаи народов, познакомится с бытом и укладом их жизни. Так, на примере всеми любимой сказки “Колобок”, можно познакомить детей с традиционной пищей русского народа (колоб) и рецептом его приготовления, но и расширить их представления о быте русского народа, пояснить понятия “амбар”, “сусек”. Сказка совершенствует, обогащает детскую психику, так как слушающий сказку ребёнок чувствует себя её активным участником и всегда отождествляет себя с тем из её персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу. В этом-то деятельном сочувствии малых детей благородным и мужественным героям литературного вымысла и заключается воспитательное значение сказки.
Сказки служат не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но и оказывают огромное влияние на развитие речи. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, как богата родная речь юмором, образными выражениями, сравнениями. Сказка – средство эмоционально-волевого развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников. Восприятие искусства всегда связано с опережением. У детей старшего дошкольного возраста сопереживание носит непосредственный характер: они представляют себя с полюбившимися героями произведений, проникают во внутренний мир героев сказок, копируют их характер. Так вживаются в образ, что с помощью воображения становятся участниками событий (судьбу зайчика, изгнанного из его избушки лисой, дети примеряют к собственной, и, сопереживая, мыслят примерно так: “Что бы я сделал, если бы меня кто-то выгнал из дома?”) С помощью сказки дети познают мир не только умом, но и сердцем, и не только познают, но и откликаются на события и явления окружающего мира, выражают своё отношение к добру и злу. Благополучный конец сказки воспитывает оптимизм, уверенность в преодолении любых трудностей. Сказка с последующим её пересказыванием способствует развитию мышления и обогащению языка ребёнка. Дети любят волшебные сказки, и сказки о животных. Кот, петух, заяц, волк, лиса, медведь, как наиболее  знакомые детям животные, из жизни перешли в сказку. Всё фантастическое в сказке тесно связанно с реальной действительностью, и не уводит детей от неё, а наоборот, служит раскрытию жизненной правды. Содержание сказок даёт детям знание о природе. Из тех же народных сказок дети узнают об образе жизни животных, об их повадках, о том, какие черты присущие тому или иному зверю. Многие интересные особенности поведения животных, произрастания растений, суть некоторых явлений неживой природы, недоступны для наблюдения и здесь на помощь приходит сказка. Из сказок дети узнают об особенностях жизни животных в природных условиях, а том, как они устраивают свои жилища, заботятся о своих детёнышах, добывают пищу. Первичные представления о многих животных, особенностях их поведения, формируются у ребёнка именно под влиянием сказки. Сказка занимает особое место в жизни дошкольника. Сказочные образы ярко эмоционально окрашены и долго живут в сознании детей. К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются на не сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени сесть с ребёнком и почитать книгу. На самом деле, сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а также формирует поведенческие стереотипы  будущих членов взрослого обществам. Сказочный вымысел всегда педагогичен. Он используется, как средство воспитания лучших человеческих качеств. Сказка обогащает внутренний мир детей, они тянутся к ней.  

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»