Конспект музыкального занятия в подготовительной общеобразовательной группе (6 - 7 лет).
Театральное творчество с элементами логоритмики, ритмопластики, психогимнастики (мимика, пантомимика)
Театральное творчество с элементами логоритмики, ритмопластики, психогимнастики (мимика, пантомимика)
Дюймовочка
Музыкальная сказка – импровизация по мотивам сказки Г-Х. Андерсона
Бабина Светлана Васильевна,
музыкальный руководитель ГБДОУ № 23
Петроградского района Санкт-Петербурга
Цель:музыкальный руководитель ГБДОУ № 23
Петроградского района Санкт-Петербурга
– развитие музыкальных способностей детей через познавательную, коммуникационную, танцевальную и коммуникационную деятельность;
Задачи:
– развивать танцевальные навыки, способствовать развитию творческих способностей;
с помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма.
Средства обучения:
1. Оборудование:
– муз. центр, ноутбук, мультимедийный проектор;
2. Наглядный материал:
– презентация со слайдами «Дюймовочка»
Участники:
Взрослые:
Ведущий
Дети:
Дюймовочка, жаба, мотылек, рыбка, жуки, мышь, крот, ласточка, лягушата, цветы, заяц, волк, белка, медведь, лиса, эльфы
Предварительная работа: чтение худ-го произведения «Дюймовочка» Г.- Х. Андерсена, просмотр мультфильма.
Атрибуты, реквизит:
Костюмы персонажей; горшочек с ростком, синий материал, кувшинка, веревка; ягоды (бутаф.), большой зеленый лист; «норка» мыши, самовар, чайная посуда, столик, стулья, скатерть, платок , пяльцы, палка, крылышки.
Ход занятия:
(Дети сидят на ковре, врассыпную. Звучит фонограмма Ж . Сен – Санса «Лебедь». Свет приглушен)
Вед: Ребята, все вы знаете сказку «Дюймовочка», и читали, и смотрели мультфильм. А сегодня мы сами станем участниками этой сказки, т. е. станем ее персонажами. Персонажи мы будем изображать движениями тела, а я буду вам показывать. Давайте встанем. Приготовились, итак…Жила — была на свете одна женщина, у нее не было детей, а ей очень хотелось их иметь. Она пошла к волшебнице, и та дала ей ячменное зернышко. Это зернышко женщина посадила в горшочек. Из него вырос чудесный цветок!
(Дети садятся на корточки, руки перед грудью, ладошки вместе лодочкой, внутри круга сидит Дюймовочка)
Логоритмическое упражнение «Цветок»
Под музыку дети постепенно встают,
одновременно поднимая руки вверх,
голова тоже поднимается за руками,
приподнимаются на носочках
и тянутся вверх всем телом.
Вед.: Вдруг, заиграла волшебная музыка, цветок раскрылся...
Дети опускают медленно руки
через стороны и медленно садятся.
…и из него вышла чудесная девочка, которую назвали Дюймовочкой.
(Свет включить. Дюймовочка встает)
Вдруг, в дом к Дюймовочке, запрыгнула жаба.
- Ква – ква – ква , какая славная девчонка! Ква – ква – ква, она будет отличной женой моему сыночку, ведь он красавец хоть куда!
Жаба схватила Дюймовочку, потащила к болоту и привязала ее к кувшинке. Дюймовочка испугалась, ей совсем не хотелось быть женой жабы – сына и весь век прожить в болоте. Выглянули из болота лягушата, окружили Дюймовочку и запели... ква – ква – ква …
(выбегают дети – лягушата)
Логоритмическое упражнение «Лягушата»
1. Попеременно прыгать на каждой ноге, в полуприседе, руки на уровне плеч, пальцы растопырены;
2. Лечь на живот, руки отвести назад, поднять ноги, согнув в коленях. Руками обхватить стопы, подтянуть ноги и прогнуться;
3. Прыгать на корточках, на полупальцах, руки на уровне плеч, пальцы растопырены;
Вед.: Лягушки пожалели Дюймовочку и решили ей помочь. Они разбежались в разные стороны и исчезли в болоте. Дюймовочка заплакала, очень уж ей стало одиноко и страшно. Но тут вдруг из болота появились Рыбка и Мотылек.
Муз. ритм. композиция «Подводный мир»
Вед.: Рыбка и мотылек освобождают Дюймовочку от веревок и она убегает. Навстречу Дюймовочке летит жук...
Танец «Жука»
Вед.: Он подхватывает Дюймовочку и кружится с ней. К ним подлетают другие жуки, они все вместе кружатся. И вдруг замечают, что у Дюймовочки нет лапок и усов, что она совсем на них не похожа, и вовсе некрасива.
Упражнение на мимику
Вед.: Жук спускается на землю и отпускает Дюймовочку: «Ступай себе! Счастливо!» - сказал жук и улетел.
(Звучит лирическая музыка)
Дюймовочка осталась одна, все лето прожила в лесу, ела цветочную пыльцу, пила росу, подружилась с цветами.
«Вальс цветов»
Вед.: Дюймовочка подружилась и с лесными зверями.
Муз. ритм. композиция «Лесные зверушки»
(Звучит лирическая музыка «Рябиновый вальс»)
Вед.: Но вот лето теплое прошло. Наступила холодная Осень. Пошла Дюймовочка в лес и увидела норку, там жила старая Мышь.
(Звучит фонограмма Мыши)
Постучала Дюймовочка в дверь, ей открыла Мышь и пригласила в дом, накормила ее, напоила чаем и предложила Дюймовочке остаться у нее зимовать. Дюймовочка согласилась. Так они и жили… Дюймовочка помогала по хозяйству: вытирала пыль, протирала чашки, а Мышь вязала.
(Звучит фонограмма Зимы)
Но вот и полетели первые снежинки…
Муз. ритм. комп. «Зимний вальс»
(дети садятся)
(Музыка сменяется другой, грустной)
Вед.: Но вдруг, в небе появляется Ласточка, зима застала ее врасплох и она замерзала.
Логоритмическое упражнение «Болезнь Ласточки»
(дети исп. движения умирающей ласточки)
1. Сидят, обхватив колени руками, голова опущена к коленям.
2. Медленно вытягивают ноги и медленно ложатся на спину,
вытягивая руки над головой.
3. Медленно переворачиваются через себя,
в одну и другую сторону.
(Дети садятся. Звучит музыка Мыши)
Вед.: Тем временем, Мышь готовится к встрече гостя — соседа, слепого Крота.
(Звучит фон. Крота)
Мышь приглашает Крота в дом, поит его чаем, рассказывает, как они дружно живут с Дюймовочкой и предлагает Кроту показать его богатый дом. Крот соглашается, Дюймовочка накидывает на плечи вязаный платок и идет за Кротом.
По дороге она замечает замерзшую Ласточку, останавливается, накрывает ее платком, та оживает.
(Звучит фоногр. пение Ласточки)
Вед.: Ласточка благодарит Дюймовочку за ее доброту, что спасла ее жизнь, и обещает отплатить добром. Ласточка улетает, а Дюймовочка возвращается к Мыши.
(Звучит фон. Мыши)
Мышь дает ей покрывало и заставляет его вышивать, чтобы она готовилась к свадьбе, ведь она теперь невеста Крота. Дюймовочка очень огорчилась и попросила Мышь последний раз выйти на улицу, попрощаться с солнышком. Мышь ей разрешает, и Дюймовочка, выбежав на улицу, протягивает руки и прощается с солнышком...
(Пение Ласточки)
Вед.: Но вдруг она услышала знакомое пение! Да, это была Ласточка!
(Музыка полета)
- Не плачь, милое дитя! - сказала Ласточка. Хочешь полететь со мной в теплые края?
- Да, хочу! - ответила Дюймовочка. Она села на спину Ласточке и они полетели. Что это был за полет! Они пролетали над городами, садами, лугами, Дюймовочка была очень счастлива. И вот, вскоре, они закружились над цветочной поляной. Ласточка посадила Дюймовочку на цветок:
- Вот этот красивый цветок будет твоим домом, Дюймовочка. Прощай!
(Дюймовочка прощается с Ласточкой...Звучит музыка эльфов)
Вед.: Вдруг лепестки цветов на поляне стали раскрываться и оттуда стали появляться такие же похожие на нее создания. Это были эльфы, и за спиной у них были крылышки. Один из них подлетел к Дюймовочке, это был король эльфов, взял за руки и стал кружиться в вальсе.
«Вальс эльфов» (1 ч.)
Вед.: Дюймовочка так понравилась королю, что он предложил ей руку и сердце. Тут к Дюймовочке подлетают эльфы, надевают ей крылышки и фату и все празднуют свадьбу.
«Вальс эльфов» (2ч.)
Вед.: Вот так закончилась эта история, а рассказала нам ее одна знакомая Ласточка.
Спасибо, ребята! А сейчас мы отправимся в группу.
(Под веселую музыку дети уходят из зала)
3. Музыкальный репертуар:
логоритмическое упражнение: «Цветок» - муз. Э. Григ «Утро»
логоритмическое упражнение «Лягушата» - муз. Ю. Слонова
муз.ритм. комп. «Подводный мир» - муз. Ж. Сен – Санса «Аквариум»
муз. ритм. комп. «Лесные зверушки» - муз. аудиозапись
муз. ритм. комп. «Снежинки» - муз. А. Стоянова «Снежинки»
«Танец Жука» - муз. Ф. Шуберта
«Вальс цветов» - муз. П.Чайковского
«Вальс эльфов» - муз. Е. Доги
Песня Ласточки - муз. С. Прокофьева
Пьеса «Осенняя песня» - муз. П. Чайковского
Пьеса «Зима» - муз. П. Чайковского
фонограмма:
мышь, крот - аудиозапись -
лирическая музыка - муз. Е. Дога «Рябиновый вальс»
полет - муз. Е. Доги
релаксация - муз. К. Дебюсси «Лунный свет»