Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Здравствуй, осень золотая!
Федорова Светлана Викторовна
Цели: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень»Развивать внимание, память.
Задачи:
Познакомить детей со стихотворением Е. Благининой. «Осень золотая»
1. Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Осень»
2.Совершенствовать грамматический строй речи (однокоренные слова, согласовывать существительные с прилагательными).
3.Совершенствовать синтаксическую сторону речи (составлять предложения по картинкам).
4. Совершенствовать навыки слогового анализа и синтез.
5. Развивать зрительное восприятие, внимание, память.
Оборудование: доска, таблицы с изображениями примет осени, игра «Времена года», кленовые листики для проведения аппликации, разноцветный песок, мяч. Презентация «Осень»
Слайд 1
Ход занятия.
Организационный момент: Здравствуйте ребята. Посмотрите сколько у нас сегодня гостей. Давайте мы с ними поздороваемся и подарим им хорошее настроение. Давайте сдуем его с ладошки. Теперь у наших гостей тоже хорошее настроение. Они на нас будут смотреть, а мы с вами поиграем.
Слайд 2
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
Кто это время года знает.
Дети: Это осень!
Слайд 3
Ребята, я сегодня около нашей группы нашла вот такую корзинку.
Слайд 4
Дорогие ребята меня зовут « Осень» Мне очень скучно и я хочу с вами поиграть. Посылаю вам осенние листики на них игры в которые я люблю играть, поиграйте, пожалуйста со мной.
Достаю листик
1. Игра «Отгадай загадку»
Слайд 5
Читаю загадки: Без рук, без ног, а деревья гнет. (Ветер)
Слайд 6
Падают с ветки золотые монетки. (Листья)
Слайд 7
Дни стали короче, длиннее стали ночи.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Осенью)
Слайд 8
Молодцы ребята. Все загадки разгадали.
Достаем еще листик.
2. Игра «Расскажи об осени»
Совершенствование синтаксической стороны речи, составление предложений о осени по картинкам.
Осень прислала нам вот такие волшебные таблицы.
Слайд 9
Рассматриваем таблицу и проговариваем символы таблицы. Пригласить ребенка ,составить предложение по таблице. Давайте посмотрим еще одну волшебную таблицу.
Слайд 10
Осенью небо серое, часто идет дождь. ( Пригласить одного ребенка)
Давайте посмотрим дальше.
Слайд 11
Осенью листья желтеют, падают с деревьев.
И еще есть одна волшебная подсказка.
Слайд 12
Осенью белки и зайцы, меняют свои шубки.
Слайд 13
Осенью птицы улетают теплые края.
А теперь я предлагаю немножко отдохнуть.
Слайд 14
Физкультминутка
Слайд 15
Листья осенние тихо кружатся, (дети кружатся)
Листья нам под ноги тихо ложатся (дети приседают)
И под ногами шуршат, шелестят, ( движение руками вправо-влево)
Будто опять закружиться хотят ( поднимаются, кружатся)
Хорошо отдохнули, будем дальше играть.
Достаем листик.
3. Игра « Раздели слово на слоги»
Слайд 16
Совершенствование слогового анализа и синтеза.
Ребята, мы с вами общаемся при помощи слов. А каждое слово состоит из частей. Как эти части называются?
Дети: Слоги.
Правильно. И сейчас мы с вами поиграем в игру «Раздели слово на слоги».
Слайд 17
Я буду называть каждому слово, а вы с помощью хлопков должны определить количество слогов в нем. Но помните, хлопать надо только на гласные звуки.
Дети прохлопывают и определяют количество слогов в словах
Листопад
Слайд 18
Ветер
Слайд 19
Птицы
Слайд 20
Грибы
Слайд 21
Небо
Слайд 22
Холод
Слайд 23
Молодцы!
Достаем листик.
4. Игра с мячом. «Найди родственника»
Образование однокоренных слов.
Ребята, встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова « Осенний»
Например: день-осенний день; погода - осенняя погода; солнце – осеннее солнце.
Слова: настроение, листопад, утро, месяцы, лес, трава, небо.
Достаем листик.
5. Игра « Да или нет» Здесь сразу спрятались две игры.
Слайд 24
Я задаю вам вопросы про осень, а вы отвечаете только одним словом «да , нет .»
Осенью растут грибы?
Осенью дети купаются?
Осенью дети загорают на солнце?
Осенью бывает листопад?
Осенью звери норки закрывают?
Осенью можно ловить бабочек?
Осенью часто- часто идут дожди? Молодцы.
6. Достаем листик из корзинки.
Игра «Вопросики»
Ребята, сколько всего осенних месяцев? ( три )
Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь.)
Как можно назвать осень в сентябре? ( Ранняя, золотая, разноцветная )
Как можно назвать осень в октябре? ( Дождливая, холодная )
Почему дождливая? ( Потому что часто идут дожди.)
Как можно назвать осень в ноябре? ( Поздняя )
Почему поздняя? ( потому что ноябрь последний месяц осени.)
Какое явление природы мы называем листопадом? ( Когда падает много листьев.)
В какую погоду падает листочков больше? ( Когда дует сильный ветер.)
Достаю еще листик.
7 Игра «Есть у нас игра такая»
Релаксация
Слайд 25
Звучит музыка для релаксации. Дети садятся на стульчики.
( тихим голосом, в замедленном темпе, с паузами между словами)
Есть у нас игра такая,
Очень легкая, простая.
«На каждое слово дети соединяют
поочередно большой палец с
мизинцем, безымянным, средним
и указательным пальцам,
сначала на правой руке, затем
левой, затем обе руки вместе.
Замедляется движенье.
Исчезает напряженье...
И становится понятно:
Расслабление – приятно.
Достаем листик из корзинки.
Игра на внимание.
Проверим, какие Вы внимательные.
Слайд 26
Читаю стихотворение.
Ребята! Осень прислала нам еще одну таблицу.
Слайд 27
8. Волшебная таблица - для быстрого запоминания стихотворения.
Рассматриваем картинки.
Чтение, проговаривание стихотворения с помощью таблицы.
Осень золотая
Ходит по дорожкам
У нее на ножках
Желтые сапожки
У нее на платье
Листики цветные,
А в ее лукошке
Есть грибы лесные.
Прошу 2-3 детей повторить стихотворение. Молодцы. Вот и закончились все листики в корзинке.
Слайд 28
Ребята! Осень, приготовила вам листочки, давайте раскрасим их цветным песком.
Дети выполняют работу.
Молодцы. Давайте теперь под музыку тихонько поднимаем ручки вверх ,и помашем листиками под музыку влево , в право.
Вот какой красивый листопад у нас получился.
Итог занятия: Вот мы и закончили играть вместе с Осенью. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили.
Дети: Говорили о приметах осени, делили слова на слоги, играли с мячом, заучивали стихотворение.
А что вам больше всего понравилось? Вы все хорошо запомнили. Мне очень понравилось , как Вы играли с осенью.