Конспект занятия непрерывной образовательной деятельности в средней группе
Откуда берется дождь?
Васильева Ирина Александровна
Задачи:
- Развивать познавательные способности: умение наблюдать, строить предположения, развивать наблюдательность.
- Сформировать представления об образовании дождя
- Развивать социально-коммуникативные навыки: умение отстаивать собственное мнение, учитывать мнение партнера, формировать умение взаимодействовать с партнером в игровой деятельности.
- Воспитывать аккуратность при работе, закрепить знания о правилах поведения при проведении опытов.
- Приоритетная ОО « Познавательное развитие»
- Интегративные ОО: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная, изобразительная
Оборудование: магнитофон, стеклянная банка, чайник с водой, лед; модель круговорота воды в природе, поролоновые губки пипетки, емкости для воды и пластиковые стаканчики на каждого ребенка, одноразовые салфетки, впитывающие воду; металлофон, картинки с изображение разных видов дождей, пенка для бритья; альбомные листы и цветные карандаши на каждого ребенка.
Ход непрерывной образовательной деятельности:
Включается аудиограмма дождя.
Воспитатель: Послушайте и скажите, на что будет похож этот звук?
Дети: вода, дождь… А ты, что услышал
Воспитатель: Как вы думаете, в какое время года идут дожди?
Дети: Весной, летом, осенью.
Воспитатель: А зимой бывают дожди? Чем зимний дождь отличается от дождей в другие времена года? (Он со снегом)
Воспитатель: Ребята, предлагаю подумать, а откуда появляется дождь?
Предположения детей…….. Ты как думаешь?
- Хорошо, ваши предположения очень интересны, а теперь представьте, что вы ученые и мы с вами на опыте убедимся, откуда же идет дождь. Но сначала вспомним, о правилах безопасности: когда мы проводим опыты ничего не брать в рот, внимательно слушать взрослого, не мешать соседу. Посмотрите….
Воспитатель выполняет опыт, а дети наблюдают.
Я наливаю в банку воду. Как вы думаете, какая она, (а горячая или холодная), а как вы догадались, что она горячая?
- Идет пар.
- Закрываю крышкой банку и кладу сверху лед. Лед холодный или горячий?
- А пока мы ждем результат, мы поиграем . Скажите, Что хорошего, в том, что идет дождь?
- : поливает землю, цветы, деревья. Животные, насекомые пьют дождевую воду
А что плохого в том, что идет дождь?
- корни сгниют у растений, если нет сапог, то промокнут ноги….
Выставляется модель: 1. Вода исчезает и с поверхности земли, 2. поднимается наверх ,в Вы знаете, что Наверху , среди облаков и туч, намного холоднее, чем внизу, на земле, 3. Невидимый пар там превращается в капельки, их очень много и они образуют облако, 4 капельки соединяются друг с другом и образуется туча, где капли становятся очень тяжелыми и падают вниз на землю. Вы догадались, как называются падающие капли из тучи?
Игра с детьми « Капельки» …2 раза
Давайте сейчас с вами представим, что вы капельки, которые поднялись наверх и наверху вам холодно, вы прижались друг другу и вот теперь вы стали тяжелой тучкой, и что с капельками произойдет? Дети: упадут вниз (садитесь)
Опыт № 2 с губками
Воспитатель:
А теперь, уважаемые ученые, предлагаю вам сделать дождь с помощью губки… Подойдите к столу,, садитесь, засучите рукава,возьмите 1 губку в руку ии скажите она Мокрая или сухая, тяжелая или легкая ?
Теперь отожмите над чашечкой губку, почему вода не капает?
- Мало воды
- . Совершенно верно, мало воды, поэтому облако легкое , а что можно сделать, чтобы ваше облако стало тяжелым и из него полился дождь?
Воспитатель: Теперь положите губку в пустую чашечку, возьмите стакан и налейте на губку воду.
Чтобы полился дождь, надо правильно ее отжать, посмотрите, как это делаю я.Если отжимаете кулаком- нет дождя нажать 2 раза. Сначала вы…,теперь вы – делайте ,
- Молодцы, опыт удался, а теперь немного отдохнем. Пойдем поиграем. Звенит колокольчик, и дети выходят на ковер.
Приплыли тучки дождевые: - лей, дождик, лей |
ладоши вниз, потряхивают руками |
Дождинки пляшут, как живые! - пей, земля, пей |
Топают ногами |
И деревце, склоняясь, пьёт, пьёт, пьёт! |
наклоняются |
А дождь неугомонный льёт, льёт, льёт. |
Садятся и потряхивают руками |
Воспитатель: Молодцы. Садитесь на стульчики (Игровое упражнение « Посчитаем капельки»). Какой музыкальный инструмент у меня в руках?
Дети: металлофон.
Воспитатель: Посмотрите, как может звенеть капелька воды. А теперь посчитайте, сколько упало капелек. А теперь посчитайте, сколько у Димы упало капелек.
Воспитатель: Молодцы, вы хорошо посчитали капельки. А вы знаете, что дождь бывает сильным, такой дождь называется Ливень- повторите хором, повтори…. (выставить картинку) про такой дождь говорят : «Льет, как из ведра» Еще бывает мелкий дождь , он называется Ситничек, как сито. (показать сито)
Воспитатель: Уважаемые ученые, напомните, как называется сильный дождь, мелкий?
Молодцы ,(опыт №3) А сейчас предлагаю сделать вместе домашний дождик.
Проходите, садитесь п осмотрите, я сейчас сделаю облако, а вы возьмите пипетки и один раз капните на пену и посмотрите, что получилось.
Воспитатель: Туча, туча, что несешь? Отвечает туча: «,,,,,,,,,,»
Вот и мы с вами сделали дождь. Вытирайте руки и я вас жду здесь- колокольчиком позвать
Вы уже много узнали о дожде, , слушали, как шумит дождь, сами превращались в капельки, а покажите, как образуется тучка? Воспитатель: Молодцы и теперь, как настоящим ученым, я предлагаю зарисовать то, что вам запомнилось и потом мы ваши зарисовки сложим в книгу опытов .