Конспект заняти по речевому развитию детей подготовительной к школе группы
(с использованием ТРИЗ)
Цель: развитие связной речи у детей дошкольного возраста
Задачи:
- развивать умение составлять рассказ по картинкам от имени автора (рассказчика), от имени героя (мишки);
- учить составлять слова из гласных и согласных звуков;
- развивать способности к самостоятельным суждениям;
- воспитывать культуру поведения при ведении диалога (не перебивать речь другого).
Предварительная работа:
- знакомство с игрой «Скелеты» - ТРИЗ
- игры на словотворчество
- индивидуальная работа по составлению рассказов по картинке «Придумай сказку»
- решение сказочный задач (ТРИЗ)
Задача 1.
- Ребята, я написала слова на карточках, когда несла вам их в детский сад попала под дожди. Карточки намокли, Как мне восстановить надписи, чтобы можно было прочесть слова.
Выслушиваю варианты ответов детей.
На верёвочку на прищепках развешиваю карточки («скелеты» слов).
На верёвочку на прищепках развешиваю карточки («скелеты» слов).
- Гласные буквы исчезли. Вы поможете мне вспомнить, где какое слово было написано? Произношу согласные звуки. Дети на слух определяют слово.
1. Б Г Ж 4. В Т Р 7. З Б Р
2. Б Г Н 5. Г Р Д 8. З К Т
3. С В Т 6. Д Р В 9. М Р К
(багаж, обгон, (ветер, град, (забор, зубр, закат,
свет, совет) город, дрова) моряк, мрак)
Спрашиваю, какое слово угадать было самым трудным. Почему?
Какое слово было самым узнаваемым? Почему.
Какое слово было самым узнаваемым? Почему.
Задача 2.
- А теперь присядем и посмотрим, что ещё было у меня в конверте. Картинки. Ура! Не промокли (герой картинки – мишка).
-Будем придумать рассказ про мишку. Каждый из вас может назвать мишку своим именем.
Картинки расставлены по порядку, значит и сюжет рассказа должен следовать от события к событию. (рассказы 2-3 детей).
Спрашиваю, что было самым трудным в составлении рассказа.
Что понравилось больше всего, почему.
Что понравилось больше всего, почему.
Задача 3.
- Приготовила вам интересную сказку. Не простую! С загадкой? Расскажу сказку не до конца. Правильный конец вы придумаете сами. Кто хочет быть придумывальщиком, слушайте.
«Зоренька»
- Жил – был царь Косарь. И была у этого царя красавица дочь – царевна Зоренька. Как-то раз сказал царю звездочёт, что потеряет он своё царство, если отдаст дочь замуж.Пришла пора Зореньке замуж идти. Вот уже и первые три жениха у ворот стоят, а красивее всех царевич Переяслав.
Назначил царь женихам испытание – жребий тянуть.
- Два камня я положил в золотой сосуд: один белый, другой красный. Кто белый вытащит, тот царевну в жёны возьмёт и полцарства в придачу.
Не знали женихи, что хитрый царь два красных камня в золотой сосуд положил.
В первый день первый жених вытащил красный камень, и его прогнали. Во второй день второй жених вытащил красный камень, и его прогнали. Настала очередь третьего жениха. Но полюбила Зоренька Переяслава и тайком рассказала ему о злом умысле царя, что в сосуде два кранных камня лежат. Что же делать Переяславу? Отказываться – честь погубить и царевну потерять, не отказаться - прогонят.
- Что же ему делать? Придумайте конец к сказке, чтобы Переяслав с царевной остался.
Рассказы детей
- Что за камень был у тебя в руке? – спросил судья
- Белый. А если не верите, то проверьте тот, что в сосуде остался, - ответил Переяслав.
Делать нечего. Пришлось царю отдавать Зореньку в жёны. (ведь в сосуде остался красный камень)
- Ребята, а как вы думаете, какие качества проявил в этой ситуации Переяслав?
(рассуждения детей: благородство, ум, смекалку, хитрость…).
(рассуждения детей: благородство, ум, смекалку, хитрость…).