Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Развитие мелкой моторики и координации движений
пальцев рук в дошкольном возрасте
Семенова Ольга Анатольевна,
учитель-логопед высшей категории ГБДОУ № 45
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
 
         Мелкая моторика — один из видов моторики. Это совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений,
   Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуально готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя начальной школы отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма, а особенно ученики с речевой патологией.
   Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо зрительного восприятия и произвольного внимания.
   Для овладения навыками письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
   У детей при ряде речевых нарушений (стертая форма псевдобульбарной формы дизартрии, заикание) отмечается выраженная в резкой степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связано с речевой функцией. Дети неправильно, неловко держат ложку, не могут застегнуть пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, спички, мелкие предметы, работать с мозаикой, пазлами. При работе с карандашом мы видим или слабый нажим (при вялой, слабой моторике, при низком тонусе), или очень сильный нажим (при повышенном тонусе). Такие дети отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, так как у них вызывают трудности работа с пластилином, глиной, с ножницами.
 
   Ученые, которые изучают деятельного детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПП установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М.Кольцова). Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (А.В.Фомина).
М.М.Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев.
   Исследования по физиологии движений и физиологии активности Н.А.Бернштейн показали иерархическую уровневую систему регуляции двигательных функций, в том числе и речи.
   Н.А.Бернштейн отнес речь к высшему уровню организации движений - кортикальному речедвигательному уровню символических координаций и психологической организации движений.
   Формирование движений у человека происходит при участии речи, под влиянием абстрагирующей функции второй сигнальной системы.
Поскольку человек совершает движения, различающиеся по степени произвольности, по участию в двигательном акте речи, то и степень управления этими движениями различны.
   Н.А.Бернштейн разработал и выдвинул теорию уровневой организации движений, включающую субкортикальные и кортикальные уровни. По его теории каждая двигательная задача находит себе, в зависимости от своего содержания и словесной структуры, тот или иной уровень, или сенсорный синтез, который наиболее адекватен по качеству и составу образующих его дифференциации и по принципу их синтетического объединения для решения задачи. Следовательно, уровни построения движения определяются сенсорными полями, или синтезами. Принцип сенсорных коррекций заключается в том, что с периферии непрерывно течет поток сигналов, что позволяет центральной нервной системе при любом отклонении внести в  эфферекторный процесс активные поправки. Сенсорные коррекции ведутся целыми синтезированными комплексами, усложняющимися от низа к верху.     
   Н.А.Бернштейном определены этапы выполнения произвольного движения, которые необходимо учитывать в логоритмическом воздействии на лиц с речевой патологией.
На первом этапе осуществляется восприятие и оценка ситуации, самого индивида, включенного в данную ситуацию.
На втором этапе индивид выявляет двигательную задачу, то есть он определяет, во что ему нужно превратить эту ситуацию, что посредством его активности должно стать вместо того, что есть. Иными словами, наметить двигательную задачу – значит создать образ того, что должно быть.
   Освоение  индивидуумом образа будущего движения служит основанием для оформления задачи и программирование ее решения. Модель будущего может иметь только вероятный характер, т.к. мозг в состоянии наметить для предстоящего движения своего рода таблицу вероятностей, возможных исходов. В то же время двигательная задача формирует с категоричностью единственный выход из текущей ситуации, какова бы ни была его априорная вероятность. Следовательно, по ходу выполнения движения центральная нервная система должна осуществить ряд непрерывных коррекций с тем, чтобы выявленная двигательная задача и модель будущего движения совпадали.
На третьем этапе происходит программирование решения определившейся задачи, т.е. индивид намечает цель, содержание движения и те средства из имеющихся у него в наличии двигательных ресурсов, с помощью которых он решает двигательную задачу.
На четвертом этапе осуществляется фактическое выполнение движения: человек продолжает все избыточные степени своих двигательных органов, превращает их в управляемые системы и выполняет нужное целенаправленное движение. Это возможно в том случае, если индивид овладел коррекцией движений, поскольку центральным звеном движения является координация. Она обеспечивает точность, соразмерность и плавность движений. Нарушение одного из компонентов координации ведет к нарушению движения.
   Координация движений развивается постепенно, на основе опыта и упражнений, поскольку это сложный сенсомоторный акт, начинающийся с афферентного потока и кончающийся точно адекватным, центральным ответом.
Н.А.Бернштейн определил «координацию движений… как преодоление избыточных степеней свободы движущегося органа», иными словами, превращение его в управляемую систему. Или координация – это организация «управляемости двигательного аппарата».
   Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как А.А.Леонтьев, А.Р.Лурье. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.
Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, головы, рук подготавливают совершенствование движений артикуляторных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений рук.
   Большое стимулирующие влияния функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.
   Выдающийся русский просветитель Н.И.Новиков еще в 1782 году утверждал, что «натуральное побуждение к действию над вещами у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего умственного развития».
   И.П.Павлов внес большую ясность в этот вопрос. Он придавал тактильным ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит и мышление.
   Эта теория лежит в основе разработок современных ученых. В коре головного мозга речевая область расположена рядом с двигательной. Передняя центральная извилина мозга – так называемая двигательная проекционная зона, отсюда идут приказы сделать то или иное движение. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти рук, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Особенно наглядно огромная пальцевая проекция кисти рук видна на так называемом гомункулусе (человеке) Генфилда. На человечке Генфилда показаны проекции всех частей тела в двигательной области коры головного мозга. Именно величина проекции кисти руки, близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Описанные данные электрофизиологических исследований уже прямо говорят о том, что речевая область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
 
В свою очередь, мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза.
Навыки мелкой моторики
  1. помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи, и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет;
  2. позволяют ребенку выразить себя через творчество – игру, пластику гармонизируют движений тела;
  3. способствуют самооценки ребенка. Они облегчают ему участие в играх, в обучении (в школьном возрасте), то есть делают возможность приобрести социальный опыт;
  4. помогают самостоятельно обслуживать себя. В самом деле, даже для того чтобы застегнуть пуговицу, нужен определенный навык из разряда обслуживания;
  5. оказывают влияние на развитие органов речи, способствуют формированию правильного произношения, помогают избавиться от монотонности речи, нормализуют её темп, учат соблюдать  речевые паузы, снижают психическое напряжение.
 
         О необходимости развития мелкой моторики было известно еще во II века до н.э. Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, а её развитие стимулирует развитие соседних зон головного мозга, в частности речевых центров. Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, тем самым развития речь детей. Поэтому, развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.
         Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
         Занятия пальчиковыми играми способствуют расширению словарного запаса, а если стихотворение не проговаривать, а напевать — то и музыкального слуха.
         Также занятия пальчиковыми играми помогают достичь тесного контакта, в том числе и тактильного, между взрослым и ребёнком, что положительно сказывается на дальнейших отношениях между ними и, наконец, такие занятия, как правило, очень нравятся малышам.
         Развитие мелкой моторики готовит руки ребёнка к разнообразным действиям в будущем: рисованию, лепки, письму, различным манипуляциям с предметами и т. д.
         Также занятия пальчиковыми играми помогают достичь тесного контакта, в том числе и тактильного, между взрослым и ребёнком, что положительно сказывается на дальнейших отношениях между ними и, наконец, такие занятия, как правило, очень нравятся малышам
Умение выполнять мелкие движения с предметами развиваются в старшем дошкольном возрасте, именно к 5-6   годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
         Поэтому работа по развитию мелкой моторики должны начаться задолго до поступления в школу, а особенно для детей, имеющих речевые нарушения.
 
                           Методика исследования мелкой моторики.
        Предлагаемая методика основывается на онтогенетическом, возрастном и ряде общих дидактических принципов: систематичности и последовательности, сознательной активности и наглядности и др.
         В исследовании используются методы наблюдения, эксперимента, изучение медицинских документов, речевых карт.
         Исследование тонкой моторики осуществляется на тестах Озерецкого-Гельнитца и Л.А.Квинта.
         Программа исследования состоит из изучения анамнеза, наблюдения за моторной деятельностью детей в различных ситуациях (на занятиях, в режимных моментах, на музыкальных занятиях), поведения специальных моторных проб. 
         Игры и упражнения, предложенные выше, объединяют  в себе задачи по развития способностей, мышления ребенка и дальнейшем совершенствование тонких движений пальцев рук – мелкой моторики. Эти игры помогают стимулировать его воображение, развивать творческие способности.
 
         Мы проводим исследование произвольных движений пальцев рук по подражанию и словесной инструкции. Для этого используем упражнения:
- сжать пальцы в кулак, выполнить правой рукой, левой рукой, затем двумя руками под счет логопеда – «Боксеры»;
- загнуть каждый из пальцев попеременно то на правой, то на левой руке затем по обеих руках – «Пальчики прячутся»;
- соединить пальцы оной руки с пальцами другой – «Пальчики здороваются»;
- вытягивание второго и третьего пальца – «Сделай ушки зайчика»;
- второго и пятого пальцы – «Сделай козу рогатую»;
- соединить по очереди все пальцы с большим сначала на правой руке, затем на левой, потом на обеих руках – «Сделай кольцо»;
-   «Пристежка» - расстегнуть и застегнуть 4 – 6  пуговиц;
-   «Шнуровка» - зашнуровать ботинок завязать бант;
-  «Птички клюют» - держа руку с карандашом на столе на локте, по команде быстро поставить в нарисованном круге 3 точки, локоть не отрывать. Диаметр круга 10 см (5 – 6 лет), 15 см (2 – 4  года);
- «Помоги машинке въехать в гараж» - провести простым карандашом непрерывную линию от точки до дочки по заданной дорожке.
 
        Отметить плавное, точное, одновременное выполнение проб,
объем движений: полный, неполный,
переключаемость: своевременное, замедленное, отсутствие
напряжение, скованность движений,
наличие синкинезий,
нарушение темпа выполнения движения,
определить ведущую руку.
 
        Обработка данных исследования тонкой моторики осуществляется на основе качественного анализа выполнения заданий и количественной оценки тестируемых функций по разработанной трех  бальной шкале оценок:
3 балла – задание выполняется правильно, навыки автоматизированы;
2 балла  - задание выполняется правильно, но замедленно, при этом ребенок самостоятельно находит средства коррекции;
1 балл – задание выполняется вначале правильно, но при истощении нестойкого навыка возникают ошибки, которые преодолеваются путем организации внимания и эмоциональным подкреплением.
0 баллов – выполнение задания значительно ограничено, наличие выраженных расстройств (стойкие синкинезии, утрата программы действия), обязательная дифференцированная помощь логопеда, поэтапное формирование действия приводят к нестойкой коррекции ошибок.
 
         Предлагаемое исследование тонкой моторики позволяет определить:
-   уровень развития мелкой моторики;
-   уровень выполнения тонких координированных движений рук;
-   уровень развития зрительного восприятия и произвольного внимания;
-   тяжесть и распространенность нарушений моторной функции;
-  виды помощи  логопеда при  выполнении заданий ребенком, например, подключение дополнительной зрительно – пространственной или слуховой опоры, организация заданий в форму игры, положительное эмоциональное подкрепление;
-   потенциальные способности ребенка и прогноз дельнейшей динамики и его развития.
 
   Проведя комплексное обследование состояния мелкой моторики детей, имеющих речевые нарушения, начинаем планировать этапы и виды коррекционной работы с учетом возраста и речевого диагноза.
Как уже говорилось, у детей при речевых нарушениях отмечается общая моторная недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук.
Работу по развитию пальчиковой моторики в речевой группе мы проводим 3-4 раза в день по 5 – 10 минут. Включаем самомассаж, пальчиковые игры и упражнения в занятиях воспитателей и логопеда, в режимные моменты.
         Существуют, как традиционные формы работы по развитию мелкой моторики рук, это:
-самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);
-игры пальчиками с речевым сопровождением (русский народный фольклор);
-пальчиковая гимнастика (специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс);
-графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, соединение по точкам, продолжение ряда;
-предметная деятельность: бумага, пластилин, глина;
-игры – мозайки, конструкторы, шнуровки;
-кукольные театры: пальчиковые, теневой, варежковой;
-нанизывание бус;
а так же нетрадиционные формы работы:
-самомассаж кистей пальцев рук с грецкими орехами, карандашами массажными щетками, воздушными шарами, перчатками с нашитыми пуговицами и др.
-игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно – бытовой.
 
 
Для развития моторики рук мы предлагаем специальные ИГРЫ:
«Накорми уточку».
Ребенок сидит за столом, перед ним прозрачный флакон из – под шампуня в виде утенка, справа лежат фасолины (горошины). Ребенок, держа флакон левой рукой, должен правой бросать в отверстие в клюве (накормить) утенка (10 – 15 шт.) Затем ребенок действует левой рукой (10 – 15 шт.)
 
«Наведи порядок».
Необходимы две пустые коробочки и одна большая со смешанными катушками и ракушками (орехом фундука и желудями), для более старших ребят предлагаются предметы меньших размеров. Работая двумя руками, ребенок должен разделить смесь на две части.
 
«Шаловливый котенок».
Заранее разматывается клубок ниток (катушка с лентой и др.) Сначала правой рукой, затем левой рукой нужно смотать клубок.
 
«По кочкам через болото».
Для игры понадобится дощечка с накатанным слоем пластилина с камешками – кочками. Ребенок шагает указательным и средним (указательным и безымянным) пальцами «по кочкам» с одного края к другому, «выбираясь из болота».
 
«Водитель».
На столе раскладываются маленькие предметы (фигурки животных кубики- домики, человечки) на расстоянии 5 – 7  см друг от друга. Передвигая пластмассовую крышку (машинку) одним пальцем, нужно объехать все предметы, ничего не задев, не отрывая пальцы от крышки. Играть попеременно разными пальцами.
 
«Праздничные прянички».
Для игры нужны формы для печенья, пластилин, различные бусинки, семечки, крупа. Формочками вырезается пряник, и ребенок украшает фигурку разными деталями.
 
«Прогулка».
Нужны различные формы для укладки конфет. Ребенок «шагает» указательным и средним пальцем по указанному маршруту. Затем другой рукой.
 
«Накорми птенцов».
Для игры необходима формы для укладки конфет, пипетка, крупа рисовая или гречневая, фасоль, горох, чашечка с водой. На дно каждой формочки наклеен  клювик  разного цвета (красный, желтый, синий, зеленый). Ребенок «поит» или «кормит» птенчиков в каждой ячейке по указанию цвета.
 
«Волшебные спички».
Материал - разноцветные палочки, спички. Ребенка просят выложить сначала на образце, под образцом, по памяти. Со сменой материала – от крупного к мелкому (счетные палочки, спички) и наконец, самостоятельно, по представлению.
 
«Сделай так же».
У логопеда – набор карточек с изображенным человечков в разных позах. У ребенка – кусок ковролина, спички и маленький кружок. Взрослый показывает ребенку одну карточку в течение нескольких секунд. Ребенок должен запомнить положение человечка, а затем сложить из палочек и кружочка такого же. Для малышей по образцу.
 
«Будь внимательным».
Ребенок убирает руки за спину. Логопед дает команду показать на каждой руке определенное количество пальцев (например, покажи на правой руки 3 пальца,  на левой – 4). Ребенок выполняет задание за спиной, и вытягивает руки вперед. Правильность проверяется совместно.
 
«Превращение веревочки».
Нужны для работы кусок ковролина и тонкие веревочки. Пользуясь карточками – образцами, требуется выполнить задание - выкладывание узоров, петель, завязывание узелков и связывание веревочек.
 
«Выкладывание платочка для мамы».
Перед ребенком – скомканный лист бумаги. Нужно, прижимая бумагу к столу большими пальцами обеих рук, разгладить лист остальными пальцами так, чтобы ни одним его край не остался загнутым.  Затем сделать то же самое, пользуясь одной рукой.
 
«Фокусники».
Для игры нужны по 2 платочка 12х12  сам из полиэтилена, ткани, бумага. Сначала одной рукой накрыть платочек на столе, искомкать его, спрятать в кулаке, стараясь, запястье не отрывать от поверхности стола. Затем другой рукой, а потом двумя сразу.
 
Для развития моторики рук мы предлагаем                          САМОМАССАЖ.
Самомассаж кистей и пальцев рук:
а) массаж грецкими орехами:
- грецкие орехи положить между двумя ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп;
- катать два ореха между ладонями;
- прокатывать один орех между пальцами;- удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами руки;
- удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук;
б) массаж кисти гранеными  карандашами. Грани карандаша легко покалывают окончания пальцев, снимает напряжение.
Дети учатся пропускать карандаш между одним – двумя – тремя пальцами, удерживать его в определенном положении в правой и левой руке;
в) массаж четками (бусинами). Перебирание бус развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать бусины (в прямом и обратном порядке)
 
 
Для развития моторики рук мы предлагаем           РЕЧЬ С ДВИЖЕНИЕМ.
 При проговаривании стишков - потешек, загибаются (разгибаются) пальчики в кулачок (из кулачка).
 
В гости к пальчику большому
Приходили прямо в дом
Указательный и средний
Безымянный и последний
Сам мизинчик – малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики – друзья –
Друг без друга им нельзя.
 
Этот пальчик  – хочет спать.
Этот пальчик – лег в кровать.
Этот пальчик – чуть вздремнул.
Этот пальчик  – уж уснул.
Этот пальчик  – крепко спит.
 
Мизинец идти на прогулку решил,
Но безымянный не разрешил,
А средний об этом слышал,
Едва из терпенья не вышел,
И печально сказал указательный:
«Огорчится большой обязательно».
Досталось  мизинцу
От всех по гостинцу.
 
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот резал, этот ел,
Ну, а этот лишь смотрел.
 
                            Ну-ка, братцы, за работу,
                            Покажи свою охоту:
                            Большаку дрова рубить,
                            А тебе воды носить,
                            Печи все тебе топить,
                            А тебе обед варить.
                            А малышке песни петь,
                            А на стол и не смотреть.
 
 
Мы предлагаем ПАЛЬЧИКОВУЮ ГИМНАСТИКУ.
        
         Задания разработаны с учетом той лексической темы, которую отрабатывается по плану работы.
 
Лексическая тема «Овощи»:
                                      КАПУСТА.
                            Мы капусту рубим,
                            Мы капусту трем,
                            Мы капусту солим,
                             Мы капусту жмем.
Резкие движения ладонями вверх и вниз; потереть кулачок о кулачок; имитация посыпания солью; сжимаем пальцы в кулаки.
 
Лексическая тема «Игрушки»:
                                      МЯЧИК.
                            Мы мячик поднимаем,
                            Мы мячик опускаем,
                            Мы мячик подаем
                             И бегаем кругом.

Пальцы обеих рук соединить попарно в форму шара. Повертеть им  вперед-назад.

        
Лексическая тема «Транспорт»:
                                      ПАРОХОД.
                            Пароход плывет по речке
                            И пыхтит он, словно печка.
Обе ладони поставлены на ребро. Мизинцы прижаты, как ковшик, а большие
пальцы подняты вверх.
 
Лексическая тема «Домашние животные»:
                                      СОБАКА.
                            У собаки острый носик,
                            Есть и шейка, есть и хвостик.
Правая рука на ребро. Большой палец вверх, Остальные пальцы вместе,
а мизинец опускается и поднимается.
 
 
Лексическая тема «Дикие животные»:
                                      ВОЛК И ЛИСА.
                            Серый волк бежит по лесу,
                            А за ним бежит лиса.
                            Поднялись у них трубою
                            Два длиннющие хвоста.
Ладони - «лодочки». Большие – вверх, указательные согнуты внутрь (лоб), мизинцы тоже (рот у лиса).
 
         Наша группа самая маленькая по возрасту в детском саду. Половина детей домашние, без опыта детсадовской жизни - у них период адаптации проходил долго, тяжело и трудно. У другой половины детей в речи были только отдельные слоги или короткие слова бытового характера. Проведя обследование детей, мы решили, что в такой обстановке надо начинать коррекционную работу с самого простого и доступного для детей, с того, что всегда рядом, под рукой – это пальчики. Мы использовали как традиционные, так и инновационные формы работы по развитию мелкой моторики.
         Первое время детям было очень трудно одновременно слушать, слышать, выполнять и стараться проговаривать слова. В нашей работе мы раздвинули рамки и соединили развитие направления коррекционной работы с развитие мелкой моторики. Соединяли развитие мелкой моторики с другими направлениями коррекционной работы:
                   Мелкая моторика и тактильные ощущения
                   Мелкая моторика и ориентировка в пространстве
                   Мелкая моторика и расширение лексического словаря
                   Мелкая моторика и самостоятельная речь
                   Мелкая моторика и интонационная выразительность
                   Мелкая моторика и речь с движением
                   Мелкая моторика и развитие внимание
                   Мелкая моторика и выработка усидчивости и старания
 
   Проводились так же комбинированные занятия: занятие воспитателя и занятие логопеда Мы разработали пальчиковые игры и упражнения с учетом лексических тем и развития речи, создали авторские пособия, которые очень интересны  нашим детям.
   Весь год мы проводили Пальчиковые игры различного вида. Мы использовали как традиционные, так и инновационные формы работы по развитию мелкой моторики
   Пальчиковые игры – это маленькое стеклышко в калейдоскопе театрализованной деятельности. Но они помогают формированию межличностных контактов, взаимосвязи взрослого и ребенка, развивают творческие способности, раскрывают положительные стороны эмоциональной сферы, и они, как правило, очень нравятся малышам.
 
   Проводились работа с родителями в виде мастер класса (результат работы-выставка совместной деятельности родителей и детей, в ней представлены работы педагогов).
   В конце каждого периода работы организовывали творческие выставки совместных работ родителей и детей. Первыми экспонатами таких выставок были работы воспитателей и логопеда.
 
Вывод:
         Мы считаем, что активно занимаясь развитием мелкой моторики, мы подготовили детей к следующему этапу развития ребенка по формированию самостоятельной речи. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация действий. Достаточно развитая мелкая моторика (скоординированная работа мелких мышц кисти и всей руки), при хорошо развитом зрительном восприятии и произвольном внимании - есть хорошая основа для овладения техникой письма.
 
 
 
ЛИТЕРАТУРА.
  1. Озерецкий Н.И. «Метод массовой оценки моторики у детей и взрослых». М., 1928 г.
  2. Кольцова М.М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка». М., 1973 г.
  3. Лопухина И.С. «Логопедия – речь, ритм, движение». С – Пб., 1997 г.
  4. Цвыктарный В.В. «Играем пальчиками – развиваем речь». М.,2002 г.
  5. Баум Хайке и Крокодилополучий «Игры в помещении для развития и отдыха». М., «Теревинф» 2003 г.
  6. Кутявина Н.Л., Гаврина С.Е. и др. «Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать». Ярославль, 2000 г.
  7. Дедюхина Т.В. «Работа над ритмом в логопедической практике». М., 2006 г.
  8. Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук». М., 2005 г.
  9. Попова Е.Н. «Дидактические игры-занятия в ДОУ». Воронеж, 2006 г.
  10.  Хацкевич Ю.Г. «Игры в детском саду». Минск, 2000 г.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»