Конспект совместной деятельности с детьми в подготовительной группе
ОО Познавательное развитие. Социально коммуникативное развитие
с использованием технологии «проблемного обучения»
Почему медведь спит зимой
Захарова Татьяна Николаевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 47
Калининского района Санкт-Петербурга
Программное содержание:
Цель:
Развитие познавательной активности детей в ходе ведения проблемного диалога.
Задачи:
– учить рассуждать, высказывать свою точку зрения. развивать коммуникативные навыки в ходе работы в группах. -продолжать развивать умение принимать участие в коллективных делах, соотносить свои желания, стремления с интересами других детей уверенно отстаивать свое мнение;
-развивать умение распознавать настроение, эмоции людей и животных
-систематизировать и углублять знания детей об образе жизни диких животных, учить пользоваться своими знаниями в разных ситуациях.
Оборудование:
Компьютер; смайлики – эмоции;
Ход занятия:
Воспитатель: Все расселись по местам? Никому не тесно? По секрету скажу вам – будет интересно! Каждый знает без сомнения, что такое настроение. Иногда мы веселимся, иногда скучаем мы, Часто хочется взбодриться, но бываем и грустны. Очень странное явление – перемена настроения.
А каким, бывает настроение? (Если человек мечтает; тоскует; радуется; веселится; грустит; задумался о чем-то; у него праздник)
- Что – то с утра у меня сегодня поэтическое настроение! Хочется говорить обо всем стихами. Например, о зимней погоде:
Снегопад, снегопад, Длился 2 часа подряд! Был увидеть каждый рад Белый сказочный наряд!
Какое настроение вызвали у вас эти строки? Почему?
- Как вы считаете, у всех снегопад вызывает такое же радостное настроение как у вас?
Давайте сейчас, посмотрим на это природное явление чужими глазами, и вы выскажете свои предположения, какие чувства и эмоции может вызвать снега падение.
(презентация прилагается)
На экране по очереди появляются образы: дворника, детей, Водителя машины снегоуборочной, зайца, губернатора г. С-Пб, птиц.
(дети аргументируют свои высказывания и подбирают смайлик эмоцию, располагая его на мольберте)
Казалось – бы мы рассмотрели одно природное явление и решили, что оно вызывает разные чувства.
Физминутка:
Мы ладошки выставляем,
Ловить снежинки начинаем!
Раз, поймали, два, поймали!
Не устали?
- Не устали!
Раз, поймали, два, поймали!
И, конечно, не устали!
А снежинок много – много! (Волны)
И растут везде сугробы (растопыренными пальцами показ сугробы)
Снег в ладошки наберем (набирают пригоршню 2мя рук)
И лепить снежки начнем! (лепят)
Лепим, лепим, лепим ком
И бросаем вверх потом!
Поиграли без заботы, а теперь, спешим к работе!
Раздается телефонный звонок:
-Ребята. Извините, я отвечу на звонок, он может быть для меня важным. (ставлю на громкую связь)
- Алле, алле, куда я звоню?
-Ну, во – первых, здравствуйте! Вы позвонили в детский сад и даже не представились, у нас идет занятие, а Вы отвлекаете нас?!
Ну, да, здравствуйте! Да сорока, я, сорока, из леса звоню! Здесь такое, такое, звери все рассердились на медведя, говорят, глядите, какой лежебока!!! Спит, он увалень в берлоге, лапу свою сосет, а мы должны тут все бегать, покой его охранять? Разбудить хотят косолапого! Ой, беда, ой, беда, что ж будет – то?
- Подожди, сорока, не тараторь. Мы с ребятами сейчас подумаем, как вам помочь. И я перезвоню. Не будем терять время!
Ребята, поможем?
-Как вы считаете, есть ли в лесу проблема? (Что может быть если медведь проснется, то……)
Все мы знаем, что медведь зимой спит. Знают об этом факте и все жители леса. Но никто не знает «почему все – таки медведь на зиму впадает в спячку?» (Проблемный вопрос)
Давайте, подумаем, каким способом, откуда, мы можем узнать, ответ на такой вопрос? (интернет, энциклопедии).
На данный момент, у нас с вами нет этих источников знаний, но от нас ждут помощи, что же делать?
- Надо подумать, поразмышлять, порассуждать.
Скажите, пож-та, какое сейчас время года?
А чем зима отличается от др. времен года? (холода)
-что необходимо животным, чтобы пережить холода?
Противоречие: у медведя есть теплая шуба, которая не дала бы ему замерзнуть. В таком случае, если я правильно понимаю, эта теплая шуба предназначается медведям, как надежное зимнее одеяло?
Давайте подумаем, возможно, медведь может зимой и не спать?
-что, если бы ….;
- если бы у медведя были крылья …., то….;
- возможно (он большой, и пищи ему надо…
- предположим, что медведь пойдет гулять по заснеженному лесу…;
- допустим; (медведь не уснул, …погибнет от голода
- если бы у мишки были крылья, …….
-так, как….; (мишка питается в основном…
- допустим; (медведь не уснул, …погибнет от голода
-спячка …. позволит обеспечить… сохранить жизнь
Давайте подведем итог
Вопрос был один, а предположений оказалось много. Как убедится в том, правы ли мы? (обратиться к инф. источникам – интернет или энциклопедия) Согласна, энциклопедия – научная книга, посмотрим, что же там написано (обращаю внимание детей на «полочку умных книг», достаем энциклопедию, читаем:
Медведь один из представителей млекопитающих, который на зиму впадает в спячку. Этот факт известен всем. Такая необходимость у него возникает по той причине, что он не делает запасы пищи на зиму, а в этот период года его пища в природе отсутствует. Медведь питается главным образом растительной пищей. Спячка это единственный шанс на выживание, но к ней медведю приходится подготавливаться всё время на протяжении тёплого периода года. Он интенсивно питается и накапливает запасы жира.
Будить медведя во время спячки категорически нельзя и даже опасно. Медведь просыпается очень разъяренным, но после этого может вновь не впасть в спячку и просто погибнуть.
Вы сначала как думали? А как на самом деле?
Как вам могут пригодиться знания, полученные сейчас? Что у вас получилось на занятии? Что вызвало сложности?