Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Йога-игра как метод здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ

Гриценко Татьяна Александровна,
преподаватель йоги для детей
воспитатель ГБДОУ детский сад №99
Калининского района Санкт-Петербурга
 
     Воспитание здорового поколения – стратегическая задача России
В.В. Путин 
     Воспитание здорового поколения – задача комплексная, решаемая на государственном уровне, она включает в себя следующие аспекты:
  1. демография – забота о материнстве и детстве;
  2. здравоохранение – забота о физическом и психическом здоровье граждан;
  3. воспитание и социализация.
     Третий аспект задачи государственной важности напрямую относится к российскому образованию и является одной из главных целей педагогического процесса. Соблюдение режима дня, прогулки, занятия физкультурой, сбалансированное питание, здоровый сон и другие виды деятельности в детском саду направлены в первую очередь на воспитание культуры здорового образа жизни в детях - и начинается этот воспитательный процесс с момента поступления ребенка в ДОУ.  
     В последние годы в российской системе образования идет углубленный поиск эффективных методов работы с детьми, позволяющих укрепить здоровье современного ребенка. И не случайно, детские врачи-специалисты с большой тревогой отмечают резкое ухудшение здоровья и физического развития детей. По данным ВОЗ, за последние 10 лет количество детей дошкольного возраста, имеющих нарушения в состоянии здоровья, увеличилось в два раза. Количество практически здоровых детей не превышает 10%, у значительной части обследованных детей (около 70%) имеются множественные функциональные нарушения [3].
     Выделим несколько основных проблем со здоровьем с которыми чаще всего сталкивается современный ребенок дошкольного возраста:
  1. синдром гиперактивности и недостатка внимания;
  2. чрезмерная застенчивость, неуверенность в себе;
  3. сниженный иммунитет, частые простудные заболевания;
  4. нарушение осанки;
  5. плоскостопие;
  6. нарушение внимания, концентрации;
  7. тревожность, пониженная стрессоустойчивость, нарушение сна, страхи, невралгия.
     Статистика и прогнозы детской педиатрии неутешительны. Именно поэтому, в российской системе образования появляется все больше программ, направленных на улучшение показателей здоровья воспитанников. Одной из таких программ является - «Здоровьесберегающие образовательные технологии». Понятие «здоровьесберегающие технологии» появилось сравнительно недавно. В условиях ДОУ здоровьесберегающие технологии представлены довольно широко: это и технологическая основа здоровьесберегающей педагогики - одна из самых перспективных образовательных систем нашего времени; и совокупность приемов, форм и методов организации воспитания и обучения дошкольников, не нарушающих их здоровье; и качественная характеристика любой педагогической методики по критерию ее воздействия на здоровье воспитанников и педагогов. Другими словами, здоровьесберегающие технологии -  это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ОУ.
     В этой статье в качестве метода здоровьесберегающих технологий предлагается к рассмотрению йога-игра. По мнению автора, детская йога является прекрасным помощником для борьбы с приведенными выше проблемами. Детская йога – это легкий, не соревновательный вид физической активности, упражнения йоги могут практиковать дети любого возраста, независимо от физических способностей. В отличие от взрослых, дети занимаются йогой играя. Игра в дошкольном возрасте является самым естественным и эффективным способом передачи знаний. Во время игры образовательная деятельность становится наиболее продуктивной. Играя, дети познают мир, развиваются физически и интеллектуально. «Играя в йогу» дети учатся правильно дышать, держать спину, пропадает неуклюжесть и суетливость движений, ребенок приобретает спокойствие и уверенность в себе. Особенно полезна йога детям в возрасте от 3-х до 7-ми лет, именно в этом возрасте закладываются основы крепкого здоровья и культуры здорового образа жизни. Детская йога является профилактикой многих заболеваний, она предупреждает развитие болезней в более старшем возрасте, главным образом за счет того, что йогические упражнения помогают эффективно расслабиться неокрепшей детской психике (например, после длительной умственной нагрузки), которая в условиях современного мира, находится в постоянном состоянии стресса и перенапряжения. Доказано, что дети, занимающиеся йогой, более дисциплинированны, лучше учатся и меньше устают. 
     Занятия йогой особенно полезны:
- тревожным, гиперактивным детям или замкнутым тихоням;
- часто болеющим детям, имеющим низкий иммунитет или ограничения по занятиям активными видами спорта;
- слабым, отстающим в физическом развитии детям;
- детям, испытывающим трудности в общении, социализации в коллективе;
- в период адаптации, стресса, возрастных кризисов;
- агрессивным детям и детям с неустойчивым психо-эмоциональным состоянием.
     Разновидности йога-игр:
  1. на развитие внимания и концентрации;
  2. на расслабление и укрепление ЦНС;
  3. на укрепление иммунитета;
  4. дыхательная гимнастика и звукоподражание;
  5. для развития физического тела;
  6. для развития интеллекта и памяти;
  7. нравственно-эстетическое воспитание.
Вышеперечисленные игры взаимопроникают друг в друга, в одной игре могут быть задействованы все разновидности или только одна.
     В ДОУ йога-игры могут быть представлены в виде утренней зарядки, коркой физминутки или в виде полноценного тренировочного комплекса [1].
     Рассмотрим несколько примеров йога-игр.
 
Йога-игра на баланс «Дерево»
 
     Здоровьесберегающая эффективность: игры на баланс укрепляют психику, избавляют от эмоционального перенапряжения, улучшают качество концентрации, развивают усидчивость, внимание, укрепляют вестибулярный аппарат.
     Общие рекомендации: можно выполнять в процессе НОД (например, когда воспитатель знакомит детей с различными видами деревьев, их качественными характеристиками, отличительными особенностями) а также в качестве отвлечения, расслабления или перед занятием, когда требуется «собрать» внимание детей.
     Возраст: можно применять в любой возрастной группе, упражнение усложняется и упрощается в зависимости от возраста и степени подготовленности практикующих.
     Материалы: картинки или слайды с изображениями деревьев.
     Ход игры: и.п. стоя на правой ноге вытянуть левую ногу вперед (варианты положения левой ноги: согнутую ногу в колене и потянуть назад, дотянутся пяткой согнутой до ягодицы, прижать подошву левой стопы к голени или к внутренней части бедра опорной ноги). Руками потянуться вверх (варианты положения рук: руки широко расправлены и вытянуты вверх; соединить ладони над головой, тянуться руками вверх; соединенные ладони около грудной клетки; руки согнуты в локтях, ладони направленны вверх, или вниз; руки на поясе и т. д.). Поменять опорную ногу.
Слова воспитателя: «Вы – это дерево, пальцы ног – корни, врастающие глубоко в землю, руки – ветви. Представьте, как качаются деревья на ветру» (выполнить наклоны в одну и другую сторону или помахать вытянутыми над головой руками).
     Рекомендации: изобразить деревья с толстыми стволами (дуб, бук, каштан, секвойя), с тонкими (ива, береза, яблоня, пальма), изобразить старое дерево, молодое, размашистое).
 
Йога-игра на расслабление и вытяжение «Цветок»
 
     Здоровьесберегающая эффективность: вытяжение задней поверхности тела, улучшение гибкости, дает эффект расслабления, снимает психическое напряжение.
     Общие рекомендации: игра развивает в детях умение синхронно выполнять движения. Для того, чтобы «Цветок» получился красивым, необходима дружная работа в команде. Эта игра идеально подходит для развития социо-коммуникативных навыков, сплочения коллектива.
     Возраст: от 3-х лет.
     Ход игры: дети садятся вкруг, стопами к центру, руки нужно поднять вверх (каждый ребенок — это лепесток одного большого цветка). С выдохом дети наклоняются вниз, стараясь пальцами рук дотянутся до пальцев ног, ноги при этом не сгибать (цветок закрывается). Делать это можно одновременно, по очереди, по часовой стрелке или по выбору ведущего. Когда все лепестки цветка закрыты, можно взяться за руки, вытянуться вверх и осторожно лечь на спину (цветок раскрывается). В этот момент можно провести визуализацию: однажды пролетала птичка и случайно обронила маленькое семечко, семечко попало в землю, прошел дождь и на этом месте появился маленький зеленый росточек, под лучами весеннего солнышка он рос, рос и превратился в красивый большой цветок. Дети представляют свой цветок, могут по очереди сказать какого он цвета. Затем лежа на спине с вытянутыми руками за головой потянуться всем телом и вернуться в исходное положение [2].
 
Игра-имитация «Бабочка»
 
     Здоровьесберегающая эффективность: улучшается подвижность суставов, дает эффект расслабления, снимает усталость, избавляет от психического перенапряжения.
     Общие рекомендации: можно применять в процессе НОД в качестве физминутки.
     Возраст: от 3-х лет.
     Ход игры: сидя, спина прямая, макушка тянется вверх, стопы вместе, колени в стороны.
Упр.1 Колени – это крылышки бабочки, ребята по очереди называют цвет                 
           своих крылышек. Ребята держатся руками за стопы и выполняют махи              
           коленями-крылышками вверх-вниз - «бабочка полетела»;
Упр.2 Игра «День-ночь»:
           При слове «день» бабочка летает (махи коленями), при слове «ночь»             
           наклониться к ногам, стремясь дотянуться лбом до стоп.
Упр.3 «Гусеничка».
           Вначале бабочка была гусеничкой,
          (сидя, вытянуть прямые ноги, носки на себя)
          Она жила в уютном коконе, где ей было хорошо и тепло
          (руками дотянуться до пальчиков ног, голову опустить на колени).
          Гусеничка росла-росла в коконе ей стало совсем тесно                          
          (отпустить пальцы ног медленно-медленно вытягиваться макушкой вверх).
          Однажды она выпорхнула из кокона и превратилась в красивую бабочку!                            
         (расправить руки-крылья в стороны, повернуться вправо-влево показать «крылышки»).
     Как показывает опыт, детям дошкольного возраста очень нравится заниматься йогой. Они выполняют упражнения с удовольствием, быстро учатся и легко осваивают движения. Часто йога-игры переносятся на повседневность и становятся популярными среди любимых детских подвижных игр. Родители рассказывают, что дети демонстрируют упражнения из йоги дома или, например, на детской площадке своим родным и знакомым. Представленные ко вниманию читателя йога-игры без особого труда можно реализовать в условиях ФГОС, они гармонично интегрируются в современный образовательный процесс и, по скромному мнению автора, положительным образом сказываются на качестве и продуктивности освоения образовательной программы воспитанниками детского сада.
 
Список литературы
  1. Иванова Т.А. Йога для детей. Парциальная программа кружковой работы для детей дошкольного возраста. ФГОС /. — Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2015. — 192с.
  2. Мурзина Н.С. Йога-игры: Для больших и маленьких йожиков /. — Екатеринбург: Издательские решения, 2019. — 60с.
  3. Здравоохранение в России. 2017: Стат.сб./Росстат; 2017. — Москва: 2017. — 170с.
 
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»