Развитие интереса к изобразительной деятельности у детей
старшего дошкольного возраста, используя нетрадиционные
техники рисования в НОД
Чурилкина Юлия Валерьевна
В настоящее время изобразительная деятельность рассматривается не узко прагматически, а как процесс постоянного обогащения социального опыта ребенка, его самоутверждения в творчестве, как процесс формирования у детей предпосылок художественной культуры, приобщения их к миру искусства, традициям народной педагогики, являющимися основой социализации личности.В работах Л. А. Венгера, Н. Е. Веракса, Л. С. Выготского, О. М. Дьяченко, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева и др. процесс творческой деятельности рассматривается как один из основополагающих аспектов развития личности на начальном этапе ее становления. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы восприятия, мышления, воображения, ребенок становится более самостоятельным и начинает сам определять линию своего поведения. Ребенок сам выбирает, чем ему заняться, что изобразить, какие материалы и инструменты использовать, может определить способы действий [8].
Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно- творческий характер по мере овладения способами изображения (Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина). В настоящее время все больше появляются новые и разнообразные изобразительные техники рисования, которые позволяют разнообразить изодеятельность и предоставить ребенку больше шансов для самовыражения (Р. Г. Казакова) [17].
Различные виды художественной деятельности, особенно изобразительная и конструктивная, в процессе осуществления которых у детей формируются и развиваются такие важные психические процессы, как восприятие, образные представления, мышление, воображение, внимание, память, имеют большое значение для подготовки детей к последующему обучению. У детей в совместной художественной деятельности формируются умения взаимодействовать, обсуждать способы достижения результата и опыт творчества [8].
Одной из значимых тенденций в области художественно-эстетического развития дошкольников является использование разнообразных изобразительных техник. Под изобразительной техникой, мы, вслед за А.М. Вербенец, Н.Н. Гусаровой, Г.Н. Давыдовой, Н.В. Дубровской, И.А. Лыковой и другими, понимаем совокупность методов и приемов использования изобразительных материалов и инструментов с целью создания выразительного изображения. В современном дошкольном образовании широко используются нетрадиционные изобразительные техники.Эти техники применяю и я в НОД.
Конспект коллективного занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике
Блок «МОБИЛИ», Тема: «Под куполом цирка»
Цель:
Оборудование и материалы: каркас для мобиля “Цирк”, плотная и гофрированная бумага, фломастеры, цветные карандаши, салфетки, клеенки, клей, подставки под кисточки, модели человека, бросовый материал для украшения фигур(блестки, фольга, бантики, бахрома), степлер, фигурные ножницы, скотч, магнитофон, кассеты с записью музыки, костюм клоуна и фокусника, атрибуты для проведения фокусов (стол с отверстием, кувшин, ленты, цветы, зонтик, ручная крыса, маски для детей, сосуд с блеском).
Ход занятия:
Педагог проводит беседу о цирке. Какие артисты работают в цирке?
Потом дети находят мобиль “Цирк” и решают, кто мог бы на нем работать. Дети садятся за столы, где уже разложены все необходимые материалы для работы. Рассматривают подвижные модели человека и моделируют различные движения.
Мы играем на гармошке, наши ножки топ – топ,
Громко хлопаем в ладошки, наши ручки хлоп – хлоп,
Головой слегка качаем, ручки вниз мы опускаем,
Руки вверх мы поднимаем, отдыхаем, отдыхаем.
Ребята, а вы хотите, чтобы к вам пришел настоящий волшебник-фокусник?
Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике для детей старшей группы
Блок "ПОДВОДНЫЙ МИР", Тема: "На дне морском"
Цель:
Оборудование и материалы: тонированная бумага форматом 45см × 3,5м; иллюстрации, фотографии, детские рисунки, изображающие подводный мир и его обитателей; краски акварельные и гуашевые, поролоновые губки, кисти разных размеров, салфетки по количеству детей.
Предварительная работа: Педагог вместе с ребятами рассматривает иллюстрации в книгах и журналах, обращает внимание на яркость окраски и необычную форму рыб и других обитателей моря: морских звезд, медуз, улиток, морских коньков; подчеркивает плавность линий, образующих форму водорослей и обтекаемого тела рыб. Детям также предоставляется возможность понаблюдать живых рыбок в аквариуме.
Педагог тщательно продумывает организацию рабочего места детей и четко планирует последовательность действий. Столы для детей ставятся в одну линию и по всей длине расстилается бумага (заранее затонированная в цвет моря). Напротив таким же образом ставится другой ряд столов, на которых оборудовано рабочее место на каждого ребенка. Также приготавливаются тазы с водой и принадлежности, для того чтобы дети одновременно и быстро могли помыть руки.
Изостудия украшается детскими рисунками на соответствующую тему.
Ход занятия:
Вначале детям предлагается познакомиться с выставкой детских работ. Затем педагог беседует с ними о том, каких обитателей моря они знают, какие из них запомнились и понравились больше всего и почему. Нескольким желающим дается задание показать на доске разные способы изображения водорослей. Затем педагог сам показывает нетрадиционный способ изображения медузы «печать от руки». Ладошка полностью окрашивается выбранной краской (предварительно смачивается влажной губкой, затем слой гуашевой краски) и делается отпечаток, который дополняется деталями, нарисованными кисточкой.
Самостоятельное рисование детей.
После отпечатка медуз ребята дополняют изображение рыбами, морскими звездами, улитками, ракушками, водорослями, камушками.
Во время рисования дети могут свободно перемещаться, рисовать в выбранных по желанию участках
коллективной композиции, не нарушая при этом общего колорита.
По современной методике анализ детского труда проходит в непринужденной форме в процессе занятия.
По завершению дети любуются работой, педагог подчеркивает важность партнерских отношений в коллективном творчестве.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно- творческий характер по мере овладения способами изображения (Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина). В настоящее время все больше появляются новые и разнообразные изобразительные техники рисования, которые позволяют разнообразить изодеятельность и предоставить ребенку больше шансов для самовыражения (Р. Г. Казакова) [17].
Различные виды художественной деятельности, особенно изобразительная и конструктивная, в процессе осуществления которых у детей формируются и развиваются такие важные психические процессы, как восприятие, образные представления, мышление, воображение, внимание, память, имеют большое значение для подготовки детей к последующему обучению. У детей в совместной художественной деятельности формируются умения взаимодействовать, обсуждать способы достижения результата и опыт творчества [8].
Одной из значимых тенденций в области художественно-эстетического развития дошкольников является использование разнообразных изобразительных техник. Под изобразительной техникой, мы, вслед за А.М. Вербенец, Н.Н. Гусаровой, Г.Н. Давыдовой, Н.В. Дубровской, И.А. Лыковой и другими, понимаем совокупность методов и приемов использования изобразительных материалов и инструментов с целью создания выразительного изображения. В современном дошкольном образовании широко используются нетрадиционные изобразительные техники.Эти техники применяю и я в НОД.
Конспект коллективного занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике
Блок «МОБИЛИ», Тема: «Под куполом цирка»
Цель:
- Расширять творческие возможности детей, используя разнообразные изобразительные средства и материалы, применяя ранее полученные знания, умения и навыки в нестандартной ситуации.
- Продолжать учить передавать в рисунке движение и позу человека
- Поощрять и учить грамотно строить отношения партнерства и сотрудничества при выполнении коллективной работы.
Оборудование и материалы: каркас для мобиля “Цирк”, плотная и гофрированная бумага, фломастеры, цветные карандаши, салфетки, клеенки, клей, подставки под кисточки, модели человека, бросовый материал для украшения фигур(блестки, фольга, бантики, бахрома), степлер, фигурные ножницы, скотч, магнитофон, кассеты с записью музыки, костюм клоуна и фокусника, атрибуты для проведения фокусов (стол с отверстием, кувшин, ленты, цветы, зонтик, ручная крыса, маски для детей, сосуд с блеском).
Ход занятия:
- Вводная часть.
Педагог проводит беседу о цирке. Какие артисты работают в цирке?
Потом дети находят мобиль “Цирк” и решают, кто мог бы на нем работать. Дети садятся за столы, где уже разложены все необходимые материалы для работы. Рассматривают подвижные модели человека и моделируют различные движения.
- Деятельность.
- Физкультминутка.
Мы играем на гармошке, наши ножки топ – топ,
Громко хлопаем в ладошки, наши ручки хлоп – хлоп,
Головой слегка качаем, ручки вниз мы опускаем,
Руки вверх мы поднимаем, отдыхаем, отдыхаем.
Ребята, а вы хотите, чтобы к вам пришел настоящий волшебник-фокусник?
- Сюрпризный момент.
Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике для детей старшей группы
Блок "ПОДВОДНЫЙ МИР", Тема: "На дне морском"
Цель:
- Закреплять умение детей придумывать новые образы и воплощать их в рисовании по представлению.
- Познакомить с нетрадиционной техникой изображения «печать от руки», ее средствами выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
- Воспитывать желание сотрудничать и чувство личной ответственности за конечный результат общего труда.
Оборудование и материалы: тонированная бумага форматом 45см × 3,5м; иллюстрации, фотографии, детские рисунки, изображающие подводный мир и его обитателей; краски акварельные и гуашевые, поролоновые губки, кисти разных размеров, салфетки по количеству детей.
Предварительная работа: Педагог вместе с ребятами рассматривает иллюстрации в книгах и журналах, обращает внимание на яркость окраски и необычную форму рыб и других обитателей моря: морских звезд, медуз, улиток, морских коньков; подчеркивает плавность линий, образующих форму водорослей и обтекаемого тела рыб. Детям также предоставляется возможность понаблюдать живых рыбок в аквариуме.
Педагог тщательно продумывает организацию рабочего места детей и четко планирует последовательность действий. Столы для детей ставятся в одну линию и по всей длине расстилается бумага (заранее затонированная в цвет моря). Напротив таким же образом ставится другой ряд столов, на которых оборудовано рабочее место на каждого ребенка. Также приготавливаются тазы с водой и принадлежности, для того чтобы дети одновременно и быстро могли помыть руки.
Изостудия украшается детскими рисунками на соответствующую тему.
Ход занятия:
Вначале детям предлагается познакомиться с выставкой детских работ. Затем педагог беседует с ними о том, каких обитателей моря они знают, какие из них запомнились и понравились больше всего и почему. Нескольким желающим дается задание показать на доске разные способы изображения водорослей. Затем педагог сам показывает нетрадиционный способ изображения медузы «печать от руки». Ладошка полностью окрашивается выбранной краской (предварительно смачивается влажной губкой, затем слой гуашевой краски) и делается отпечаток, который дополняется деталями, нарисованными кисточкой.
Самостоятельное рисование детей.
После отпечатка медуз ребята дополняют изображение рыбами, морскими звездами, улитками, ракушками, водорослями, камушками.
Во время рисования дети могут свободно перемещаться, рисовать в выбранных по желанию участках
коллективной композиции, не нарушая при этом общего колорита.
По современной методике анализ детского труда проходит в непринужденной форме в процессе занятия.
По завершению дети любуются работой, педагог подчеркивает важность партнерских отношений в коллективном творчестве.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Актуальные вопросы современной педагогической науки: материалы III Международной заочной научно-практической конференции. 20 ноября 2010 г. / Отв. ред. М.В. Волкова - Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2010. - 324 с.
- Волынкин В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников / В. И. Волынкин. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. — 441 с.
- Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте : психол. очерк : кн. для учителя / Л.С. Выготский. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 1991. - 93 с. : ил.
- Голованова И.Л. Активизация творческих способностей дошкольников и младших школьников в процессе работы различными художественными материалами: автореф. дис ... канд. пед. наук. М., 1995. С. 22.
- Даглдиян, К.Т. Декоративная композиция : учеб. пос. / К.Т. Даглдиян. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010. - 312 с.
- Дидактические разработки педагогов центра художественного образования. Сборник. /Сост.: М.С. Алешина, Л.В. Обровец. - М.: МГДД(Ю)Т, 2012. - 98 с., илл.
- Игнатьев С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей : учеб. пособие для вузов. - М.: Академический проект ; Фонд «Мир», 2007. - 208 с.
- Комарова Т.С. Актуальные направления работы дошкольных учреждений в свете национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» // Педагогическое образование и наука. - 2011. - № 3. - С. 7.
- Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразитель-ном творчестве дошкольников. – М., 2005.
- Комарова, Т.С, Савенков, А. И. Коллективное творчество детей. [Текст] / Т. С. Комарова, А. И. Савенков - М.: Педагогическое общество России, 2000.
- Комоед Н.И. Развитие творчества дошкольников в изобразительной деятельности. Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/ Н. И. Комоед. — 2-е изд. -ОИД «Белый Ветер», 2006. — 99с.
- Малышева А.Н. Аппликация в детском саду / А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева: худож. Е.А.Афоничева, В.Н. Куров. Ярославль: Академия развития, 2006. – 144 с., ил.
- Маханева М.Д. Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ: Организационно-методический аспект. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 57 с.
- Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 6-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 456 с.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. — М, 1995.
- Особенности психологического развития детей 6 – 7 летнего возраста / Под ред. Д. П. Эльконина, А. Л. Венгера. - М.: Просвещение, 1988 – 189 с.
- Партыка Н.В. Система работы по развитию художественно-творческих способностей детей 6-7 лет в процессе создания выразительного образа природы с использованием нетрадиционных техник рисования // Вестник КГПИ. - 2010. - Вып. 8. - С. 101.
- Петухова Л.В. Нетрадиционные техники рисования как условие развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста // Вектор науки ТГУ. Серия «Педагогика и психо-логия». 2011. № 2 (5). С. 159-163.