Пальчиковые игры на музыкальных занятиях в детском саду
Рязанова Юлия Александровна
Детский сад - это первая ступень социальной адаптации детей. Чтобы эта адаптация происходила как можно безболезненно, взрослым необходимо помочь детям научиться общаться. Дошкольный возраст- это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. «В норме человек уже рождается с очевидными предпосылками к речевому общению» [2, с.42], и взрослым важно не упустить период развития грамотной, правильной речи ребёнка.Двигательный центр речи находится в непосредственной анатомической близости с двигательными центрами, регулирующими движения кистей рук, мелкую моторику. Стимуляция центров мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, массаж кистей рук и пальчиков) вызывает распространение возбуждения на двигательный и слуховой центры речи, что способствует развитию речи у детей. Иными слова существует тесная между речевой функцией и общей двигательной системой человека. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, тонкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, развитию просодического компонента речи.
Для того, чтобы ребёнку был интересен и занимателен процесс развития речи, мы используем игру, которая является ведущей деятельностью дошкольников. В этом случае пальчиковые игры и упражнения- уникальное средство для развития тонкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи, а также пальчиковые игры являются технологией сохранения с стимулирования здоровья. Пальчиковые игры интересны как младшим дошкольникам, так и старшим. Проводить подобные игры можно не только в группе, но и в музыкальном зале, на музыкальных занятиях.
Музыкальные занятия в детском саду- это для детей всегда праздник и хорошее настроение. Включение пальчиковых игр в процесс воспитания музыкой играет важную роль в речевом развитии, стимулирует пространственное мышление, воображение, эмоциональную выразительность. Использование стихотворной формы пальчиковых игр помогает ребёнку лучше запомнить текст, его речь становится более выразительной, отрабатываются артикуляционные, мимические и голосовые навыки. Существуют различные пальчиковые игры: игры с пением, игры с мелкими предметами под музыку, игры под счёт или словесное сопровождение. Вот некоторые из них.
- самомассаж ладоней.
- грецкий орех или граненый карандаш.
- «Собираем-разбираем»
- развитие подвижности пальцев рук, точности и силы их движений; развитие зрительного внимания и глазомера.
- пирамидка (матрешки, кубики, вкладыши).
Ребёнок сначала разбирает, а затем собирает по кольцу пирамидку, соблюдая величину колец. В первый раз задание выполняется под замедленную музыку. Затем под музыку в нормальном темпе и, наконец, под музыку, исполняемую в ускоренном темпе. Аналогично проводятся игры с матрешками, вкладышами, кубиками.
3. «Ловкие ручки».
Цель: развитие подвижности и силы пальцев рук, точности их движений; закрепление в речи звука «Р».
Оборудование: маленькие резиновые мячики по одному на каждого ребёнка и один для педагога.
Описание упражнения: дети сидят на стульях, поют а капелло или проговаривают вместе с педагогом слова, одновременно выполняя различные действия с мячом.
Это ручка- правая (сжать мячик правой рукой).
Это ручка- левая (переложить мяч в левую руку и сжать его левой рукой).
Я на мячик нажимаю (перекладывать мячик из руки в руку, каждый раз его сжимая).
Я зарядку делаю.
Будет сильной правая (мячик катать между ладонями).
Будет сильной левая.
Будут ручки у меня (катать мячик по столу правой ладонью).
Сильные, умелые! (катать мячик по столу левой ладонью). (под музыку К.Дискина «Ловкие ручки»).
Интересны игры и упражнения Г. Ф. Вихаревой для детей младшего дошкольного возраста под аккомпанемент. Эти игры рекомендуются с рифмованной подсказкой к заданным движениям. Тексты помогают детям лучше представить и выразительнее передать в движениях смысл услышанного. А также рифмованные тексты способствуют развитию речи и совершенствуют произношение детей. Например, пальчиковое упражнение «Ладушки-ладошки».
Музыкальный руководитель аккомпанирует и поёт вместе с детьми. Дети сидят перед педагогом и все движения выполняют по его показу.
1. Мыли мылом ушки, Мыли мылом ножки |
Дети двумя ладошками «моют ушки», потом «моют» коленочки |
|
Хлопают в ладоши |
2. Наварили кашки, Помешали ложкой |
Указательным пальчиком правой руки «мешают кашку» на левой руке |
|
Хлопают в ладоши |
3. Курочке-пеструшке Насыпают крошек |
Пальчиками «сыплют» крошки |
|
Хлопают в ладоши |
4. Пожалели птичку, Погрозили кошке |
Правой ладошкой гладят левую. Грозят пальчиком. |
|
Хлопают в ладоши |
5. Строили ладошки Домик для матрёшки |
Стучат кулачком о кулачок. |
|
Хлопают в ладоши |
6. Прилегли ладошки Отдохнуть немножко |
Кладут ладошки под щёчку. |
|
Хлопают в ладоши |
Пальчиковые игры фольклорного характера также полезны для развития ребёнка-дошкольника. Они увлекательны, содержательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Если говорить о возрастных потребностях, то в возрасте 5-7 лет ребёнку интересно показывать не отдельные картинки (зайчик шевелит ушами, волк крадётся, птичка летит), а целые сюжеты. Таким образом можно даже разыграть пальчиковый спектакль.
С детьми младшего дошкольного возраста нужно предварительно «порепетировать»., то есть проработать пальчиками все движения. Например, попросить ребёнка изобразить птицу, скрестив ладони перед собой или показать густой лес, подняв руки вверх, приложить указательные пальцы к голове, изображая козлёнка и т.д. Движения нужно уточнять и разнообразить. Но в начале ребёнку лучше пройти весь «путь» потешки в картинках, изобразив его пальчиками.
Играя с детьми, можно подобрать музыкальное сопровождение для того или иного движения или героя: лёгкую мелодию для полёта птички, весёлый марш для ходьбы пальчиками, тревожную для крадущегося зверя и т.д.
Пример фольклорной игры.
Мы лесами шли густыми 1
И оврагами крутыми, 2
Где медведя не бывало, 3
Где и птица не летала…4
Там в дупле большой осины 5
Угнездился рой пчелиный. 6
Мы медок соберём- 7
Деток накормим. 8
И оврагами крутыми, 2
Где медведя не бывало, 3
Где и птица не летала…4
Там в дупле большой осины 5
Угнездился рой пчелиный. 6
Мы медок соберём- 7
Деток накормим. 8
Таким образом, развитие речи ребёнка будет не просто нудным занятием для детей, а познавательной, увлекательной и полезной игрой.
Литература:
- Бадалян Л.О.. Детская неврология : [Учеб. пособие] / Л. О. Бадалян. - М. : МЕДпресс-информ, 2001. - 607 с. : ил., цв. ил., табл.; 22 см.
- Браудо Т.Е., Бобылова М.Ю., Казакова М.В. Онтогенез речевого развития. /Браудо Т., Бобылова М., Казакова М. // Русский журнал детской неврологии. – 2017, №1., с.41-46.
- Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: практичес кое пособие для педагогов и родителей.- Спб: КОРОНА принт, 2005.- 272с., ил.
- Бардышева Т.Ю. Лиса по лесу ходила. Пальчиковые игры. Тексты песенок и потешек приведены по «Хрестоматии для маленьких». / Сост. Л.Н. Елисеева- М.: Просещение, 1987.
- Вихарева Г.Ф. Играем с малышами. Логоритмические игры для детей младшего дошкольного возраста. Издательство «Композитор», Санкт-Петербург, 2007.