Конспект НОД по окружающему миру во второй младшей группе
Первоцветы
Гайдыш Ирина Николаевна
Цель: дать представление о ранних цветах – первоцветах, расширить знания детей о весне.Задачи:
Социально-коммуникативное развитие:
• познакомить детей с понятием первоцветы и с некоторыми их представителями: мать-и-мачеха, подснежник, ландыш;
Речевое развитие:
• развивать связную речь детей, активизировать в речи новые слова «первоцвет», «мать – и- мачеха», «ландыш», «Красная книга»,
Художественно-эстетическое развитие:
• развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира;
Физическое развитие:
• совершенствовать двигательные умения и навыки, при выполнении различных упражнений и заданий.
Познавательное развитие:
• формирование первичных представлений о первоцветах и некоторых их представителях(мать-и-мачеха, подснежник ) ,развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по теме, прослушивание музыкального произведения, чтение сказки о первоцветах- И. Ревю «Весенняя мать – и мачеха»
Материалы к занятию: иллюстрации с изображением первоцветов, дидактическая игра «Сложи цветок», дидактическая игра «Что лишнее?»
№ | Этап | Деятельность педагога |
Действие и ответы детей | Время |
1 | Мотивационный этап Цель: создание атмосферы заинтересованности у детей, вовлечение в игру В группу входит воспитатель с цветком в руке. |
Ребята посмотрите. к нам пришли гости! Давайте поздороваемся с ними ладошками... И пригласим гостей тоже поиграть с нами вместе. «Ладошки» Ладошки «вверх» (ладони поворачиваем «вверх») Ладошки «вниз» (ладошки поворачиваем «вниз») Ладошки «набок» (ладошки ставим «стеночками») И сжали в кулачок (сжимаем пальчики) Ладошки вверх подняли (сжимая и разжимая пальчики, поднимаем руки вверх) И «здравствуйте!» - сказали Ребята, прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?: Кто пришёл так тихо-тихо? Ну, конечно, не слониха, И, конечно, бегемот Тихо так пройти не смог И никто из вас не слышал, Как листок из почки вышел. И услышать не могли вы, Как зелёные травинки, Сняв зеленые ботинки, Тихо вышли из земли. И подснежник тихо вышел, И повсюду тишина. Это значит, это значит Тише всех пришла … |
Дети здороваются Весна |
2 мин |
2 | Организационно-побудительный Цель: формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах, организация направленного внимания |
Весна пришла. И расцвели первые цветы. Каким одним словом можно назвать эти цветы? Правильно, давайте все вместе повторим ещё раз :ПЕРВОЦВЕТЫ Сегодня, когда я шла к вам в детский сад, я встретила необычный цветок, он со мной разговаривал и пригласил нас с вами в волшебный лес, в котором уже распустились все первоцветы. Вы согласны отправиться в лес, ребята? А на чём мы можем поехать в лес? А на каком транспорте нам будет удобнее отправиться? Давайте поедем на поезде. Я буду паровоз, а вы вагончики. Приготовились.... Педагог гудит: У-у-у-у!! Поехали! |
Первоцветы. Да, согласны Дети предлагают свои варианты. (машина, автобус, газель, пешком т. д.). (на поезде) Имитация поездки на поезде возле стульчиков. |
2 мин |
3 |
Динамическая пауза. Цель: смена видов деятельности, предупреждение утомляемости |
Загудел паровоз И вагончики повёз. Все вместе: Чух-чух-чух Чух-чух-чух. Чу-чу-чу Я в лес вас прокачу. |
Дети выстраиваются «паровозом», имитируют движения паровоза и вагонов |
2 мин |
4 | Практическая работа над темой. Цель: овладение способами, действиями, применение знаний, умений, навыков |
Вот и наш поезд добрался до места назначения! Остановка лесная полянка! Выходим все из поезда! Проходите и рассаживайтесь на лесной полянке. Как видите, на ней сейчас пусто. Для того, чтобы цветы появились давайте послушаем стихи про них. Самый первый, самый тонкий, Есть цветок с названьем нежным. Как привет капели звонкой, Называется подснежник. Ребята, вы услышали, как называется первый цветок? ( спросить у Киры, Нелли, Романа.) Воспитатель: Да, первый весенний цветок в нашем лесу – это подснежник. (показ изображения подснежника на доске) Воспитатель: И сейчас он украсит и нашу полянку. Воспитатель дает 5 детям вырезанные из бумаги подснежники. Воспитатель: А вот другой стишок На опушке - огоньки, Целая проталинка. Коротышки стебельки И цветочек маленький. Листьев нет - он цветёт, Холодом охваченый. Пчёлкам самый ранний мёд Дарит мать-и-мачеха. (Показ изображения мать-и-мачехи на доске) Воспитатель: Верно. Именно благодаря листочкам мягким и теплым, как мамины руки, и холодным, как чужие руки мачехи, получил этот цветок название. Украсим полянку и этими чудесными цветами. Воспитатель дает 5 детям вырезанные из бумаги цветы мать-и-мачехи. Воспитатель: Слушайте новый стишок: Как горошинки резные На высокой ножке, Ландыши цветут лесные Прямо у дорожки (Показ изображения ландыш на интерактивной доске) Воспитатель дает 5 детям вырезанные из бумаги цветы ландыша. Молодцы ребята. Вот посмотрите как славно мы с вами потрудились.. Какая красивая у нас полянка... А теперь давайте поиграем... |
Ответы детей Подснежник . 5 детей раскладывают подснежники на ковре. Мать-и -мачеха 5 детей раскладывают мать-и-мачеху на ковре. Ландыш 5 детей раскладывают ландыши на ковре. |
|
5 |
Динамическая пауза. Цель: смена видов деятельности, предупреждение утомляемости. Фоновая тихая музыка |
Физкультминутка. (Дети стоят в кругу). Видим мы подснежники, Маленькие нежные. Из-под снега вырастают (приседают) И головками кивают (киваем головами) Дунул ветер на цветочки (дуем) Задрожали лепесточки (трясем кистями рук) Вы, цветочки, не дрожите (качаем головами) Выше голову тяните (поднимаем голову и тянемся на носочках вверх) Повторить 2 раза!!!! |
Дети выполняют движения вместе с воспитателем |
1,5 мин. |
6 |
Практическая работа над темой. Цель: овладение способами, действиями, применение знаний, умений, навыков |
Ребята, а как вы думаете, можно ли сорвать первоцветы в лесу и забрать букет цветов домой? Воспитатель: Я согласна с вами. Давайте мы сами никогда не будем сами их обижать и не дадим их другим в обиду. Расскажем всем знакомым о беззащитных растениях и цветах. Этих цветов осталось очень мало в природе .Их так и называют – редкие. Давным-давно люди решили издать Красную Книгу, в которой они записали все названия редких растений и животных Но почему именно красную, а не какого-либо другого цвета? Потому ,что красный цвет – цвет Внимания! А где мы ещё можем увидеть красный цвет? Правильно ,он как красный сигнал светофора предупреждает "Осторожно! Может случится беда." Ребята, а какая беда , как вы думаете? А что же мы можем с вами сделать для того чтоб эти цветы не исчезли? Ребята, если хотите, мы с вами сделаем свою Красную Книгу, которая будет находиться у нас в детском саду. Каждый раз, узнав о редких растениях или животных, мы будем пополнять ее картинкам и подписями. Тогда каждый, и мы, и взрослые, запомним их и не дадим в обиду. Давайте мы положим эти картинки с изображением первоцветов в нашу красную книгу. |
Ответы детей: Нет. Первоцветы украшают лес. Если их сорвать, то полянки опустеют, красота исчезнет. Ответы детей: Ответы детей: На светофоре. Давайте мы не будем ходить в лес, не будем рвать их... |
|
7 | Динамическая пауза. Цель: смена видов деятельности, предупреждение утомляемости. |
Воспитатель. А теперь поиграем в знакомую вам игру «Что лишнее?» Воспитатель показывает картинки (мать-и-мачеха, подснежник, ландыш, кактус, роза.). — Ребята, что тут лишнее? Как вы думаете и почему? Молодцы!!! ( игру повторяем 2 раза) |
Дети: лишний кактус, т.к. это комнатное растение, а остальные первоцветы. |
|
8 | Восприятие полученного результата от проделанной работы. Цель: получение глубокого удовлетворения от проделанной работы. |
Воспитатель: ребята, мы находимся на такой чудесной и красивой поляне! А давайте вспомним , какие цветы растут на ней и ещё раз посмотрим в нашу Красную книгу. А что это у нас случилось? Все картинки перемешались в книге... Ребята пока мы с вами играли на лесной поляне, ветерок случайно порвал картинки с цветами, помогите эти картинки мне собрать. Дидактическая игра «Сложи цветок» (Дети садятся за столы, воспитатель предлагает каждому разрезные картинки с изображением первых цветов. Детям необходимо собрать целую картинку из частей) Соня, картинку какого цветка вы собрали?- Молодцы. Матвей, вы какую картинку собрали? -Умницы, постарались. А я украшу полянку этим волшебным цветком, который привел нас сюда! Воспитатель оставляет цветок. Воспитатель: Молодцы ребята, справились со всеми заданиями. Пора нам возвращаться в детский сад. Давайте станем в круг, возьмемся за руки, и проговорим волшебные слова, чтобы вернуться : Раз, два, три (хлопаем в ладоши), повернись, в детском садике очутись. Воспитатель: вот мы и вернулись в свою группу. |
Ответ: подснежники, ландыши, крокусы, пролески, мать-и-мачеха. Дети становятся в круг, взявшись за руки, вместе с воспитателем произносят волшебные слова. А теперь садитесь на стульчики... |
|
9 | Рефлексия. Цель: подведение итогов, обобщение полученного ребенком опыта, формирование элементарных навыков самооценки. |
Воспитатель: Ребята вам, понравилось наше путешествие в весенний лес? - Для чего мы с вами отправились в лес? - Что вам показалось трудным? - Во что мы с вами играли? - Что было самое интересное? - Молодцы! Все запомнили, ничего не забыли! Воспитатель: Спасибо вам за интересное путешествие! |
Ответ: мы ехали в поезде в лес, отгадывали загадки о первоцветах, узнали о происхождение названия цветка мать-и-мачеха, говорили о том, почему нельзя срывать первоцветы, украшали поляну, узнали про Красную книгу. |