Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста
Блокадный Ленинград
Пухова Ольга Владимировна,
педагог-психолог ГБДОУ детский сад № 81
Калининского района Санкт-Петербурга
Тип занятия: комбинированный.педагог-психолог ГБДОУ детский сад № 81
Калининского района Санкт-Петербурга
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: развитие патриотизма у старших дошкольников посредствам знакомства с историей блокадного города.
Задачи:
- Образовательная: расширение представлений детей о жизни блокадного города, пополнение активного словаря терминами «фронт», «война», «блокада», «Ленинград», «обстрел».
- Развивающая: развитие памяти, внимания и мышления
- Воспитательная: формирование патриотизма.
Ожидаемые результаты: интерес к изучению героической истории собственного города, развитие познавательных процессов и развитие нравственно-патриотической сферы личности старших дошкольников.
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, музыкальная запись (симфония №7 «Ленинградская» до мажор соч.60 Д.Д. Шостоковича), мультимедийная презентация «До и после», столы, стулья, листы с контурным изображением дороги и собора по количеству детей, наборы цветных карандашей по количеству детей, приложение 1. Ребусы.
Этап занятия | Содержание этапа | Время |
1. Вступительный | Пальчиковая гимнастика «Здравствуй» Цель: поднять настроение, настроить на дальнейшую работу. Ход: Здравствуй солнце золотое! Пальцами правой руки по очереди здороваться с пальцами левой руки Здравствуй небо голубое! похлопываем пальцем о палец другой руки, начиная с больших пальцев Здравствуй вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в одном краю, Всех я вас приветствую! переплетаем пальцы замком и поднимаем руки над головой Сообщение темы занятия. Здравствуйте, ребята. Мы все живем в чудесном городе – Санкт-Петербурге. А еще наш с вами город называю городом-героем. Вы знаете почему? (ответы детей) Наш город участвовал в настоящих войнах, и сегодня мы поговорим о подвиге людей, живших в Санкт-Петербурге еще когда город носил гордое название Ленинград. Тема нашего занятия: «Блокадный Ленинград».. |
1 минута 1 минута |
2. Основной | Беседа «Что такое блокада?». Цель: актуализация знаний по теме «блокада», расширение представлений детей о жизни блокадного города, пополнение активного словаря терминами «фронт», «война», «блокада», «Ленинград», «обстрел». Игра «Ассоциации» Цель: развитие воображения, внимания. Ход: дети передают по кругу мяч, задача каждого воспитанника назвать как можно больше ассоциаций со словом «блокада» когда мяч окажется у него в руках. Физминутка «Кольцо блокады» Цель: выработка четких движений во взаимосвязи с речью, совершенствование общей моторики, снятие психомышечного напряжения. Ход: Сомкнулось кольцо блокадное встать в маленький круг Вокруг нашего Ленинграда Расширить круг в диаметре Уходили мужчины на фронт Марш на месте На завод шли работать ребята. Кулаком ударять о кулак От морозов блокадной зимы потереть руки Не спасал керосин и фанера покачать головой из стороны в сторону У ленинградцев было одно – показать один палец Непоколебимой стойкости вера. Поднести руки к сердцу Наш поклон им до самой земли Наклониться до пола Вынесшим все лишения Встать прямо Они голод, обстрелы перенесли И спасли город от уничтожения. «До и после» Цель: развитие внимания. Ход: воспитанники рассматривают по две фотографии одного и того же места Санкт-Петербурга в блокадное и послевоенное время. Задача воспитанников назвать все, чем эти фотографии похожи, и найти существующие на них отличия. Беседа: «Как спасали памятники города?» Цель: расширение знаний детей о способах маскировки памятников культуры, которые использовались в блокадном Ленинграде. «Мы спасем любимый город». Цель: развитие мышления, внимания и мелкой моторики. Ход: детям выдается листы бумаги с нарисованным шаблоном собора и дороги. Задача детей – замаскировать с помощью карандашей собор так, чтобы его не нашли вражеские самолеты. Рисование под музыку (7 симфония Шостаковича).После того, как дети выполнят задание, организовывается групповая выставка работ. Ребусы Цель: развитие познавательных процессов и обогащение активного словаря воспитанников. Слова ребусов: «фронт», «война», «родина», «блокада», «обстрел». |
5 минут 2 минуты 2 минуты 3 минуты 3 минуты 6 минут 4 минуты |
3. Завершающий | Рефлексия Цель: получение обратной связи. Ход: Воспитанники отвечают на вопросы: «О чем мы с Вами сегодня говорили?», «Что вам запомнилось с сегодняшнего занятия?», « Вы узнали что-нибудь новое? Если да, то что именно», «Что вам сегодня особенно понравилось?». Прощание «Тепло рук и сердец». Цель: снятие психоэмоционального напряжения, сплочение коллектива. Ход: Дети встают в круг и передают с помощью рукопожатия тепло своего сердца по кругу, словно электрический импульс. |
1 минута 2 минуты |
Библиография:
- Берггольц О.Ф. Дневные эпизоды/ О.Ф. Бергольц. – Москва: Современник, 1975. – 172 с.
- Был город-фронт, была блокада…: рассказы, стихи, очерки, документы, хроника блокадных дней/ Сост. Д.Б. Колпакова, В.Н. Суслов. – Ленинград.: Детская литература, 1984. – 206 л.
- Воронов Ю.П. Блокада: книга стихов/ Ю.П. Воронов. – Ленинград: Лениздат, 1985. – 152 с.
- Воскобойников В.М. Девятьсот дней мужества. – Москва: Малыш, 1987. – 32 с.
- Ходза Н. Дорога жизни. - Ленинград: «Детская литература», 1974. – 72 с.