Экономическое воспитание дошкольника
История одной монетки
Григорьева Екатерина Алексеевна,
воспитатель ГБДОУ д/с № 99
Калининского района Санкт-Петербурга
Цель: повышение компетенции старших дошкольников по вопросам экономического развития.
Задачи:
1. Образовательная: формировать экономическое создание детей, экономическое мышление.
2. Развивающая: развивать логическое мышление, речь, наблюдательность, пополнять активный словарный запас; умение делать умозаключения.
3. Воспитательная: научить понимать и ценить окружающий мир (как результат труда людей).
Оборудование: компьютер, экран, проектор, 2 мультфильма.
Материалы: таз с водой, листы бумаги с надписью, 3 купюры, жемчужные бусы, шкатулка с ракушками, большая ракушка, готовая монета, выполненная в технике граттаж, заготовки для граттажа, инструменты для граттажа.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие,
Речевое,
Художественно-эстетическое развитие.
Содержание совместной деятельности
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, проходите, присаживайтесь на стулья. Сегодня вы принимаете гостей. Давайте поздороваемся с гостями.
Все: Здравствуйте!
Воспитатель: Присаживайтесь. К вам в гости пришла и я. Давайте познакомимся. Ваши имена я могу прочесть на бейджиках. А меня зовут Екатерина Алексеевна. Я принесла вам очень интересный отрывок из мультфильма. Вы посмотрите его и обязательно узнаете на какую тему я хочу с вами пообщаться.
Просмотр отрывка из мультфильма «Фиксики. Деньги.»
Воспитатель: О чем же мы с вами будем говорить?
Дети: О деньгах.
Воспитатель: Совершенно верно! Мы с вами будем разговаривать о деньгах. Как они произошли, что было раньше вместо денег, как они изменились и какие деньги у нас сейчас. Ребята, вы просмотрели отрывок из мультфильма.
Ответьте мне на вопрос: что было раньше вместо денег?
Дети: ракушки, перья птиц.
Воспитатель: В древние времена вместо денег были ракушки.
Воспитатель: Я принесла вам самые настоящие древние деньги. Ребята, встаньте у своих мест. Посмотрите какие ракушки. Потрогайте их, погладьте. Скажите: какая ракушка? Что вы можете сказать о ней?
Дети: Морская, коралловая, красивая.
Воспитатель: А у меня в руках большая ракушка. В древние времена размер имел значение. Ведь у нас сейчас деньги разного номинала. Есть копейка, а есть тысяча. Вот и раньше так было: были маленькие ракушки, а были большие. Большая ценилась дороже.
Давайте сейчас по очереди будем складывать ракушки обратно в шкатулку и считать их.
Сколько у нас получилось ракушек?
Дети: Восемь.
Воспитатель: А что еще могло служить деньгами в древние времена?
Постарайтесь догадаться, воспользуясь подсказкой.
В море родился –
На бусы пригодился.
Что это?
Дети: Жемчуг.
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые бусы я вам принесла.
Воспитатель вместе с детьми подходит к столу, где стоит коробка с жемчужными бусами, накрытая тканью. Воспитатель открывает коробку, и дети понимают, что ответили правильно на загадку.
Воспитатель: Что это, ребята?
Дети: Жемчуг.
Воспитатель: Возьмите жемчужные бусы. Потрогайте жемчуг. Что вы можете сказать про него? Какой он?
Дети: Гладкий, белый, холодный, морской, природный, настоящий, красивый, маленький.
Воспитатель: Как вы думаете, сколько раз надо было человеку нырнуть за жемчугом, чтобы собрать эти бусы. Ведь в ракушке всего одна жемчужина. Очень ценилось, чтобы жемчужины были одного размера.
Как вы думаете, откуда люди добывали жемчужины?
Дети: Со дна морей, океанов.
Воспитатель: Верно! А потом обменивали их на необходимые товары, например, на соль, зерно, мясо. Как вы думаете: легко ли было доставать жемчуг со дна океанов?
Дети: Нет.
Воспитатель: Встаньте спиной к экрану. Сейчас мы с вами попробуем ощутить на себе какого же было людям, которые ныряли за жемчугом. Встаньте ровно. Вдохните. Задержите дыхание. Выдохните. Сложно?
Дети: Нет.
Воспитатель: Давайте теперь попробуем еще и нырнуть за жемчугом. Вдохнули. Вытянули руки. Нырнули. Достали жемчужину. Вынурнули. Выдохнули. Сейчас сложнее?
Дети: Да. Нет.
Воспитатель: Мы с вами задержали дыхание всего на несколько секунд. Конечно, этого времени не хватит, чтобы достать жемчуг со дна океана. Люди, которые занимались этим, должны были иметь здоровый организм и хорошие легкие.
Как вы уже поняли, и в древние времена, и в наше время надо приложить очень много усилий, чтобы были деньги. Все древние деньги очень ценились. Они сложно доставались людям. Не зря позже народ придумал пословицы о труде. Какие пословицы про труд вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: С одной пословицей мы познакомимся сегодня.
Воспитатель: Смотрите какой интересный ребус появился на экране. Здесь зашифрована одна пословица. Что нам надо сделать, чтобы узнать ее?
Дети: Понять какие слова спрятаны за картинками.
Воспитатель: Что у нас получилось?
Читаем пословицу.
Воспитатель: Ребята, после ракушек и жемчуга появились монеты.
Воспитатель: Из чего сделаны монеты?
Дети: Из металла.
Воспитатель: Сколько сторон у монеты?
Дети: Две.
Воспитатель: Что изображено на монетах?
Дети: Орел, человек.
Воспитатель: Позже появились бумажные деньги. А кто знает, как вообще делают деньги?
Высказывания детей.
Воспитатель: Сейчас мы проверим все ваши предположения. Фиксики помогут нам разобраться в этом вопросе.
Просмотр видеоролика.
Воспитатель: Что вы узнали о деньгах? Где делают деньги? На какой бумаге печатают деньги?
Ответы детей.
Воспитатель: Фиксики рассказали очень интересную историю. Давайте поэкспериментируем. Подойдите все к столу. Ребята, как вы думаете: что будет, если намочить простую бумагу?
Ответы детей.
Экспериментирование.
Давайте проверим. (имя), (имя), (имя), вот вам простая бумага с надписью. Опустите ее в воду и достаньте. Скажите, что случилось с бумагой и надписью.
Дети: Бумага стала мокрой, картинка испортилась.
Воспитатель: Ребята, а если мы высушим эту бумагу, она примет свой прежний вид?
Дети: Нет.
Воспитатель: А как как поведут себя деньги, если их намочить? (имя), (имя), (имя), возьмите по одной купюре и опустите в воду. Что произошло? Изменилась ли картинка?
Ответы детей.
Воспитатель: А что будет с деньгами, если мы их высушим?
Ответы детей.
Воспитатель: Даже если мы высушим деньги, то с ними ничего не произойдет. Бумага будет как прежде и рисунок останется на своем месте.
А мы сможем использовать деньги потом, после того, как они высохнут?
Дети: Да.
Воспитатель: Верно! Фиксики были абсолютно правы, когда сказали, что деньги печатают на специальной бумаге и специальными чернилами.
Воспитатель: Присаживайтесь на свои места. Что вы нового сегодня узнали?
Ответы детей.
Воспитатель: Что люди использовали раньше вместо денег?
Дети: Ракушки, жемчуг, перья птиц.
Воспитатель: Что надо делать, чтобы у человека появились деньги?
Дети: Много трудиться.
Воспитатель: С какой пословицей мы сегодня познакомились?
Дети: Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
Воспитатель: Вам понравилась сегодняшняя беседа?
Вы разрешите мне еще прийти к вам в гости?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, мы узнали историю денег, что раньше служило деньгами, мы познакомились с монетами и бумажными деньгами. Я хочу, чтобы на память о сегодняшней встрече у вас осталась монета, которую вы сделаете самостоятельно. Вы сами придумаете: какой рисунок будет на вашей монете. Сейчас мы с вами сделаем одну сторону, а вторую – вы сделаете дома с родителями. Пусть это будет ваша семейная монета. Посмотрите, я дома тоже сделала одну сторону монеты. Красиво получилось?
Дети: Да.
Воспитатель: Посмотрите, как выполнять работу. Вы возьмете инструмент и начнете рисовать на монете. У вас получится рисунок. Видете? Поверните стулья к столу и приступайте к работе.
Дети выполняют работу в технике граттаж (выцарапывание).
Воспитатель: Молодцы! Замечательные монеты у вас получились. Вторую сторону вы сделаете дома. Спасибо за прекрасное время. До свидания!