Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе
Осень, фруктовая пора
Садыкова Юлия Рамаевна
Цель: продолжать формировать умение составлять описательный рассказ о фруктах с опорой на мнемотаблицу. Побуждать детей вступать в речевое взаимодействие, поддерживать коллективный разговор.Задачи:
- Уточнить и расширить представления детей о фруктах: названиях, внешних и вкусовых качествах, их использование в различных блюдах. (Познание)
- Способствовать поиску новой информации об уже знакомых фруктах. (Познание)
- Формировать интерес к произведениям малой фольклорной формы – загадки. (Познание)
- Расширять представление о труде садовника, по средствам беседы. (Труд)
- Упражнять в подборе прилагательных к существительному. (Коммуникация)
- Развивать умение анализировать и обобщать, мелкую моторику пальцев рук, умение свободно общаться со сверстниками и с педагогом. (Познание, Коммуникация)
- Развивать общие речевые навыки, координацию речи с движением, грамматический строй речи. (Речевое развитие)
- Здоровьесберегающие технологии
- Игровая технология
- Технология мнемотехники
- Технология исследовательской деятельности
Ход НОД.
1.«Эмоциональный настрой»
Дети приглашаются встать в круг.
Педагог показывает детям 4 пиктограммы (радостный, заинтересованный, удивлённый, испуганный), и спрашивает, какое настроение выражает каждое лицо.
Педагог:
–Ребята, посмотрите на эти пиктограммы и скажите, какое настроение выражает каждое лицо. Давайте, выберем для нашего занятия настроение.
Ответы детей.
Педагог:
– Давайте возьмемся за руки, улыбнёмся друг другу, и начнём с хорошим настроением заниматься.
- Загадывание загадок.
Педагог:
-Сегодня мы с вами будем говорить о фруктах. Я буду загадывать загадки, а вы должны угадать про какой фрукт я говорю. (Каждому ребенку загадывает загадку, и если отгадал, дает фрукт ребёнку)
Родилась она зеленой.
На цветущей белой кроне.
А потом росла, краснела.
Как созрела – посинела. ( Слива)
Колобок висит все лето
Среди зеленых веток.
Ударит гулко оземь,
Когда наступит осень. (Яблоко)
Ты на лампочку похожа
И на ваньку-встаньку тоже.
У тебя румяный бок,
А откусишь – брызнет сок. ( Груша)
Гость из Африки приехал,
И морозы не помеха,
Пожелтел слегка в дороге,
Чтоб понравиться здесь многим.
Шлёт привет от обезьян
Снятый с пальмы фрукт – (Банан)
С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нём полезный витамин —
Это спелый – (Апельсин)
С виду фрукт невзрачный очень,
На картошку он похож.
Но внутри приятный, сочный,
Как попробуешь – поймёшь.
Не уступит он по вкусу
Ни банану, ни арбузу,
Ни черешне и ни сливе –
Этот фрукт зовётся ... (Киви)
(В тарелке остался один фрукт – лимон)
- Ребята давайте мы попробуем придумать загадку про этот фрукт?
(Дети загадывают загадку, педагог отгадывает и берет лимон себе)
- Молодцы! Вы легко отгадали загадки. А как одним словом назвать то, что перед вами?
Д е т и. Это фрукты.
- Где они растут?
Д е т и. Фрукты растут в саду, на деревьях.
- Ребята, а когда люди собирают урожай? (Осенью)
- А какое у нас сейчас время года? (Осень)
Пальчиковая гимнастика «Осень»
Дарит осень чудеса (разводят руками)
Да ещё какие! (указательный палец вверх)
Разнаряжены леса (салют пальцами)
В шапки золотые. (над головой домик)
На пеньке сидят гурьбой (круг руками)
Рыжие опята, (пальцы вверх обеих рук)
И паук - ловкач какой!- (пальцы вниз обеих рук)
Тянет сеть куда-то. (тянем)
Дождь и жухлая трава (имитация дождя)
В сонной чаще ночью (ладошки под щеку)
Непонятные слова
До утра бормочут (плечи поднять)
- Какой месяц? (октябрь)
- Давайте вспомним стихотворение про октябрь. (По мнемотаблице дети рассказывают стихотворение)
В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
На лугах мертва трава
Замолчал кузнечик.
Заготовили дрова,
На зиму для печек.
(С. Маршак)
- Составление описательного рассказа, с опорой на мнемотаблицу.
- Давайте мы с помощью мнемотаблицы попробуем рассказать про наши фрукты. (Педагог сначала показывает пример на своем фрукте. Дети по очереди описывают свой фрукт, опираясь на мнемотаблицу.)
- В фруктах содержатся очень много полезных витаминов. Витамины это такие вещества, которые помогают детям расти крепкими и здоровыми.
- Ребята, а что можно приготовить из фруктов?
(Кисель, варенье, джем, повидло, желе, компот, морс, сок, начинку для пирога, торта, салаты, сухофрукты)
А давайте мы приготовим с вами домашний лимонад. А приготовим мы его из лимона. В лимоне содержится очень много витамина С. (Педагог каждое свое действие комментирует, насыпаем сахар, нарезаем лимон дольками, перемешиваем)- фоном играет спокойная музыка.
-Давайте поставим наш лимонад на окно, пусть он настаивается, а мы потом его попробуем на втором завтраке.
- Практическая часть.
Взгляните на семечки, можете рассмотреть их с помощью лупы (дети рассматривают семена)
-А знаете ли вы интересные названия сушеных фруктов?
Виноград - изюм
Абрикос - курага
Слива - чернослив
Яблоко свежее - яблоко сушеное
Груша свежая - груша сушеная.
Дидактическая игра «Узнай название соков» (игра с мячом в кругу)
Сок из яблок – ( яблочный сок)
Сок из вишни – (вишневый сок)
Сок из сливы – (сливовый сок)
Сок из ананаса – (ананасовый сок)
Сок из граната – (гранатовый сок)
Сок из винограда – (виноградный сок)
Сок из груши – (грушевый сок)
Сок из персика –( персиковый сок)
5. Итог занятия.
- Давайте, вспомним, о чем мы говорили сегодня (Презентация на тему «Фрукты»
Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе на тему «Осень, фруктовая пора»
Составитель: Садыкова Ю.Р.
Цель: продолжать формировать умение составлять описательный рассказ о фруктах с опорой на мнемотаблицу. Побуждать детей вступать в речевое взаимодействие, поддерживать коллективный разговор.
Задачи:
- Уточнить и расширить представления детей о фруктах: названиях, внешних и вкусовых качествах, их использование в различных блюдах. (Познание)
- Способствовать поиску новой информации об уже знакомых фруктах. (Познание)
- Формировать интерес к произведениям малой фольклорной формы – загадки. (Познание)
- Расширять представление о труде садовника, по средствам беседы. (Труд)
- Упражнять в подборе прилагательных к существительному. (Коммуникация)
- Развивать умение анализировать и обобщать, мелкую моторику пальцев рук, умение свободно общаться со сверстниками и с педагогом. (Познание, Коммуникация)
- Развивать общие речевые навыки, координацию речи с движением, грамматический строй речи. (Речевое развитие)
- Здоровьесберегающие технологии
- Игровая технология
- Технология мнемотехники
- Технология исследовательской деятельности
Ход НОД.
1.«Эмоциональный настрой»
Дети приглашаются встать в круг.
Педагог показывает детям 4 пиктограммы (радостный, заинтересованный, удивлённый, испуганный), и спрашивает, какое настроение выражает каждое лицо.
Педагог:
–Ребята, посмотрите на эти пиктограммы и скажите, какое настроение выражает каждое лицо. Давайте, выберем для нашего занятия настроение.
Ответы детей.
Педагог:
– Давайте возьмемся за руки, улыбнёмся друг другу, и начнём с хорошим настроением заниматься.
- Загадывание загадок.
Педагог:
-Сегодня мы с вами будем говорить о фруктах. Я буду загадывать загадки, а вы должны угадать про какой фрукт я говорю. (Каждому ребенку загадывает загадку, и если отгадал, дает фрукт ребёнку)
Родилась она зеленой.
На цветущей белой кроне.
А потом росла, краснела.
Как созрела – посинела. ( Слива)
Колобок висит все лето
Среди зеленых веток.
Ударит гулко оземь,
Когда наступит осень. (Яблоко)
Ты на лампочку похожа
И на ваньку-встаньку тоже.
У тебя румяный бок,
А откусишь – брызнет сок. ( Груша)
Гость из Африки приехал,
И морозы не помеха,
Пожелтел слегка в дороге,
Чтоб понравиться здесь многим.
Шлёт привет от обезьян
Снятый с пальмы фрукт – (Банан)
С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нём полезный витамин —
Это спелый – (Апельсин)
С виду фрукт невзрачный очень,
На картошку он похож.
Но внутри приятный, сочный,
Как попробуешь – поймёшь.
Не уступит он по вкусу
Ни банану, ни арбузу,
Ни черешне и ни сливе –
Этот фрукт зовётся ... (Киви)
(В тарелке остался один фрукт – лимон)
- Ребята давайте мы попробуем придумать загадку про этот фрукт?
(Дети загадывают загадку, педагог отгадывает и берет лимон себе)
- Молодцы! Вы легко отгадали загадки. А как одним словом назвать то, что перед вами?
Д е т и. Это фрукты.
- Где они растут?
Д е т и. Фрукты растут в саду, на деревьях.
- Ребята, а когда люди собирают урожай? (Осенью)
- А какое у нас сейчас время года? (Осень)
Пальчиковая гимнастика «Осень»
Дарит осень чудеса (разводят руками)
Да ещё какие! (указательный палец вверх)
Разнаряжены леса (салют пальцами)
В шапки золотые. (над головой домик)
На пеньке сидят гурьбой (круг руками)
Рыжие опята, (пальцы вверх обеих рук)
И паук - ловкач какой!- (пальцы вниз обеих рук)
Тянет сеть куда-то. (тянем)
Дождь и жухлая трава (имитация дождя)
В сонной чаще ночью (ладошки под щеку)
Непонятные слова
До утра бормочут (плечи поднять)
- Какой месяц? (октябрь)
- Давайте вспомним стихотворение про октябрь. (По мнемотаблице дети рассказывают стихотворение)
В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
На лугах мертва трава
Замолчал кузнечик.
Заготовили дрова,
На зиму для печек.
(С. Маршак)
- Составление описательного рассказа, с опорой на мнемотаблицу.
- Давайте мы с помощью мнемотаблицы попробуем рассказать про наши фрукты. (Педагог сначала показывает пример на своем фрукте. Дети по очереди описывают свой фрукт, опираясь на мнемотаблицу.)
- В фруктах содержатся очень много полезных витаминов. Витамины это такие вещества, которые помогают детям расти крепкими и здоровыми.
- Ребята, а что можно приготовить из фруктов?
(Кисель, варенье, джем, повидло, желе, компот, морс, сок, начинку для пирога, торта, салаты, сухофрукты)
А давайте мы приготовим с вами домашний лимонад. А приготовим мы его из лимона. В лимоне содержится очень много витамина С. (Педагог каждое свое действие комментирует, насыпаем сахар, нарезаем лимон дольками, перемешиваем)- фоном играет спокойная музыка.
-Давайте поставим наш лимонад на окно, пусть он настаивается, а мы потом его попробуем на втором завтраке.
- Практическая часть.
Взгляните на семечки, можете рассмотреть их с помощью лупы (дети рассматривают семена)
-А знаете ли вы интересные названия сушеных фруктов?
Виноград - изюм
Абрикос - курага
Слива - чернослив
Яблоко свежее - яблоко сушеное
Груша свежая - груша сушеная.
Дидактическая игра «Узнай название соков» (игра с мячом в кругу)
Сок из яблок – ( яблочный сок)
Сок из вишни – (вишневый сок)
Сок из сливы – (сливовый сок)
Сок из ананаса – (ананасовый сок)
Сок из граната – (гранатовый сок)
Сок из винограда – (виноградный сок)
Сок из груши – (грушевый сок)
Сок из персика –( персиковый сок)
5. Итог занятия.
- Давайте, вспомним, о чем мы говорили сегодня (Презентация на тему «Фрукты»