Конспект совместной деятельности для детей 6 - 7 лет
Этот загадочный воздух
Чепурина Алла Васильевна,
воспитатель ВКК ГБДОУ№ 94
Невского района Санкт-Петербурга
Цель: Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с воздухом.Невского района Санкт-Петербурга
Задачи:
Обучающие: Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах и воздуха. Закреплять навыки проведения лабораторных экспериментов. Учить отвечать на вопросы, делать выводы. Активизировать и обогащать словарный запас детей существительными, прилагательными, глаголами по теме. Познакомить детей с новыми экспериментами.
Развивающие: Развивать познавательный интерес детей к проведению опытов и экспериментов, умение доказывать правильность своего мнения, делать выводы.
Воспитательные: Развивать социальные навыки детей: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра. Воспитывать аккуратность при проведении опытов, осторожность. Стимулировать желание детей экспериментировать.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа: Беседы о воздухе, его роли в жизни человека, животных и растений. Проведение экспериментов с водой. Наблюдения за ветром; проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха; эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка; изготовление корабликов с парусами, вееров.
Использование ЭОР: Презентация для детей по теме занятия.
Материал и оборудование:
- полиэтиленовые пакеты (по количеству детей);
- стаканчики с водой, коктейльные трубочки (по количеству детей);
- мыльные пузыри (по количеству детей);
- игрушки, баночки и другие предметы плотные и полые (пустые внутри);
- апельсин, чеснок;
- воздушные шары (по количеству детей);
Ход совместной образовательной деятельности
Дети входят в зал под минусовку «Волшебник-недоучка» Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей) |
Воспитатель: А теперь внимательно послушайте и отгадайте загадку: Он- прозрачный невидимка, Мы его не замечаем, Мы о нём не говорим. Просто мы его вдыхаем- Он ведь нам необходим. Формы разной он бывает, Пакет в шарик превращает. (Воздух.) |
Вы уверены, что ваш ответ правильный? А хотите проверить свойства воздуха, которые описывает загадка? Тогда я предлагаю вам отправиться в специальную лабораторию. Может там мы узнаем ещё что- то новое о воздухе. И сейчас мы превращаемся из обычных детей в лаборантов. А кто же такие лаборанты? (люди, которые работают в лабораториях). А что же они делают в своих лабораториях? (проводят разные исследования и опыты) В: Все верно. Лаборанты проводят множество разных опытов и экспериментов, а потом записывают свои результаты. Но прежде, чем мы приступим к работе, давайте вспомним правила поведения в лаборатории. |
1 слайд (фартук) - Перед опытом надо одеть фартук 2 слайд - Приступать к опыту только после объяснения последовательности его проведения и с разрешения воспитателя 3 слайд – Не трогай во время опыта руками лицо и глаза. Ничего не бери в рот 4 слайд – Во время опыта будь аккуратным, не отвлекайся, чтобы ничего не уронить и не рассыпать или пролить 5 слайд – Содержи свое рабочее место в чистоте 6 слайд – По завершению опытов обязательно вымой руки с мылом и вытри их 7 слайд – Приведи в порядок свою одежду |
Воспитатель: Теперь можно приступать к работе в лаборатории. Каждый лаборант всегда отмечает результаты своих опытов. И мы с вами тоже сможем это сделать с помощью специальной таблицы. Вам она знакома? (ответы детей) Да, верно, мы уже работали с похожими таблицами, когда проверяли свойства воды. В таблице нарисованы разные знаки. Как вы думаете, что они могут означать? (ответы детей) 1 знак – цвет 2 знак – форму 3 знак – вес 4 знак – запах Все верно, именно эти свойства нам описывала загадка. И сейчас вы сможете проверить, есть ли эти свойства у воздуха. Если есть, то мы поставим «+»; если нет – то «-». Под музыку вносят чёрный ящик… Воспитатель обращает внимание детей на черный ящик, вместе с детьми заглядывает внутрь. В: Что тут… Ой, а тут вроде ничего и нет… (ответы детей). Вы уверены, что там есть воздух? Почему? (ответы детей, он есть везде, вокруг нас, внутри предметов) Почему мы его не видим? (бесцветный, прозрачный). А как это можно проверить? (предположения детей) Я предлагаю вам пройти к своим рабочим местам. Можно минуточку рассмотреть, всё что лежит у вас на подносе. Эксперимент № 1 «Как поймать воздух?» В: Теперь возьмите в руки пол пакет. Посмотрите внимательно на пакет. Какой он? (пустой, тонкий, прозрачный…) А как вы думаете, с помощью пакета мы сможем увидеть воздух? А что нам надо для этого сделать? (поймать воздух) В: Теперь попробуйте поймать воздух. Каких размеров стал пакет? Что в пакете? Пакет полон воздуха. Мы видим воздух? (нет) Мы видим только надутый пакет. Теперь разожмите пакет и выпустите из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? Дети: В нём нет воздуха. Какой можно сделать вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. Теперь мы может отметить это свойство воздуха в таблице (ребёнок отмечает) |
Воспитатель: посмотрите, какое свойство воздуха мы будем проверять дальше? Да, это форма. Предлагает рассмотреть предметы. Посмотрите сюда, что это за предмет? (мяч). А что у него внутри? (воздух). Значит воздух круглый? (ответы). А это что? (надувная подушка, матрас). Какой они формы? (прямоугольной). Значит, воздух прямоугольный? (ответы). Посмотрите на все эти предметы и скажите, какой же формы воздух? Имеет ли он определенную форму? (ответы детей). Предлагает детям надуть разные предметы (шарики разной формы, перчатка, пакет) Какой мы можем сделать вывод? Сам воздух формы не имеет, а принимает форму того предмета, в котором находится. Кто хочет отметить это свойство воздуха в таблице? (ребёнок отмечает) |
Воспитатель: Следующий знак в таблице ……(ответы детей) Ребята, скажите пожалуйста, когда нам надо что-то взвесить, чем мы пользуемся? (весами). Правильно! А вот интересно, можно ли взвесить воздух? (ответы). (Показать детям палочку) На что похож этот предмет? А если к палочке приделать петельку, на что палочка станет похожа? (Показать палочку с 2 шариками) Это такие своеобразные весы. Давайте попробуем взвесить воздух. Мне нужны 2 помощника кто хочет ими стать? Сейчас (имя) будет держать за петельку эту палочку, а мы посмотрим, что будет происходить. Что у нас на концах палочки? (шарики). А что же у этих шариков внутри? (воздух). Правильно! А количество воздуха одинаковое? Почему? (палочка стоит ровно горизонтально) А сейчас мой помощник выпустит воздух из одного шарика. Что произошло с палочкой? (она опустится в сторону надутого шарика). Почему? (из шарика, который лопнул, вышел весь воздух, а в целом шарике он остался) Какой вывод можно сделать из этого опыта? Подумайте. Вывод: воздух имеет вес. Теперь можно отметить и это свойство воздуха |
Физминутка: Воздух-невидимка, руки вверху вправо-влево Выходи гулять! «зовут» Воздух-невидимка, руки вверху вправо-влево Как тебя поймать? Хлопки руками в разных местах Если быстро-быстро в поле убегу, бегут на месте Чистого-пречистого воздуха найду! Потирают руки Если вместе с дедушкой по лесу пойду, шаги на месте Самого полезного воздуха найду! Руки накрест к плечам Если вместе с папой в горы я пойду, тянутся вверх на носочках Самого кристального воздуха найду! «фонарики» |
Ребята, очень часто, когда мы заходим после прогулки в детский сад, вы мне говорите, что сегодня на обед (какой суп или котлеты). А как вы это узнаете? (ответы детей). Правильно! По запаху, перенесенному из кухни, вы догадываетесь, какое блюдо там сегодня приготовили. И сейчас я предлагаю всем провести еще один эксперимент. Вы честно закроете глаза (а наши гости проследят за вами) и по очереди понюхаете 3 баночки. А потом мне расскажите, что же было в этих баночках. 1 баночка – (пустая). Чем пахла? Показать, что она пустая. 2 баночка – (чеснок). Чем пахла? Показать. 3 баночка – (апельсин). Чем пахла? Показать. И какой же можно сделать вывод? (ответы детей). Вывод. У воздуха нет своего запаха, как и вода, он его не имеет. Но в воздухе могут растворяться пахучие вещества, исходящие от некоторых предметов, и тогда воздух приобретает их запах. Можно заполнить последнюю клетку в таблице. Кто это сделает? (Имя) Посмотрите на таблицу внимательно. Какой общий вывод можно сделать? Кто сможет нам его сказать? (имя). У воздуха нет цвета, он прозрачный. У воздуха нет формы. У воздуха нет запаха. У воздуха есть вес. А вот у меня ест к вам есть еще один вопрос. Мы все дышим, без воздуха мы не можем жить. Если мы вдыхаем воздух, то воздух находится и внутри вас. А как вы можете это проверить? Подумайте (ответы детей). Тогда покажите мне, как можно увидеть воздух, который находится внутри нас (дети самостоятельно определяют способ: шарик, перчатка или стакан с водой и трубочка). Молодцы! Вы убедили меня в том, что воздух есть внутри каждого человека и показали это на примерах. Сегодня вы показали себя настоящими лаборантами. У меня тут на подносе лежат вот такие солнышки и тучки. Если вам понравилось наше занятие, то возьмите солнышко, а если не очень, то тучку. Подходите, берите. После выбора детей подвести итог. А еще, за ваш труд, я хочу сделать вам небольшой подарок. С помощью этого предмета вы сможете еще раз доказать, что воздух есть внутри каждого человека и показать этот опыт дома. (раздать мыльные пузыри). А теперь попрощайтесь с нашими гостями. Нам пора в группу. |