Интегрированная образовательная ситуация в подготовительной логопедической группе
Путешествуем с Буратино
Гаврилова Наталия Вячеславовна
Задачи:Развивать у детей навык диалогической речи, эмоциональность речи.
Развивать умение составлять описательный рассказ с использованием коллажа.
Развивать навык определения пропущенных гласных букв в слове.
Развивать навык чтения.
Развивать навык подбора прилагательных к существительному.
Упражнять детей в умении строить фигуры « по шифру» с помощью «Геоконта»
Способствовать освоению детьми геометрических представлений, пространственных отношений, букв и цифр.
Развивать умение читать линейный алгоритм.
Развивать навык работы с линейкой, умение изображать отрезки, заданной длины.
Закрепить знания детей о монетах достоинством 1, 2, 5, 10 рублей и 50 копеек; тренировать детей в умении складывать числа в пределах 20.
Развивать зрительное внимание, слуховую память, логическое мышление и сообразительность детей.
Тренировать детей в умении определять время по часам.
Воспитывать доброту, заботливость, желание оказывать помощь.
Материал:
Игрушки: Буратино, Карабас – Барабас, Мальвина, куклы на руку: лиса, волк, лягушки, ростовые куклы: девочка и кошка; геоконт, часы, дерево – вишня, пруд, паутина с пауками, монеты, коллаж про черепаху, школьные принадлежности/ портфель, пенал, дневник, тетрадь, ручка, карандаш, краски…./, сундук. Конверт с буквами, линейный алгоритм, план группы.
Предварительная работа:
Чтение сказки Л. Толстого « Золотой ключик», заучивание диалогов, игры с песком, знакомство с театром « би- ба –бо», знакомство с ростовыми куклами, знакомство с часами, линейкой и алгоритмом, работа с коллажами.
Содержание.
1.Педагог загадывает загадку про Буратино.
Деревянного мальчишку
Шалуна и хвастунишку
Знают все без исключений.
Он любитель приключений.
Легкомысленным бывает
Но в беде не унывает.
И сеньора Карабаса
Обхитрить сумел не раз он.
Артемон, Пьеро, Мальвина
Неразлучны с……………
Дети: Буратино.
Появляется Буратино /кукла/
Буратино: Буратино, это я.
Меня узнали вы друзья?
Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки!
Педагог: Буратино. Что не весел?
Отчего ты нос повесил?
Буратино: Беда случилась у меня,
Спать ложился ключик был,
А проснулся – след простыл.
Карабас мой ключик поломал
Ну а части разбросал.
Нужно их к 8 собрать
И спектакль вовремя начать.
Педагог: Поняла твою беду
Думаю, тебе я помогу.
Ребята, мы поможем Буратино?
Дети: Да, поможем.
Буратино: Да и план есть у меня
Разберётесь вы, друзья?
Педагог: Ребята, посмотрите вот план, а к нему прилагается вот такая схема. Как вы думаете, что это?
Дети: Алгоритм.
Педагог: Ребята, чтобы начать работать по алгоритму, что необходимо найти на плане?
Дети: Надо найти точку, это начало алгоритма.
Педагог: А с помощью чего мы работаем по алгоритму?
Дети: С помощью линейки.
Педагог: А что обозначают стрелочки на алгоритме?
Дети: Направление отрезка.
Педагог: А зачем нужны цифры после стрелочки?
Дети: Чтобы знать сколько сантиметров нужно отмерить.
Педагог: Ребята, кто начнёт наш путь и проведёт первую дорожку?
Ребёнок проводит дорожку и говорит о своих действиях. / Я провожу вправо 2 см/
Педагог: Дети внимательно посмотрите, куда мы попадём по этой дорожке.
/ В соответствии с планом дети находят нужное место в группе/
2.Буратино: Ребята, куда мы попали?
Дети: Мы пришли на пруд.
Педагог: Ребята, кто в сказке про Буратино жил в пруду?
Дети: Черепаха Тортила.
Буратино; Верно. Часть ключа в пруду лежит.
Его мы сможем взять,
Если про Тортилу по картинкам
Всё сумеем рассказать.
Буратино: Ребята, давайте расскажем о черепахе, а помогут нам эти картинки.
/ Дети составляют рассказ о черепахе с использованием коллажа« Черепаха» на основе установления логических связей/.
Воспитатель: А вот и часть золотого ключика на листе кувшинки./дети берут часть ключа/
Буратино: Ребята, посмотрите, а зачем здесь часы?
Педагог: Ребята, помните, что говорил Буратино, к какому времени нам надо собрать все части ключика?
Дети: К 8 часам.
Буратино: Ой, какая беда, я ведь не умею определять время по часам.
Педагог: Не волнуйся, Буратино, наши ребята тебе помогут, внимательно посмотрите на часы и скажите Буратино, который час.
/ Дети определяют время на часах/
Педагог: Ребята, как вы думаете, мы успеем собрать все части ключика и начать спектакль?
Дети: Успеем.
Буратино: Тогда, поспешим скорее дальше.
Педагог: Ребята, чтобы продолжить наш путь надо снова провести дорожку на нашем плане.
/ Дети рассматривают алгоритм, проводят дорожку и находят место следующей остановки/.
3.Педагог: Ребята. Куда же мы попали, кто здесь живёт?
Дети: Здесь живут пауки.
Буратино: Пауки, пауки,
Ох, и вредные они.
Паутину наплели,
Всё запутать тут смогли.
Коды с вами мы возьмём,
Паутину расплетём,
Часть ключа тогда возьмём.
Педагог: Посмотрите ребята да тут какие-то коды, как вы думаете, где мы можем их использовать?
Дети: На «Геоконте»
Педагог: Давайте возьмём «геоконты» и с помощью волшебных паутинок и кодов соберём картинки.
/ Дети выбирают коды и собирают картинки/.
Буратино: Ребята, расскажите мне, какие картинки у вас получились.
/ Дети называют картинки: девочка, кот, лягушка, часы, ключик, театр, летучая мышь/
Буратино: Ой, да ведь все они из моей сказки.
Педагог: Дети, мы выполнили задание пауков, где же часть ключика, давайте посмотрим в паутине.
/ Дети достают часть ключика и прикрепляют её /
Буратино: Осталось посмотреть на часы и узнать успеваем ли мы к сроку, дети помогите мне.
/ дети определяют время на часах/
Буратино: Продолжим наш путь и снова обратимся к плану.
/ Дети проводят дорожку и находят место, куда они попали в этот раз/
4.Педагог: Ребята, куда мы попали?
Дети: Да это же Поле чудес?
Буратино: Карабас в песке монетки спрятал.
Все монетки мы найдём,
Карабаса проведём,
Часть ключа возьмём.
Буратино: Ребята, а теперь помогите мне найти в песке монеты.
/ Дети достают монеты из песка и называют их достоинство/
Буратино: Спасибо, ребята, вы мне очень помогли, давайте посмотрим на часы и продолжим путь.
Педагог: Ребята посмотрите на часы.
Дети: На часах нет стрелок.
Буратино: Может стрелки упали в песок, давайте поищем.
/ Дети находят стрелки/
Буратино: Ребята, расскажите мне как называются стрелки .
Дети: Короткая стрелка называется часовая, а длинная – минутная.
Буратино: Но как же мы узнаем сколько времени?
Педагог: Ребята посмотрите внимательно, нет ли где подсказки.
/ Дети находят подсказку на дереве и выставляют время на часах/
Буратино: Скорее, скорее пора в путь.
Педагог: Буратино у нас ещё много времени, мы устали в пути, и я предлагаю отдохнуть.
Буратино: Лучший отдых – это движение, помогайте мне.
5. Физкультминутка «Часы» /речь с движением/
Мы похожи на часы,
Ходим так же, как они.
Тик-так, тик-так,
Повторяй за мною в такт.
Шаг направо, шаг налево.
Ходим мы по кругу смело,
Шаг вперёд, шаг назад,
Тик-так, тик-так.
Буратино: Отдохнули, пора двигаться дальше.
/ Дети возвращаются к плану, проводят дорожку и находят нужное место/
6.Педагог: Ребята, где мы оказались?
Дети: На ярмарке.
Буратино: В кошельке звенят монеты,
Карабас, ау, ну где ты.
Педагог: Буратино, не шали,
Карабаса не дразни.
Буратино: Хорошо, пора за ум мне браться,
В школу надо собираться.
Что купить не знаю я,
Помогите мне друзья.
Педагог: А что продаётся на ярмарке?
Дети: Школьные принадлежности.
Буратино: Ребята, я знаю, что скоро вы пойдёте в школу, я тоже очень хочу в школу, помогите мне купить то, что нужно школьнику,
Педагог: Ребята, поможем Буратино собраться в школу?
Дети: Поможем.
Педагог: А где же продавец?
/ Появляется Карабас – Барабас (кукла)/
Карабас – Барабас: Ага, в школу ты Буратино захотел, а денежки у тебя есть, а считать ты их умеешь?
Буратино: Денежки то у меня есть, ребята помогли мне их собрать, а вот считать я их не умею.
Карабас – Барабас: Ну так знай, не пойдёшь ты в школу , потому что не сумеешь купить школьные принадлежности.
Педагог: Не волнуйся, Буратино, наши ребята умеют складывать монеты, они помогут купить тебе всё что необходимо к школе. Ребята как вы думаете, что нам надо купить в первую очередь.
Дети: Портфель.
/ Дети покупают портфель и остальные школьные принадлежности/
Педагог: Смотри, Буратино, твой портфель готов и ты сможешь вместе с нашими ребятами пойти в школу.
Буратино: Ребята, посмотрите, часы какие-то необычные.
Дети: Это электронные часы и показывают они 5 часов 30 минут.
Карабас- барабас: Время вы правильно определили, а вот часть ключика так и не нашли, так и быть я продам вам его за 1 рубль, если вы правильно разменяете 1 рубль.
Буратино: Ребята, а как разменять 1 рубль?
Дети: Чтобы получить 1 рубль нужно взять две монетки по 50 копеек.
Карабас – Барабас: Какие умные дети, получайте часть ключика.
Педагог: Ребята. давайте поторопимся, времени осталось не так уж много.
/ Дети возвращаются к плану, проводят дорожку и находят следующий эпизод сказки/
/ Появляется Мальвина – кукла/
7.Мальвина: Здравствуйте, гости дорогие, а я вас давно жду, Буратино я слышала, что ты собрался в школу.
Буратино: Да, мне очень хочется пойти с ребятами в 1 класс.
Мальвина: Тогда я проверю готов ли ты к школе, смотри у меня на песке написаны слова,но в них некоторые буквы пропущены, вставь их правильно.
Буратино: В школу я не ходил,
Буквы я не проходил.
Буквы гласные, друзья,
Вставьте вы здесь за меня.
А потом слова прочтём,
Часть ключа возьмём.
Мальвина: Ребята каждый из вас выберет себе одно слово и вставит пропущенные буквы.
/ Дети пишут пропущенные буквы на песке/
Мальвина: Молодцы, ребята, помогли Буратино, а вот и награда недостающая часть ключика, а теперь посмотрите на часы и торопитесь дальше.
/ Дети определяют время на часах, проводят дорожку на плане и попадают в следующий эпизод сказки/
8.Педагог: Ребята, а куда, мы попали?
Дети: В театр.
Буратино: А где же куклы? Ой, ребята, смотрите, здесь стоит какой-то сундук. Я попробую его открыть с помощью ключика.
/ Буратино пробует открыть сундук/
Буратино: Почему- то не открывается. Посмотрите на сундуке какой -то конверт.
Педагог: Буратино дай мне пожалуйста конверт, я посмотрю нет ли в нём подсказки.
/ Педагог открывает конверт и достаёт письмо/
Педагог: Ребята, да здесь письмо от Карабаса, послушайте:
Куклы для театра спрятаны в сундуке. Вы, глядя на рисунок, скажите, сколько кукол в сундуке и назовёте их, тогда сундук откроется, и вы сможете взять кукол и показать представление.
Буратино: Ребята, давайте попробуем выполнить задание Карабаса.
Дети: Нарисовано 6 кукол. Две лягушки, лиса, волк, девочка, кошка.
Буратино: Ребята, вы молодцы, , теперь я попробую снова открыть сундук.
/ Буратино открывает сундук и достаёт кукол/
Педагог: Ребята, давайте посмотрим на часы. Не пора ли начинать представление.
/ Дети определяют время на часах,/
9.Буратино: Ура! 8 часов. Ребята, давайте пригласим наших гостей в театр. /Дети раздают гостям билеты в театр./ Одевайте скорее кукол и начинайте представление.
/ Дети показывают сценки «Две лягушки», «Волк и лиса», «Маруська». Буратино объявляет каждую сценку/
Буратино: спасибо, ребята, что помогли мне собрать ключик и показали интересные сценки. Я теперь знаю, как определять время по часам, а ещё вы помогли мне собрать портфель. А я приготовил вам сюрприз: вот такие шоколадные денежки, До свидания ребята, до новых встреч.