Интегрированная непосредственно образовательная деятельность
Я – ребёнок, я имею право
Зубкова Елена Николаевна
Цель: Способствовать формированию основ правовой культуры ребёнкапосредством игрового взаимодействия.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с понятием « право» в доступной для их возраста форме, систематизировать знания детей о своих правах и обязанностях.
Развивающие: развивать правовое мировоззрение, умение рассуждать, анализировать, умение общаться в детском коллективе, расширять кругозор детей, обогащать словарный запас.
Воспитательные: воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям, способствовать развитию вежливости, доброжелательности.
Оснащение: книга ( лэпбук), ноутбук, магнитофон, разрезные картинки по теме « Жилище», интерактивная доска, пособие « Говорящая ручка и азбука»
План:
- Приветствие. Игровая мотивация.
- Образовательная ситуация « Право на имя».
- Образовательная ситуация « Право на семью».
- Образовательная ситуация « Право на жилище».
- Образовательная ситуация « Право на получение информации».
- Образовательная ситуация « Право на игру и отдых».
- Образовательная ситуация « Право на образование».
- Образовательная ситуация « Право на индивидуальность».
- Подведение итогов.
Ход НОД
- Приветствие. Игровая мотивация.
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.( Дети встают в круг, берутся за руки и произносят вместе с воспитателем слова)
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
( Дети возвращаются на свои места)
Воспитатель: Присаживайтесь на свои места. Ребята, у меня есть для вас подарок. Раз, два, три, четыре, пять – подарки будем доставать. Находятся они вот в этой красивой книге (лэпбук).
( Воспитатель показывает книгу)
2. Образовательная ситуация « Право на имя»( Воспитатель достаёт из лэпбука шляпу)
Воспитатель: Эта шляпа непростая – это шляпа знакомств. Каждый, кто её надевает, себя ласково называет.
( Дети по очереди надевают шляпу и ласково называют себя )
Воспитатель: Как красиво звучат ваши имена! А знаете ли вы, как называют людей с одинаковыми именами? ( Тёзки). Ещё имена бывают одинаковые у мальчиков и девочек. В шляпу, которая живёт в моей книге, можно собирать разные имена. Я дарю вам её. Она будет напоминать вам, что каждый человек имеет право на имя.
3. Образовательная ситуация « Право на семью»
Воспитатель: Кто же выбрал для вас такие красивые имена? ( Родители)
А кто такие родители? ( Мама, папа, я – это целая семья). А я знаю одну семью. Угадайте, из кого состоит она?
- Излучает она свет,
Никого дороже нет,
Чем родная…( мамочка )
- Надарила безделушек –
Но дороже всех игрушек
Для меня моя…( сестрёнка )
- Угадай – ка, кто же это?
Жду, друзья, от вас ответа.
Молодцы! Конечно…( папа )
- Должен вам признаться я:
Но надёжней во сто крат
Мой защитник, старший …( Брат )
Воспитатель: Ребята, а кого же из членов семьи мы не назвали? ( Дедушку и бабушку ). Чтобы вы никогда и никого не забывали, в моей книге есть альбом для семейных фотографий. В него вы можете вставлять фотографии ваших семей. Кто догадался, о каком праве сможет напомнить вам фотоальбом?
( Право на жизнь в семье со своими родителями).
4. Образовательная ситуация « Право на жилище»
Воспитатель: А где живёт каждая ваша семья? ( В доме ). Россия - город – улица). А у меня есть друзья, которые живут в необычных домах. Хотите узнать в каких? Я предлагаю вам подойти к столикам.
( Дети подходят к столам, на которых лежат конверты. Воспитатель предлагает встать по 2 человека за каждый стол)
Воспитатель: В конвертах, которые вы видите, лежат разрезные картинки. Вам нужно собрать их.
( Дети собирают картинки, разрезанные на 6 частей с видами жилищ: вигвам, юрта, иглу, изба, сакля )
Воспитатель: А теперь внимание на экран. Вот жилища, в которых живут мои друзья. Кто из вас знает, как они называются? ( Дети называют).
Воспитатель: Молодцы, вы знаете, что жилища бывают разные. Дверь в моей книге будет напоминать вам ещё об одном праве ( Воспитатель показывает на изображение двери ). Кто может его назвать? ( Каждый человек и его семья имеют право на жилище ).
5. Образовательная ситуация « Право на получение информации»
Воспитатель: А всю интересную информацию и картинки о жилищах я нашла в интернете. Вы можете делать точно так же, потому что имеете право на получение информации, а так как интернет называют всемирной паутиной, в совей книге я поместила для вас паутинку. ( Воспитатель показывает на паутинку ).В паутинку вы можете поместить картинки с другими источниками информации: книги, библиотеки, музеи…
6. Образовательная ситуация « Право на игру и отдых»
Воспитатель: Вот и пришло время отдохнуть. Я предлагаю вам принять участие в музыкальной минутке. Дети, встаньте свободнее, чтобы всем было удобно, и повторяйте за мной.
( Дети вместе с воспитателем встают в круг и выполняют движения из музыкальной игры « Вперёд четыре шага». По окончании игры воспитатель предлагает детям вернуться на свои места. )
Воспитатель: Мы отдохнули. Кто же из вас догадался, о каком праве напомнила вам моя игра? Правильно, каждый ребёнок имеет право на игру и отдых. А в моей книге об этом праве вам напомнит мяч. В карман с изображением мяча можно поместить игры и мультфильмы на дисках, флешках или бумаге.
7. Образовательная ситуация « Право на образование»
Воспитатель: В книге есть ещё два предмета, о которых мы не говорили, но они для вас очень важны. Я знаю, что вы скоро пойдёте учиться в школу, и первым вашим учебником будет Азбука. А у меня есть Азбука не простая, а говорящая! Итак, начнём наш игровой урок. Будьте внимательны!
( Дети выполняют задание с ручкой)
Воспитатель: Скажите, о каком праве напомнили вам говорящие азбука и ручка? ( Каждый ребёнок имеет право на образование)
8.Образовательная ситуация « Право на индивидуальность»
Воспитатель: Вот и закончились предметы в моей необычной книге. Пришло время её закрыть… ой, совсем забыла. У меня ещё остался один предмет. Это… зеркало. Посмотрите, кого вы в нём видите?
( Дети рассматривают себя в зеркале)
Воспитатель: Чем мы похожи друг на друга? ( Есть голова, руки, ноги…) А чем мы отличаемся? ( Одеждой, цветом волос, глаз, причёской, формой носа, губ…).Сейчас мы с вами проверим, кто из вас лучше всех себя знает.
( Воспитатель предлагает детям встать). Слушайте внимательно:
- Попрыгайте те, у кого тёмные волосы.
- Поднимите руку вверх те, у кого есть сестра.
- Покивайте головой те, кто мальчики.
- Похлопайте в ладоши те, у кого голубые глаза.
- Потопайте те, кто девочки.
Воспитатель: Каждый из вас по – своему неповторим и имеет на это право. Это право называют сложным словом индивидуальность. Давайте произнесём это слово вместе. ( Дети вместе с воспитателем повторяют)
Воспитатель:
На огромной на планете
Очень разные есть дети:
Кто – то ростом невелик,
Кто – то слабый ученик,
Кто – то рыж, а кто – то бел,
Кто – то в играх неумел.
Ни над кем нельзя смеяться,
Никого нельзя дразнить.
Нужно очень постараться,
Словно братьев, всех любить.
И тогда на белом свете
Так чудесно будет жить!
9. Подведение итогов
Воспитатель: Вот и подошла к концу наша встреча. Похлопайте в ладоши те, кому было интересно. Спасибо вам за активное участие. А эту книгу я оставляю вам, чтобы вы всегда помнили о своих правах.