Состав числа пять
Цель: формирование элементарных математических представлений и интеллектуальных способностей детей в совместной игровой деятельности в процессе решения практических заданий.
Задачи:
- формировать умение составлять число 5 из 2-х меньших чисел;
- упражнять в умении работать со схемами, умении ориентироваться в пространстве группы;
- развивать умение оперировать блоками Дьенеша – нахождение геометрических фигур по символам: форме, цвету, величине, толщине;
- развивать умение выполнять задания в группе и подгруппе сверстников, активно действовать в условиях простой проблемной ситуации;
- развивать умение детей понимать поставленную задачу и выполнять её самостоятельно;
- развивать познавательный интерес, мыслительные операции: внимание, память, логическое мышление;
- воспитывать устойчивый интерес к математике
- воспитывать навык культуры поведения и общения со сверстниками, проявления доброжелательного отношения друг другу, взаимопомощь и взаимовыручку.
Используемые методы, приемы:
- проблемная ситуация (найти кубик с заданиями);
- словесный метод (объяснение, вопросы, индивидуальные ответы детей)
- продуктивные методы (практические): физ. минутка; поощрение; анализ НОД.
- Виды детской деятельности:
- игровая ( развивающие и логические игры)
- коммуникативная (беседа)
- двигательная (ориентирование в пространстве, физ. минутка)
Ход НОД
Здравствуйте.
Ребята, у меня на столе лежали карточки с заданиями и играми для вас. А сейчас их нет. Вы, случайно, их не видели. Посмотрите, вместо карточек с заданиями лежат схемы.
В: Интересно, что они могут обозначать?
- Ответы детей (если не отвечают, говорит воспитатель)
В: Может быть, по этим схемам мы можем найти задания и игры, которые пропали. Наверное, кто-то пошутил над нами. Ну что, попробуем? У нас две схемы. Чтобы не терять время, мы можем разделиться на две группы. Попробуем разделиться так, чтобы в группах было одинаковое количество человек (дети пытаются поделиться на группы и выясняют четное или нечетное количество). Воспитатель раздает схемы и дети начинают движение по группе от синей точки на одной схеме и от красной точки на другой схеме.
Дети находят карточки с заданиями( мяч или кубик с цифрами?)Встаем в круг.
В: Я буду бросать вам мяч с вопросом, а вы возвращайте его мне с ответом.
- Сколько хвостов у двух котов?
-Веришь ли ты, что после осени сразу наступает лето?
-Как называется пятый по счету день недели?
Сколько ушей у двух мышей?
Бывает ли круг с тремя углами?
Веришь ли ты, что Новый год бывает осенью?
Назови любое число больше 5.
- Сколько концов у палки?
- Назови число больше 5 на 1.
В: Молодцы. Ну вот, мы немного размялись. А сейчас я приглашаю посмотреть тележурнал «Хочу все знать». Представьте, что вы в зрительном зале и вам нужно найти свое место. Вы присаживаетесь на место, геометрическая фигура которого соответствует вашему билетику( на стульях заранее размещены блоки Дьенеша.) Воспитатель раздает билеты (карточки - символы блоков Дьенеш).Дети находят свое место.
В: Все заняли свои места? Присаживайтесь и слушайте внимательно. Не забывайте о красивой осанке. Начинается киножурнал « Хочу все знать» Из этой передачи вы узнаете, как можно составить число «5» из двух меньших. Я уверена, что вы все знаете числа меньше пяти. Назовите их.
А теперь посмотрите на экран. Сколько вы видите кругов?
- Пять.
В: Закройте глаза . Открывайте. Что изменилось?
- Один кружок стал синего цвета.
В. Сколько красных?
- Четыре
В: А сколько всего кругов ?
-Пять
В: Значит, 4 и 1 это будет 5(записываю под кругами)
По этой же схеме:
3 и 2 это пять
2 и 3
1 и 4
Посмотрите еще раз, как мы получили число « 5»
-Дети повторяют:
1 и 4 и т.д.
В: Долго смотреть телевизор нельзя. А чтобы ваше зрение оставалось в порядке, сделаем для глаз зарядку.
- Быстро поморгайте глазами, закройте и спокойно посидите.
- Крепко зажмурьте глаза , откройте и посидите.
- Поставьте руки на пояс, поверните голову вправо и посмотрите на локоть правой руки и наоборот.
В: Молодцы.
Вы хотите поиграть? Присаживайтесь на коврик. Сменим обстановку
У меня в руках всего 5 предметов. В одной руке 4( показываю). Сколько предметов в другой руке?
В: Даня, а ты хочешь попробовать загадать ребятам такую загадку?( загадывает ребенок)
В: Молодцы! Что – то мы с вами засиделись. Давайте мы немного разомнемся и пойдем пить чай. Согласны?
Физминутка
А теперь идем пить чай. Только вот у нас нет печенья и конфет. Ну что пойдем в магазин? Я знаю один магазин, где все продукты стоят пять рублей. Деньги мы возьмем в банкомате. В банкомате нужно обязательно взять две монеты. А потом отправимся в магазин за покупками. (Если дети уже что – то купили , идут накрывают на стол).
Рефлексия.
За столом пьем чай. Непринужденная беседа.
В: Ребята, а вы помните, как сегодня все началось?
- Ответы.
В: Вы большие молодцы, вам удалось по схеме найти кубики с заданиями
А что понравилось вам?
- Ответы.
В: Ваня, ты помнишь, на какой вопрос ты отвечал, когда мы играли в мяч?
В:. А вы запомнили, как можно получить число 5 ?
Спасибо. Все было интересно. Вы молодцы