Конспект непрерывной образовательной деятельности
с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи
с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи
Весна. Насекомые
Голева Наталья Сергеевна
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, познавательное развитие, социально –коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Педагогические ориентиры: закрепить, уточнить и активизировать словарь детей по темам: «Весна», «Насекомые».
- Уточнение и расширение и активизация словаря детей по темам «Насекомые», «Весна»;
- Совершенствовать умение отвечать на вопросы полным предложением, составлять рассказ-описание, используя алгоритм;
- Совершенствование умения детей различать гласные и согласные звуки, подбирать звуковую схему к словам, давать полную характеристику звукам и определять их количество;
- Закреплять умение детей образовывать и использовать в речи относительные прилагательные, сложные слова (красно- коричневая);
- Совершенствование умения делить слова на слоги и определять их количество;
- Совершенствовать умение составлять распространенное предложение по картинке, выполнять анализ предложения, рисовать схему предложения;
- Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
- Продолжать развивать свободу и точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность;
- Развивать воображение, фантазию детей.
Используемые образовательные технологии: приемы мнемотехники - алгоритм описания времени года «весна».
- : картинки с изображением насекомых, игрушка «Божья Коровка», цветы разных цветов, трафареты бабочек, звуковые схемы, карточки со словами;
Дети отвечают на вопросы логопеда:
-Сколько времен года вы знаете?
-Назовите все времена года, начиная с самого холодного.
-Какое время года стоит перед зимой?
-Какое время года идет после лета?
-Какое время года между весной и летом?
-Какое сейчас время года?
Беседа о весне. Развитие связной речи. Использование элементов мнемотехники.
Логопед читает стихотворение и просит детей сказать, о каком оно времени года.
Отшумела злая вьюга.
Стала ночь короче дня.
Теплый ветер дует с юга,
Капли падают звеня.
Солнце, землю нагревая
Гонит с нашей горки лед.
Тает баба снеговая
И ручьями слезы льет.
Логопед спрашивает, какие слова помогли детям догадаться, что это стихотворение о весне.
Логопед: Посмотрите на алгоритм и расскажите о других приметах весны.
Развитие фонематических процессов.
На доске карточки со словами (май, март, апрель).
Логопед задает детям вопросы:
-Что написано на карточках?
-Что обозначают эти слова? (названия весенних месяцев)
-В правильном ли порядке расположены весенние месяцы?
Расположите названия месяцев в нужной последовательности.
Дети выполняют.
На доске различные звуковые схемы. Логопед просит детей подобрать к названиям месяцев правильные звуковые схемы.
-Какая схема подойдет к слову «март»?
-Назови все звуки по- порядку. Сколько звуков ты назвал? Дай характеристику звукам.
-Какая схема подойдет к слову «апрель»?
-Сосчитай сколько букв в слове «Апрель» и сколько звуков?
-Почему букв больше, чем звуков?
Какая схема подойдет к слову «май»?
-Сколько согласных звуков в слове «май»?
-Дайте характеристику последнему звуку.
Логопед хвалит детей за правильные ответы.
Беседа о насекомых. Совершенствование слоговой структуры слова. Развитие слогового анализа.
Логопед: Сегодня к нам в гости пришла гостья – Божья Коровка. Она мне рассказала, что любит играть на лугу вместе со своими друзьями - шестиногими малышами. Как вы думаете, кто ее друзья?
Дети: насекомые.
Логопед просит детей назвать насекомых, которых они знают, отстукивая их название мячом.
Что вы знаете о насекомых?
Из каких частей состоит тело насекомого?
Сколько лапок у насекомых?
Какую пользу приносят насекомые?
Какой вред приносят насекомые?
Логопед: Божья Коровка приглашает вас на цветочную полянку поиграть с ее друзьями. Перед вами картинки с изображением насекомых. Насекомые любят играть на полянке и собирать нектар с красивых цветов. На красный цветок любят садиться насекомые, в названии которых 1 слог, на синий- в названии которых 2 слога, на зеленый- в названии которых 3 слога, а на зелененьком листочке любит сидеть насекомое. В названии которого 4 слога. Давайте рассадим насекомых по цветам. Кто справится с заданием, тот получит подарок от Божьей Коровки .
За правильное выполнение задания логопед дает детям трафарет «Бабочка».
Развитие лексико-грамматического строя речи.
Логопед: Бабочка, наверное , самое красивое насекомое. Она бывает разных цветов и оттенков.
-Как назовем бабочку, у которой желтые крылья? (желтокрылая)
-А если бабочка красного и коричневого цвета? (краснокоричневая)
-Если на крыльях бабочки будут пятна , то она будет называться…( пятнистая)
Дидактическая игра «Назови ласково»: комар- комарик, пчела- пчелка,… и т.д
Развитие мелкой моторики.
Дети обводят бабочку по трафарету и раскрашивают ее.
Развитие связной речи. Анализ предложения на слова.
Логопед просит детей рассмотреть картинку с изображением бабочки на цветке, составить предложение по картинке, определить количество слов в предложении, нарисовать схему.
Итог занятия. Выставка бабочек.
О чем говорили на занятии?
Что понравилось?