Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Пересказ рассказа В.А. Осеевой «Отомстила»

Шадрина Инна Юрьевна
Образовательная область: «Речевое развитие»
Цель: обучать детей последовательно и выразительно пересказывать рассказ близко к тексту
Задачи:
- формирование связной речи с использованием графических схем;
- активизация и обогащение словарного запаса по глагольной лексике;
- работа над интонационной выразительностью речи;
- воссоздание сюжетной ситуации на основе прослушивания рассказа;
- продолжить развивать слуховое восприятие, память воображение;
- воспитывать дружеские взаимоотношения.
Предварительная работа: знакомство с творчеством В.А. Осеевой, чтение  рассказов: «Сыновья», «Хорошее», «До первого дождя»; книжная выставка рассказов В.А. Осеевой; беседы о дружбе, взаимопомощи. 
Ход занятия   Дети заходят в группу, здороваются с гостями и встают возле своих стульчиков. Стулья стоят на ковре полукругом.
1.Вводная часть
Воспитатель: Ребята, я попрошу сейчас сесть тех ребят, которые никогда не ссорились (дети принимают решение). Я хочу похвалить ребят, которые остались стоять. Они смогли признать самим себе, что они ссорились. А те ребята, которые сели, наверное, слукавили, потому что все люди, хотя бы раз, но ссорились. Но главное не ссора, а умение мириться, просить прощение, если виноват, извиняться. Я неслучайно спросила вас про ссору. Сегодня мы с вами познакомимся с новым рассказом Валентины Александровны Осеевой «Отомстила» (показ портрета В.А. Осеевой). Приготовьтесь слушать рассказ.
2. Первичное чтение произведения
"Отомстила" - В.А. Осеева
Катя подошла к своему столу - и ахнула: ящик был выдвинут, новые краски разбросаны, кисточки перепачканы, на столе стояли лужицы бурой воды.
- Алёшка! - закричала Катя. - Алёшка! - И, закрыв лицо руками, громко заплакала.
Алёша просунул в дверь круглую голову. Щёки и нос у него были перепачканы красками.
- Ничего я тебе не сделал! - быстро сказал он.
Катя бросилась на него с кулаками, но братишка исчез за дверью и через раскрытое окно прыгнул в сад.
- Я тебе отомщу! - кричала со слезами Катя.
Алёша, как обезьянка, вскарабкался на дерево и, свесившись с нижней ветки, показал сестре нос.
- Заплакала! Из-за каких-то красок заплакала!
- Ты у меня тоже заплачешь! - кричала Катя. - Ещё как заплачешь!
- Это я-то заплачу? - Алёша засмеялся и стал быстро карабкаться вверх. - А ты сначала поймай меня.
Вдруг он оступился и повис, ухватившись за тонкую ветку. Ветка хрустнула и обломилась. Алёша упал.
Катя бегом бросилась в сад. Она сразу забыла свои испорченные краски и ссору с братом.
- Алёша! - кричала она. - Алёша! Братишка сидел на земле и, загораживая руками голову, испуганно смотрел на неё.
- Встань! Встань!
Но Алёша втянул голову в плечи и зажмурился.
- Не можешь? - испуганно спрашивала Катя, ощупывая Алёшины коленки. - Держись за меня.
Она обняла братишку за плечи и осторожно поставила его на ноги.
- Больно тебе?
Алёша мотнул головой и вдруг заплакал.
- Что, не можешь стоять? - спросила Катя.
Алёша ещё громче заплакал и прижался к сестре.
- Я никогда больше не буду трогать твои краски... никогда... никогда... не буду!
3. Беседа по содержанию прочитанного
Воспитатель задает детям вопросы:
- Кто главные герои рассказа?
- Кем они приходятся друг другу?
- Как вы считаете, кто старше, а кто младше?
- Что произошло между ребятами, скажите об этом одним словом?
- Почему рассказ называется «Отомстила»?
- Отомстила ли Катя?
Воспитатель: Давайте восстановим последовательность рассказа. У меня на доске графические схемы. Выберите схему, которая подходит к началу рассказа (дети выбирают схему и объясняют значение символов). Эта схема будет обозначать I часть нашего рассказа. 
Воспитатель задает детям вопросы:
-   Почему заплакала Катя?
-   Кто устроил беспорядок?
-   Что было испачкано краской у Алёши?
Воспитатель: Я зачитаю три предложения о том, что сделала Катя, увидев брата, а вы выберите правильный ответ:
  1. Катя побила Алёшу.
  2. Катя бросилась на него с кулаками.
  3. Катя побежала за Алёшей.
Воспитатель задает детям вопросы:
- Куда убежал Алёша?
- Что крикнула Катя брату вслед?
На этом первая часть закончилась. 
Воспитатель: Выберите следующую схему (дети выбирают схему и объясняют, что обозначают символы). Это будет II часть рассказа.
Ребята, как в рассказе говорится о том, как Алёша оказался на дереве? Выберите правильное предложение:
  1. Алёша залез на дерево.
  2. Алёша забрался на дерево.
  3. Алёша вскарабкался на дерево.
А почему автор употребил слово «вскарабкался»? С кем В.А.Осеева сравнивает Алёшку?
- Что Алёша делал на дереве?
- Что кричала Катя?
На этом вторая часть заканчивается. 
Воспитатель: Выберите следующую схему (дети выбирают схему и объясняют, что обозначают символы).
Ребята, послушайте, как в рассказе говорится о том, как упал Алёша: «Вдруг он оступился  и повис, ухватившись за тонкую ветку. Ветка хрустнула и обломилась. Алёша упал». Как по-другому можно сказать «хрустнула»? (треснула). Как по-другому можно сказать «обломилась»? (сломалась).
- Как поступила Катя?
- Почему Алёша втянул голову в плечи и зажмурился?
- Что спросила Катя у Алёши?
На этом третья часть заканчивается. 
Воспитатель: Осталась последняя схема. Что на ней изображено?
- Что же сделала Катя?
-  Что же сказал Алёша сестре?
- Почему он заплакал?
Вот мы и составили план нашего рассказа. 
4.Динамическая пауза
Как живёшь?- Вот так! (показывают большой палец)
Как плывёшь?- Вот так! (гребут руками)
Как бежишь?- Вот так! (бегут на месте)
Вдаль глядишь?- Вот так! (подставляют ладонь ко лбу)
Машешь вслед?- Вот так! (машут рукой)
Ждёшь обед?- Вот так! (подпирают кулаком щёку и вздыхают)
А как ты другу шлёшь привет?- Вот так! (посылают воздушный поцелуй или машут рукой)
 5. Повторное чтение с установкой на пересказ
Воспитатель: Внимательно послушайте ещё раз рассказ и постарайтесь запомнить его, обратите внимание на фразы, которые произносят дети и на интонацию при чтении.
6.Работа над интонационной выразительностью речи
Воспитатель: Ребята, какие чувства испытывала Катя в начале рассказа?
После ответа детей воспитатель показывает пиктограммы обиды и гнева и прикрепляет их над первой схемой.
Воспитатель: А какие чувства испытывал Алёша?
После ответа детей воспитатель показывает пиктограмму радости и прикрепляет ее под первой схемой.
Воспитатель: А теперь давайте произнесем фразы, которые говорили ребята, передавая эти чувства.
Дети хором произносят реплики героев. Воспитатель следит за правильностью интонации. Аналогичная работа проводится с остальными частями рассказа .
Дети определяют чувства испуга, жалости, стыда.
7.Пересказ детей
Для пересказа воспитатель приглашает двух детей. Первый рассказывает 1 и 2 части, второй 3 и 4 части.
8.Анализ пересказа
К анализу пересказа воспитатель подключает детей. Отмечаются хорошие стороны пересказа (полнота содержания, последовательность, наличие авторских слов из текста, адекватная интонация), корректно говорится о недочетах.
9.Творческая деятельность детей
Воспитатель: А сейчас мы попробуем инсценировать рассказ.
Педагог приглашает двух детей, показывает места в группе, где будут развиваться события. Далее взрослый читает слова автора, а ребята изображают происходящее и произносят свои фразы.
10. Итог
Воспитатель: Ребята, вы сегодня молодцы! Хорошо работали. Что вам понравилось в занятии? Поднимите руки, кому было интересно. Поднимите руки, кому было трудно. Чему нас учит рассказ «Отомстила»?
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»