Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Формирование временных представлений у детей
в логопедической группе с тяжелым нарушением речи

Казьмина Марина Александровна,
воспитатель ГБ ДОУ №81
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
      В дошкольном возрасте у ребенка формируются основы развития личности, идет подготовка к жизни в современном обществе, развиваются предпосылки к учебной деятельности. В связи с этим детям необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время; правильно обозначать в речи временные понятия; планировать свою деятельность во времени.
     Невозможно развить такие качества личности ребенка как любознательность, организованность, самостоятельность, коммуникативность, творческое и вариативное мышление в разнообразных видах деятельности без формирования представлений о времени. Усвоение временных понятий и отношений обогащает ребенка знаниями об окружающем мире, развивает умения обобщать, сравнивать, устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы; формирует понимание, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека во многом зависит от окружающей среды.
     Понимание временных отношений в дошкольном возрасте формируется медленно и зависит от общего умственного и речевого развития ребенка и характеризуется крайней неустойчивостью, т.к. восприятие детьми текучести времени, его необратимости и периодичности весьма затруднено из-за отсутствия наглядных форм, «его не видно и не слышно». Сложным является для детей и понимание смысла слов, обозначающих временные отношения, в силу их относительного характера. Особенно это затруднено для детей, посещающих логопедическую группу, у которых диагностируется нарушение речи, плохо развиты память, внимание, мышление, пространственное восприятие.
      Усвоение временных представлений и отношений должно происходить с помощью интересных ребенку игр, творческих заданий, практических упражнений, которые также будут развивать связную речь детей, расширять их словарный запас, формировать грамматический строй речи. Использование разных видов игр развивает у дошкольников также мелкую моторику, зрительное восприятие, что является средством профилактики дисграфии,  подготавливает детей к школе. Игра – наиболее близкий для дошкольников вид деятельности, в котором происходит эмоционально-личностное, интеллектуальное развитие ребенка, способствующее появлению логического мышления, самоконтроля, творческого воображения (чего часто не хватает детям логопедических групп), создающий предпосылки для успешного обучения в школе и развивающий познавательно-творческие способности дошкольника.
       Формирование временных представлений начинаем с усвоения понимания смены частей суток, т.к. это служит основой для ознакомления детей со значением других временных понятий. Для этого используем дидактические игры и упражнения: «Что бывает утром? вечером? Подбери подходящее изображение.»; «Когда это бывает?», «Подбери картинки, связанные с понятием утро (день, вечер)»; «Что сначала, что потом» (части суток по порядку). Используем мяч, развивая общую моторику: «Закончи: мы приходим в садик утром, а уходим из него…(вечером)»; «Скажи наоборот: утро - …(вечер), поздно - …(рано), сейчас - …(потом)». Эта игра активизирует словарный запас дошкольника.
       Уяснить, как один день сменяет другой и образуется неделя, помогает отрывной календарь, когда ребенок, срывая листок, наглядно видит, что прошел день. Этому помогают также игры: «Собери недельку» (на карточках дни недели обозначены кружками: понедельник – один кружок, вторник – два кружка и т.д.); «Какого дня не хватает? Где он должен быть?»(одна из карточек убирается); «Чья неделька скорее соберется?»(используются два комплекта карточек разного цвета); «Цветик-семицветик» и упражнения: «Назови дни недели по порядку»; «Я начну, а ты продолжи: среда…»; «Какое слово лишнее?» (вторник, четверг, утро, среда).
       Представления о временах года формируются в соответствии с календарным временем. Основные признаки каждого времени года определяются путем наблюдений за живой природой, жизнью птиц и животных, людей и их занятиями в каждое время года (по сезонам). Расширяя представления об окружающем мире, мы воспитываем гуманное отношение к живому, пробуждаем у детей эстетические переживания. В этом помогает чтение художественной литературы (стихотворения русских поэтов, рассказы о природе и о животных), рассматривание картин, экскурсии в природу, прослушивание музыкальных произведений, связанных с временами года (П.Чайковский, А.Вивальди).
       Используем также дидактические игры и упражнения: «Подбери картинку» (по временам года); «Одень куклу по сезону»; «Когда это бывает?»; «Собери картинку»; «Четвертый лишний»; «Кто быстрее соберет?» (маленькие картинки к большим); «Сравни» (отличие по 3-4 признакам смежных времен года, например, лето – осень); «Узнай, какое это время года» (по загадке, стихотворным строчкам); «Что не так?» (изображены нехарактерные данному времени года предметы: зимой – бабочка, гриб и т.д.); «Раскрась картинку как …(осенью)»; «Расскажи о времени года, используя модели (мнемотаблицу)».
        Для лучшего запоминания названий месяцев и их порядок в году привлекаем сказку С.Маршака «Двенадцать месяцев» (чтение, просмотр мультфильма) и его стихотворения «Круглый год».
        Нравится детям и игровое упражнение «Так бывает или нет» (например: Наступило лето. Листья на деревьях пожелтели и опали. Речка покрылась льдом.), которое также развивает и слуховое внимание.
        Развитию общей моторики, воображения, творчества способствует создание образов в играх-имитациях: «Покажи дерево летом, осенью, зимой, весной».
        В течение всего пребывания в логопедической группе приобщаем детей к русскому народному творчеству, знакомя их с пословицами, поговорками, загадками, сказками, связанными с временными представлениями; тем самым развиваем любознательность, нравственность, стремление к самостоятельному познанию и творчеству у детей. Приобщая дошкольников к участию в сезонных праздниках таких, как «Осенние посиделки», «Новый год», «Коляда, коляда», «Масленица», «Жаворонки», способствуем пробуждению чувства любви к своей родине, к русскому народу, к общечеловеческим ценностям.
       В подготовительной группе дети знакомятся с часами, их внешним видом, учатся измерять и определять время по часам. Этому знакомству помогают рассматривание изображений часов разного вида, стихи, загадки о часах и времени, конструирование самими детьми моделей часов. С помощью песочных часов измеряем отрезки времени длиной 1мин., 5мин., 10мин.: «Что можно сделать за это время?» (нарисовать что-то, убрать игрушки, одеться на прогулку). Это развивает чувство времени, потребность оценивать длительность своей работы (не опаздывать, уложиться в указанный срок); коммуникативность (не подводить своих товарищей, вовремя собраться).
      Для развития умения ориентироваться по часам можно использовать такие игры: «Составь часы из частей»; «Чего не хватает?» (стрелки, цифры); «Наведи порядок» (на циферблате перепутаны цифры). Решаем задачи, например: «Если мы пошли гулять в 10 часов, а вернулись в 12 часов, то сколько мы гуляли?»
      В течение всего времени работы с детьми по этой теме не остаются в стороне и родители: с ними проводятся консультации по интересующим вопросам, предлагаются игры и литература по теме; родители вовлекаются в совместные праздничные мероприятия.
      Данная система работы помогает сформировать к окончанию детского сада необходимые ребенку временные представления, содействует личностному развитию ребенка, его способностям, позволяет дошкольнику успешно адаптироваться в школе.
    

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»