Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Уроки лыжной подготовки в начальной школе

 Ежова Наталия Николаевна,
учитель физической культуры лицея № 344
Невского района Санкт-Петербурга.

 

Вот уже несколько лет подряд зима нас радует снегом. Наконец- то можно успешно реализовывать раздел  программы по лыжной подготовке, а не заменять его кроссовой подготовкой. Ребятам обычно нравится зимой выходить на улицу и кататься на лыжах. Лыжный инвентарь сегодня доступный и удобный. Почти все родители могут приобрести его своим детям.

В комплексной программе по физическому воспитанию в разделе  лыжной  подготовки  большое внимание уделяется освоению лыжных ходов, совершенствованию в технике подъемов и спусков, развитию основных двигательных качеств,  также большое внимание  отводится играм на лыжах и передвижению по местности. Игры очень украшают учебный процесс, придавая ему содержание и интерес, а также  делая его  более привлекательным и разнообразным, особенно для детей начальной школы.

Игровые средства  можно успешно использовать как  для закрепления техники передвижений, так  и для развития физических качеств. Игра повышает  интерес  занимающихся и способствует целому ряду физиологических процессов, облегчающих выполнение последующей работы. В игре учащиеся  проявляют свои индивидуальные особенности, и преподавателю становится легче  изучать их и находить к ним индивидуальный подход.  Игровые  задания  и подвижные игры  можно  применять  во всех  частях  урока.  Эстафеты следует проводить в начале основной части  урока, после того как занимающиеся  достаточно разогрелись и готовы к пробежкам  с максимальной интенсивностью.

При подборе игровых упражнений следует исходить из задач, которые необходимо решить на уроке. Если ставится задача развития быстроты движений, количество пробежек  для каждого участника определяется моментом, с которого начнет снижаться скорость бега. Причем в последующих пробежках ученик  должен  по возможности  наращивать скорость, приближаясь к  максимальной. А для  развития скоростной  выносливости  надо увеличить  количество пробежек и проводить их до наступления заметного утомления. Это упражнение должно выполняться  легко и быстро, с большим числом повторений.

Применяя на уроках игровой метод,  учащихся  приучают выполнять  много скоростных движений, что является главным условием для расширения функциональных и физических возможностей организма.

Когда упражнение предлагается в качестве игры занимающиеся выполняют его с большим желанием  и интересом. У них не устает  нервная система, так как игра вызывает положительные эмоции и подъем активности учащихся. При этом значительно повышается плотность урока. При использовании в занятиях игр ребята быстрее достигнут всестороннего физического развития.

Техника лыжных ходов и развитие физических качеств.

Для совершенствования скользящего шага можно использовать передвижения по учебному кругу или  короткие прямые отрезки лыжни. Учащимся можно предложить следующие задания:

Передвижения без палок с активными движениями рук

Кто дольше  проскользит

Кто сделает меньше шагов

Передвижение с палками, держа их за середину

Передвижения с палками,  держа их за спиной

Для развития быстроты движений  в сочетании с быстротой реакции можно применять следующие игровые упражнения:

« Кто раньше захватит предмет?» В игре можно использовать лыжные палки, перчатки, веточки. Игроки делятся на две равные команды, строятся  в две шеренги  одна напротив другой на расстоянии трех шагов и образуют пары. На одинаковом  расстоянии от игроков на землю кладется предмет.  По сигналу  игроки  стараются как можно быстрее взять предмет. Потом подсчитывается, какая команда захватила больше предметов.  По мере роста подготовленности  учащихся  задание можно усложнить: построить команды спинами друг к другу. По сигналу игроки сначала должны повернуться  кругом, а потом захватить предмет.(2)

«Беговая игра»: все ребята медленно передвигаются по лыжне. Игрок, стоящий первым  предлагает остальным свой темп, делая ускорение. Все остальные должны продержаться за ним. Потом он уходит назад, а ускорение после команды делает следующий игрок. Игра продолжается до тех пор, пока все играющие не предложат свой темп. Другой вариант. Все ребята передвигаются  по лыжне в колонне, По команде учителя последний игрок делает ускорение по параллельной лыжне вдоль колонны и становится впереди. Затем то же самое проделывает новый замыкающий. Игра продолжается до тех пор, пока не пробегут все играющие.

« Вокруг палок». Учащиеся делятся на команды и встают  в две шеренги спиной друг к другу. По команде игроки  сразу все начинают бег, обегают каждый свою палку и возвращаются обратно.  Побеждает команда, игроки которой вернутся раньше и примут исходное положение.(1)

« Встречная эстафета». Игроки  делятся на две команды. Каждая команда делится пополам и встает напротив друг друга в две колонны на расстоянии 80-100 шагов. По сигналу первые игроки бегут, добегают до игрока своей команды на противоположной стороне и касаются рукой  игрока, после чего второй игрок начинает движение. Эстафета заканчивается,  когда игроки поменяются местами. (2)

« Шведская эстафета». Учебный круг делится на 3-4 этапа. На каждом этапе находятся по одному игроку из каждой команды. По команде  начинают бег игроки первого  этапа. Пробежав свой этап, они передают эстафету своему игроку  второго этапа. Побеждает команда, которая быстрее пробежит все этапы.(3)

« Пятнашки мячом». У водящих мячи. Они стараются догнать убегающих и,  бросив мяч, запятнать их мячом. Те, кого запятнали, выбывают из игры.

« Гонки по кругу». Игроки делятся на команды по 4-5 человек. Игроки каждой команды встают в одну колонну. Расстояние между командами половина круга. По команде игроки обеих команд начинают движение и стараются догнать игроков другой команды. Те, кого догнали, выбывают. Выигрывает команда, в которой  останется больше игроков.

Подъемы и спуски.

Для овладения техникой спусков и подъемов  можно использовать  небольшие пологие  склоны или насыпные небольшие горки. Сначала  ребята осваивают спуск в высокой, средней и низкой стойке. Потом выполняют  это  задание на качество выполнения ( Кто лучше).  Можно разделить ребят на команды и провести  состязания, чья команда сделает меньше ошибок. Те же задания можно предложить ребятам после овладения техникой подъемов (ступающим шагом, « лесенкой» и « елочкой»).

Упражнения для овладения навыков спуска:

Спуск без палок

Спуск с выполнением приседаний без палок и с палками

Спуск с различными движениями рук (хлопки, круговые вращения и т. д.)

Спуск  парами,  держась за руки

Спуск с небольшими прыжками

Спуск, скользя на одной лыже

Спускаясь выполнить бросок снежка в цель

Для совершенствования  техники подъемов и спусков, а также для развития равновесия в сочетании с быстротой реакции,  можно провести эстафеты  и игры на склоне.

Эстафета « елочкой». Участники эстафеты должны со старта преодолеть подъем « елочкой» и, обогнув флажок, спустится к финишу. В паре побеждает игрок, быстрее прошедший трассу. Побеждает команда, участники которой большее  количество  раз выигрывали в парных состязаниях.

« До флажка». Игроки стартуют у первого флажка, разгоняются и стараются затормозить « плугом», точно у нижнего флажка. Участник, точнее затормозивший у флажка, считается победителем и получает одно очко. Команда, набравшая больше очков, считается победителем.

« Спуск шеренгами». На вершине склона команда выстраивается шеренгой и берется за руки. По сигналу шеренга скатывается вниз, стараясь проехать как можно дальше и не потерять ни одного игрока. Побеждает команда,  в полном составе спустившаяся дальше других со склона.(1)

« Между флажками и палками».  Играющим необходимо поочередно спустится по трассе, проехать точно в ворота, не сбив их. Игроки спускаются по склону в низкой стойке. Нельзя задевать палками ворота. Игрок, сделавший задание без ошибок, получает очко. Команда, набравшая больше очков, считается победителем.(3)

« Спуск на одной лыже». С небольшого склона  лыжники спускаются на одной лыже, другая – на весу. Задание выполняют в парах и держатся за руки. Можно держаться  за лыжные палки, находящиеся в горизонтальном положении.  Побеждает пара,  которая проедет дальше всех без потери равновесия.

« Попади в цель» . Игроки лепят снежки, а потом, спускаясь с горки, стараются попасть ими в цель. Выигрывает команда, у которой будет больше попаданий.(1)

« Переложи предмет». Слева и справа от лыжни кладутся предметы (варежки, веточки, флажки). Ребята, спускаясь вниз, должны переложить предметы на другую сторону лыжни. Выигрывает тот, кто больше переложит предметов.(2)

«Надень шапку».  По правую  сторону от лыжни вертикально втыкаются в снег 2-4 лыжные палки на расстоянии 10-12 шагов друг от друга. На первую палку одевается лыжная шапочка. Первый игрок, спускаясь вниз, снимает шапку с палки и кладет ее на снег. Второй игрок должен поднять шапку и одеть ее на следующую палку. Выигрывает команда, которая сделает меньше ошибок. (2)

« Разложи и собери». Один игрок, спускаясь вниз, старается аккуратно положить свои палки на снег. Второй игрок должен собрать палки. Палки можно раскладывать как по одной стороне лыжни, так и по разным сторонам, как скажет учитель. Выигрывает пара, сделавшая задание без ошибок или команда у которой больше пар сделают задание правильно.(2)

Повороты и торможения.

В программу также входит обучение и совершенствование поворотов на месте и в движении, а также торможений. При закреплении и совершенствовании этих навыков можно использовать  следующие  игровые задания.

« Веер» и «снежинка». Игроки выполняют  повороты на месте переступанием вокруг носков или вокруг пяток лыж. Задача в том, чтобы это сделать точно, чтобы на снегу получился красивый веер или снежинка.

«Змейка».   На расстоянии 2-3 метров в снег втыкаются лыжные палки. Игроки объезжают их змейкой, стараясь не задеть их. Сначала можно выполнять это задание на качество, а потом на скорость.

«Слалом». На склоне устанавливаются палки, которые игроки должны объехать, спускаясь вниз. Это задание можно выполнять на качество и на скорость. Постепенно трассу можно усложнять. Ребята могут соревноваться как индивидуально, так и командно.

«Спуск с переступанием». На спуске прокладываются две параллельные лыжни. Во время спуска ребята переступанием переходят на соседнюю лыжню, а потом также возвращаются обратно.

«Кто точнее». Внизу спуска устанавливается лыжная палка. Участник, хорошо разогнавшись на склоне, старается затормозить «плугом» и остановиться точно у палки. Можно усложнить задание. Игрок сначала должен проехать в ворота, а потом точно затормозить у палки.

Если уроки лыжной подготовки будут проходить насыщенно и интересно, то у ребят появится желание в свободное время выйти и прокатится на лыжах, а также на выходных выбраться вместе с родителями на лыжную прогулку. А для кого-то это может послужить толчком  записаться в лыжную секцию и начать серьезные тренировки. В любом случае наши ученики получат пользу, если школьные уроки физкультуры помогут им выбрать здоровый образ жизни.

Список  использованной литературы.

И. А. Гуревич. 300  соревновательно - игровых заданий по физическому воспитанию. Минск. Выш. Шк. 1994 год.

К. К. Копс. Упражнения и игры лыжника. «Физкультура и спорт». Москва 1969 год.

И. М. Коротков. Подвижные игры детей. Москва.  «Советская Россия» 1987.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»