Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Эффективность обучения рациональной техники челночного бега Подгайко Ольга Борисовна ГБОУ школа №640 Приморского района г. Санкт-Петербург учитель физической культуры Актуальность. Челночный бег - одно из распространенных упражнений и не только в легкой атлетике. Его используют для тренировок во многих видах спорта. С помощью этого упражнения, в зависимости от количества и метража, развивают и тестируют такие качества: как скорость, координацию и выносливость. Челночный бег имеет социальную значимость, он является одним из видов испытаний во всероссийском физкультурно-спортивном комплексе “Готов к труду и обороне” (ГТО). В первой ступени это обязательный вид испытаний, а в остальных испытание по выбору (до марта 2023). Функциональная грамотность. Под функциональной грамотностью понимается «способность использовать ЗУН (знания, умения, навыки), приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях». Процесс физического воспитания школьников может служить настоящей школой жизни, познания, общения, взаимопонимания и самовыражения. Необходимо развивать у детей стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию. Челночный бег можно использовать в самостоятельных занятиях или на активном отдыхе в любом возрасте, в виде отдельного упражнения или в подвижных играх и эстафетах, решать вопросы социальной или личностной значимости. Можно много информации найти в интернете по челночному бегу, но она очень разноречива, особенно о способах поворота. Наверно это связано, с тем, что способов выполнения этого упражнения много. Например, с касанием линии ногой, касание линии рукой, оббегание фишек или стоек, а также с переносом предметов. Но проанализировав всю информацию, я сделала вывод, что в начальной школе надо научить учащихся способом “стопорящего шага” с касанием линии рукой. К сожалению, в учебниках и специальной литературе описывают технику бега по этапам, а самому главному, повороту, не уделяют должного внимания. Так с помощью открытого урока, я постаралась обучить учащихся третьего класса именно повороту “стопорящим шагом” с касанием линии рукой. Я подробно разобрала технику поворота, подобрала упражнения и игры для успешного изучения. Очень важно, чтоб процесс обучения начался в начальной школе, чем раньше сформируется навык, тем проще будет в средней и старшей школе, готовить учащихся к сдаче нормативов и больше внимания уделять фазе бега по дистанции, развивать скорость, а если увеличить количество пробегания отрезков, то и выносливость. С точки зрения физиологии, уже в младшем школьном возрасте применение специальных упражнений на координацию и ловкость в совсем небольших объемах уже дает ощутимый эффект. При этом, что развитие двигательной координации является основным направлением физической подготовки учащихся начальных классов, так как их способность к освоению техники движений очень значительна. Скоростные способности позволяют выполнять двигательные действия в кратчайший для данной ситуации временной промежуток. В возрасте 7-12 лет также интенсивно растет темп движений. Более прогрессивное его увеличение отмечается у мальчиков 7-9 лет (в сравнении с девочками). Одним из важных путей комплексного развития двигательных качеств в условиях школы является использование специальных упражнений и подвижных игр. С их помощью можно успешно обучать детей различным двигательным навыкам, а также целенаправленно влиять на воспитание различных двигательных качеств. Именно поэтому уже с младшего школьного возраста необходимо уделять большое внимание специальным упражнениям и подвижным играм. Этапы обучения. Начать, прежде всего надо с техники безопасности, упражнение травмоопасно. На первом этапе обучения я ознакомила учащихся с упражнением “челночный бег”, рассказала, почему так, называется: Вариант №1 Челночный бег произошел от слова «челнок», который имеет две шпульки на разных концах и размещен в машинке для шитья. Так называемая история возникновения ложится от синонима слова, когда при шитье, так же как и в беге, челнок делает несколько быстрых движений вперед-назад. Вариант №2 Челночный бег получил свое название от слова – «челнок», что означало маленькую узкую лодку. Когда-то торговцы перевозили на таких лодках свой товар, переплывая с одного берега на другой – вперёд-назад, так и бег отличается постоянной сменой направления. Затем показала видеозапись упражнения, а так как найти готовое видео, отвечающее правильностью выполнения, очень сложно, сняла видео сама. После этого, разобрали челночный бег на этапы: Выделяют 4 этапа (фазы) челночного бега: старт, бег по дистанции, поворот(разворот), финиширование. Высокий старт и финиширование уже знакомы учащимся по бегу на короткие дистанции, поэтому только надо напомнить. А вот бег по дистанции, отличается, тем, что до поворота надо не значительно снизить скорость и сократить длину шага. Обязательно сделать акцент, что это надо сделать для эффективного поворота. Поворот или как его еще называют разворот, с касанием линии рукой, выполняется при помощи “стопорящего шага”. Стопорящий шаг – особый вид шага для быстрого изменения направления движения без потери скорости. В подводящих упражнениях учащиеся выбирают, в какую сторону им удобнее делать делать поворот. Обязательным является обучение в две стороны, чтоб учащиеся могли выбрать вправо или влево сделать поворот. Поворот выполняется следующим способом: на линию поворота выполняется “стопорящий шаг” (не глубокий выпад с разворотом стопы вовнутрь, затем выполняется касание линии у носка стопы, той рукой, которой выполнен “стопорящий шаг” и почти одновременно выполняется поворот на 180* в противоположную сторону. То есть, если “стопорящий шаг” правой, линию касаемся правой рукой, а поворот выполняем в левую сторону. После подводящих упражнений, челночный бег выполняем в целом, но на укороченной дистанцией. Подвижная игра подобрана и нацелена на формирования навыка “стопорящего шага” и выносом (хватание гимнастической палки) одноименной руки. В конце урока обязательная рефлексия, с обсуждением: что удалось, что нет, что вызвало затруднение и определились ли учащиеся, в какую сторону им удобно делать поворот. В ходе изучения темы «челночный бег», достигаются личностные, метапредметные и предметные результаты. При обучении техники челночного бега используются следующие методы усвоения учебного материала: словесный, метод обеспечения наглядности, расчлененный, переменный, повторный и игровой. В уроке используются современные образовательные технологии: Здоровьесберегающие технологии: применение упражнений с оздоровительной направленность (упражнения на правильную осанку и профилактику плоскостопия), с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Компьютерные технологии: использование показа презентации и видео. Технология разноуровневого обучения: на начальном уровне обучения выполнять поворот в облегченных условиях - на месте. В стандартных условиях – поворот осуществлять в ходьбе и при медленном беге. В рамках повышенного уровня сложности – выполнять поворот во время бега в максимальном темпе. Работа с освобожденными. Технология игрового метода обучения: через игру совершенствуется навык изученного упражнения. Технология коллективного обучения и обучения в сотрудничестве: в процессе обучения общаются, для достижения максимального результата. Взаимосвязь обучающихся, личная ответственность, совместная учебно-познавательная деятельность и общая оценка работы. Мотивировать учащихся на обучение челночному бегу, мне удалось. Во- первых, они знали свой результат, до обучения и после, могли сравнить. Некоторые ведут спортивные дневники .Так же сравнили свои результаты с нормами ГТО. Во-вторых при просмотре двух видео, обсудили, влияет ли рациональный поворот на результат в беге. В-третьих, в самом начале урока, было озвучено, тем, у кого лучше всех получится, технически правильно и быстро пробежать челночный бег, будут на видео, в методическом пособии для других классов. Инновационностью моей работы считаю, в достаточной мере собран методический материал: видео, фото, специальные подводящие упражнения и игры, созданы и выполнены самостоятельно. Выводы. Очень жаль, что в учебниках нет единой техники челночного бега. Учителя и тренера обучают и требуют разные способы выполнения упражнения. И даже на сайте www.gto.ru видео челночного бега демонстрирует, не правильную и даже опасную технику. Выбранная мной тема урока интересна и актуальна, и требует от меня дальнейшего изучения, надо пополнять мою методическую копилку играми и эстафетами, презентациями и видео обзорами. В дальнейшем, планирую поделиться своим опытом с коллегами. Эффективность обучения рациональной техники челночного бега у младших (и не только) школьников, положительно влияет на результат выполнения. Польза этого вида упражнений заключается в комплексной нагрузке, которая развивает: координацию, ловкость, силу, выносливость, скоростные качества, чувство равновесия, моторику мышц тела. Кроме этого в организме происходят положительные изменения:тренируется сердечнососудистая и дыхательная системы, улучшается кровоток и обменные процессы, снижается вес, укрепляется иммунитет. Литература 1. Настольная книга учителя физической культуры: подготовка школьников к олимпиадам (всероссийским, региональным, городским, районным, школьным). Методическое пособие / авт.-сост. П.А. Киселев, С.Б. Киселева.-2-е изд. испр. и доп.-М.:Глобус, 2009. 2. Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. – М.: Просвещение, 2016. 3. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник/ А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб -. 2-е, испр. и доп.- М.: Олимпия Пресс, 2005. 4. Физическая культура. 1-4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / В.И. Лях.-М.: Просвещение, 2014. 5. Физическая культура. Методические рекомендации. 1-4 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / В.М.Лях.-М.: Просвещение, 2014. 6. Гармония физического развития и здоровья детей и подростков : метод. пособие / В.А. Муравьев, Н.Н. Назарова.- М.: Дрофа, 2009. 7. Методика преподавания физической культуры: 1-4 кл.: Метод. пособие и программа.- М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004. Интернет ресурсы 1.https://www.gto.ru/ 2. https://resh.edu.ru/ 3. https://infourok.ru/

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»