Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование танцевальных упражнений
для формирования правильной осанки
у младших школьников

Федорова Алина Сергеевна
В настоящее время можно наблюдать значительное ухудшение осанки у детей. Как указывают авторы, количество детей с данными отклонениями в Санкт-Петербурге за последние 30 лет увеличилось в 3 раза. В среднем четыре ребенка из пяти имеют нарушения осанки. По результатам исследования многих авторов, увеличилась частота выявления тяжелых форм сколиоза, интенсивно нарастают проявления дистрофических изменений опорно-двигательного аппарата, в том числе и ранний остеохондроз, распространенность плоскостопия сегодня составляет 40%.[1]
Общеизвестно, что правильная осанка имеет огромное значение в жизнедеятельности человека, способствуя рациональному использованию механических свойств опорно-двигательного аппарата и нормальному функционированию жизнеобеспечивающих систем организма. Последствия от нарушения осанки могут быть катастрофическими и привести к серьезным заболеваниям организма, так как искривления позвоночника влияют на расположение внутренних органов, не позволяя им правильно функционировать, а также могут становиться причиной повышенной утомляемости, болей в спине и других сопутствующих нарушений.  Помимо этого, при деформации осанки появляется неэстетический внешний вид, от которого могут рождаться комплексы, замкнутость и расстройства психики.
В связи с этим формирование правильной осанки относится к числу основных задач, решаемых в физическом воспитании детей, особенно в начальные периоды возрастного развития, когда наиболее интенсивно идёт морфофункциональное становление организма, в том числе формирование изгибов позвоночного столба и других структурных основ осанки.
К сожалению, детям очень сложно контролировать положение своего тела самостоятельно. Родители могут следить за правильностью поз и походки ребёнка дома, но большую часть своего времени ребенок находится в школе и именно учитель должен обратить внимание на положение спины, в первую очередь, во время учебных занятий.
На сегодняшний день существует большое количество рекомендаций по профилактике и коррекции нарушений осанки, в том числе с помощью физических упражнений. Выдвигаются теории о влиянии разных видов двигательной активности на правильность формирования скелета и мышечного корсета в детском возрасте, экспериментально доказывается польза специальных гимнастических упражнений или плавания, разрабатываются инновационные методики формирования осанки и исправления ее нарушений.
Очевидно, что важную роль в профилактике данных проблем играет учитель по физической культуре. Именно он решает задачи сохранения и укрепления здоровья детей, а также гармоничного развития их организма, как во время школьных уроков, так и на специально организованных внеурочных занятиях, выбирая для этого наиболее оптимальные средства и методы.
Вопрос использования танцевальных упражнений как средства работы над правильностью осанки до сих пор остается открытым. Известно, что они оказывают положительное влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, способствуют развитию выносливости и координации, позволяют разнообразить физическую активность школьников. Танцевальные движения расширяют двигательный опыт детей, содействуют формированию грациозной походки, пластичности движений, «работают» на развитие такого важного качества, как гибкость, повышают общий уровень физической подготовленности. Все это сопряжено с решением оздоровительных задач в процессе физического воспитания школьников. Эстетика танца, внимательное отношение к своим действиям во время его исполнения, необходимость поддерживать определенную позу тела и контролировать мышечный тонус делают данный вид движений эффективным и для формирования осанки.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

При использовании танцевальных упражнений на занятиях по формированию правильной осанки у младших школьников, следует придерживаться следующих рекомендаций:
  1. Танцевальные движения должны соответствовать возрастным возможностям занимающихся, способствовать укреплению мышечного корсета и подвижности позвоночника.
  2. Танцевальные упражнения могут быть включены в любую часть занятия. При этом в подготовительной части можно дополнительно использовать строевые, общеразвивающие и хореографические упражнения, направленные на укрепление мышц спины, а также гимнастические элементы.
  3. Разучивание танцевальных шагов, их закрепление и совершенствование должно быть в основной части занятия, особое внимание при этом должно уделяться правильному положению головы и спины во время движений.
  4. Заключительная часть занятия должна состоять из элементов гимнастики и дыхательных упражнений.
  5. Для поддержания интереса к занятиям и большей их эффективности рекомендуется подбирать музыкальное сопровождение для разных частей занятия с учетом поставленных задач. В подготовительной и основной части используется музыка бодрого и энергичного характера для эмоционального и психологического настроя, а в заключительной, когда организм занимающихся должен прийти в оптимальное состояние после нагрузки, музыка должна иметь спокойный характер со сниженным темпом.
  6. Рекомендуется предлагать детям для разучивания танцевальные элементы из спортивных и бальных танцев.
  7. В течение всего занятия должен быть постоянный контроль осанки у учащихся, учителю необходимо обращать внимание детей на прямое положение спины при выполнении движений. Установка в зале зеркала будет способствовать осуществлению самоконтроля со стороны детей.
  8. Несмотря на то, что главная задача – формирование правильной осанки, учителя должны стремиться к гармоничному физическому развитию ребенка.
Литература:
  1. Барышникова, Т. Основы хореографии / Т. Барышникова // – М: ВЛАДОС, 2014 – 272 с.
  2. Большев, А. С. Частота сердечных сокращений. Физиолого-педагогические аспекты: учеб. пособие / А. С. Большев, Д. Г. Сидоров, С.А. Овчинников. Нижегор. гос. архитектур. – строит. ун-т: – Н.Новгород: ННГАСУ, 2017. – 76 с.
  3. Величко, А. И. Анатомо-физиологические, эмоциональные и психологические особенности детей младшего школьного возраста / А. И. Величко, О. А. Татаринцева // Европейский форум молодых исследователей. – 2019. – С. 38-40.
  4. Дж. Патерсон, Система физических упражнений Пилатеса при дефектах осанки и последствиях заболеваний и травм / Пер. с англ. – М.: Изд-во БИНОМ. 2015. – 480 с.
  5. Кале-Жермен, Б. Исцеляющие движения для позвоночника / Пер. с фр. А. В. Апатовской. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. – 302 с.
  6. Мансурова, Г. Ш. Нарушение опорно-двигательного аппарата у детей школьного возраста / Г. Ш. Мансурова, И. В. Рябчикова, С. В. Мальцев, Н. А. Зотов. – 2017. – №5. – С. 187-191.
  7. Милюкова, И. В. Лечебная гимнастика при нарушениях осанки у детей / И.В.Милюкова, Т.А.Евдокимова. Издательство: ЭКСМО, 2005 – 160 с.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»