Особенности обучения плаванию детей с ОВЗ
Штыкова Надежда Григорьевна,
учитель физической культуры
ГБОУ СОШ № 385
Охрана и укрепление здоровья детей является фундаментальной предпосылкой обучения и воспитания. Одна из главных стратегических задач на государственном уровне состоит в укреплении и сохранении здоровья подрастающего поколения и сохранении здоровья подрастающего поколения. Эта задача определена нормативно-правовой документацией: ФЗ «Об образовании» (ст.51), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Указы Президента РФ «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной и социальной политики по улучшению положения детей в РФ». Эти документы и меры обеспечивают возможность улучшения здоровья детей.учитель физической культуры
ГБОУ СОШ № 385
С раннего возраста основным воспитательным средством здорового ребенка служит физическая культура. Плавание – особый вид физических упражнений. Особенность плавания связана с проявлением двигательной активности в водной среде. Этим определено его спортивное, оздоровительное и прикладное значение. Способность плавать – навык жизненно важный. Также плавание важное средство физического воспитания. Оно положительно влияет на физическое развитие. По данным ряда авторов (И.М. Буллах, В.Г. Лащёвой, Е.В. Миргородской, Т.И. Осокиной), чем раньше начать обучение плаванию, тем выше успешность обучения. Необходимо брать в учет и индивидуальные особенности развития ребенка: состояние здоровья, развитие, физическая подготовленность. Работу по обучению плаванию детей нужно вести базируясь на принципах общей педагогики, учитывая индивидуальный подход: систематичность, наглядность, доступность, индивидуализация, последовательность и прочность.
Проблема социально-педагогической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является актуальной в современной России. Тяжело быть инвалидом с ранних лет.
К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.
Существует четыре степени психолого-педагогической классификации детей:
-Первая степень. Развитие ребенка с ОВЗ происходит на фоне легкого и умеренного нарушения функций. Эти патологии могут являться показанием для признания инвалидности. Но при правильном обучении и воспитании ребенок может полностью восстановить все функции.
-Вторая степень. У ребенка существуют выраженные нарушения в функциях систем и органов. Несмотря на лечение, они продолжают ограничивать его социальную адаптацию. Поэтому такие дети нуждаются в особых условиях обучения и жизни.
-Третья степень. Наблюдается большая выраженность нарушений, которые значительно ограничивают возможности ребенка в его жизнедеятельности.
-Четвертая степень. Включает в себя резко выраженные нарушения функций систем и органов, из-за которых происходит социальная дезадаптация ребенка. Помимо этого, можно констатировать необратимый характер поражений и. зачастую, неэффективность мероприятий (лечебных и реабилитационных). Усилия педагогов и врачей нацелены обычно на то, чтобы не допустить критического состояния.
Обучающийся с ОВЗ ‒ это обучающийся, нуждающийся в создании специальных условий для получения, в первую очередь, качественного доступного образования.
Педагогические работники образовательных организаций обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать по этому вопросу с медицинскими организациями.
Плавание - наименее травматичный вид спорта и поэтому выполняет важную и действенную коррекционно-реабилитационную функцию оздоровления. Одним из путей комплексного решения имеющихся проблем в свете здоровьесберегающих технологий можно увидеть в установлении взаимодействия в работе учителя-логопеда, педагога-психолога и инструктора по обучению плаванию. Расширение форм коррекционного воздействия на детей, сохранение и укрепление их здоровья, позволяет совершенствовать коррекционно–образовательный процесс и поднимает профессиональный уровень специалистов, помогает им раскрыть индивидуальные особенности каждого ребенка, использовать их на его благо.
НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ
Важным моментом в организации занятий для детей с таким нарушением является создание группы до 10 человек. В особенных случаях проводятся индивидуальные тренировки. Рекомендуемая продолжительность занятий составляет 1 час: 30 минут разминка на суше и 30 минут в воде.
Ведущими задачами являются:
• Укрепление иммунитета путем закаливания;
• Проведение коррекции физического развития и устранения недостатков;
• Воспитание характера и волевых качеств;
• Ориентация в водном пространстве и ликвидация боязни воды.
Как правило, такие детки очень скованны и стеснительны, потому что не приучены проявлять инициативу в силу своего развития. Занятия в адаптированных группах детей по плаванию позволят скорректировать не только физическую нагрузку, но и эмоциональное состояние. Опытные учителя убирают скованность движений, восстанавливают координацию, развивают внимательность и двигательную память.
Акустический шум в бассейне не позволяет иногда расслышать команду , поэтому необходимо пользоваться дополнительными средствами, например свистком и разработанной серией звуковых команд. Слабовидящим детям нужно пользоваться дополнительными ориентирами, такими как лестница, дорожки, поручни, трос и т.д., для определения направления движения.
НАРУШЕНИЕ СЛУХА
Занятия в группах детей по плаванию с нарушением слуха проводятся с использованием сигналов флажков или рук тренера. Программа для слабослышащих разрабатывается заранее. Привлечение внимания группы должно осуществлять посредством громких звуков или взмахов. Задачей этих занятий является формирование навыков коллективного взаимодействия, дисциплины, собранности и внимания. Построение проводится по определенному сигналу. Используются упражнения для преодоления препятствий различной сложности и частого переключения внимания. Для заинтересованности каждого ребенка используется игровая форма, которая включает активные движения. Такие игры также помогают решать коррекционные задачи и положительно мотивируют детей к занятиям.
ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЕФЕКТАМИ ВЕРХНИХ ИЛИ НИЖНИХ
КОНЕЧНОСТЕЙ
Важным фактором для детей с такими дефектами является именно развитие физической формы и проработка всех групп мышц. Начинать занятия лучше всего по достижению 10 лет, когда ребенок научился самостоятельно себя обслуживать. Благодаря особенностям водной среды нагрузки на позвоночник и опорно-двигательный аппарат в целом уменьшается. Подъемная сила воды позволяет облегчить восстановление двигательной активности в поврежденных конечностях.
Группы детей по плаванию занимаются в бассейне на мелкой его части, где глубина достигает 1 м. Важным фактором является проведение оздоровительной гимнастики сначала на суше, потом в воде. Группы создаются из 5-6 человек, чтобы каждому ребенку учитель мог уделить достаточно внимания. Во время занятий каждый ребенок должен использовать надувные плавательные средства, которые позволят держаться на воде и выполнять различные упражнения. На первых занятиях учитель знакомит детей с особенностями водной среды, учит входить и выходить из чаши, выполнять различные движения. В дальнейшем дети учатся держаться на воду, погружаться на глубину с задержкой дыхания.
НАРУШЕНИЕ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
Надо отметить, что работа с такими детьми очень сложна и требует специфических навыков. Однако нельзя не отметить пользу от занятий в воде, во время которых ребенок учится контролировать себя и свои движения, взаимодействовать с остальными членами группы, развивает координационные способности. Длительность занятий не должна превышать 40 минут, причем треть времени должна проводиться на суше в качестве разминки. Численность детей в группе по плаванию не должна превышать 5-6 человек.
Занятия для детей с различными нарушениями проводятся в игровой форме, потому что такой вариант тренировок воспринимается лучше всего. Учителя следят за чередованием активных и спокойных упражнений, чтобы не терять внимание группы, поддерживая эмоциональное взаимодействие. Родителям в свою очередь важно поддерживать у ребенка желание учиться и развиваться.
Если для здорового человека занятия плаванием – средство активного развития и телесного самосовершенствования, то для детей с ослабленным или ограниченными возможностями в состоянии здоровья – это одно из основных средств устранения отклонений в их двигательной сфере, полноценного физического развития, укрепления здоровья, адаптации в социуме.
Занятия оздоровительным плаванием – это, прежде всего, педагогический процесс по передаче и усвоению накопленного опыта взаимоотношений специалиста и лица, который имеет нарушение здоровья с расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты. Признание в мире нового развивающего направления – водной реабилитации, как важного средства формирования, развития, восстановления и поддержки здоровья и работоспособности личности, свидетельствует о его большой значимости, особенно в реабилитации детей.
Цель занятий плаванием заключается в укреплении индивидуального здоровья, устранении или коррекции физического развития и физической подготовленности обучающихся, реабилитации двигательных функций организма и совершенствовании функциональных возможностей организма.
Главные задачи, которые я реализую на занятиях по плаванию:
— Укрепить и сохранить здоровье, замедлить прогрессирование заболевания;
— Корректировать нарушения в состоянии здоровья;
— Обучить жизненно важным двигательным умениям и навыкам в воде;
— Улучшить общую координацию движений;
— Способствовать улучшению функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
— Формировать потребность в ведении здорового образа жизни;
— Мотивировать занимающихся оздоровительным плаванием к переходу на спортивный уровень.
К средствам оздоровительного плавания относятся специальные упражнения, нацеленные на восстановление здоровья и физической работоспособности, нарушенных в результате заболеваний, а также после травм или перенесенных операций. Специальные средства дополняются средствами общеукрепляющего характера, направленными на оздоровление организма, развитие физических и волевых качеств, закрепление моторных навыков.
Занятия оздоровительным плаванием провожу в строгом соответствии с дидактическими принципами, а именно:
— последовательности, т.е. за счет освоения и выполнения простых плавательных движений осваиваются более сложные упражнения на воде (от простого к сложному );
— постепенности, характеризующимся постепенным увеличением нагрузки и обоснованным дозированием плавательных упражнений, выполняемых в основном с использованием повторного, интервального, равномерно-дистанционного методов;
— систематичный характер занятий (два раза в неделю), для формирования двигательного навыка, укрепления мышечного корсета, развития основных физических качеств, совершенствования плавательной подготовленности занимающихся;
— доступности, указывающим на то, что упражнения должны быть легко выполнимыми и не сложно-координированными, задачи, поставленные на занятии должны быть полностью реализованы, доступными данному контингенту занимающихся , каждый должен получить удовлетворение от достигнутого на занятии оздоровительным плаванием;
— наглядности, демонстрирующим правильность выполнения техники изучаемых упражнений, а также грамотное использование метода рассказа и показа на подобных занятиях;
— индивидуализации, выдвигающим требования учета индивидуальных особенностей патологии, физического состояния, а также плавательной подготовленности занимающихся;
— всесторонности, направленном на комплекс .
Успех обучения практическим навыкам плавания и уровень его оздоровительного влияния на организм обучающихся зависят от соблюдения основных требований к организации занятий в бассейне, обеспечения мер безопасности, выполнения санитарно-гигиенических правил: оснащение ванны бассейна удобными лестницами для спуска в воду и подъема при выходе из воды; вода должна соответствовать санитарно-гигиеническим нормам; наличие специального инвентаря и оборудования (мячи, нудлы, обручи, водные гантели, пояса, накладки для рук, доски для плавания т.д.), наличие оборудованных душевых и раздевалок.
Каждый обучающийся должен иметь сменную обувь (резиновые шлепанцы на рифленой подошве); средства личной гигиены (мыло, мочалку, полотенце); плавки/купальник; шапочку для плавания; очки для плавания (рекомендуем).
Для успешной работы с детьми с ОВЗ необходимо разработать программу, которая соответствовала бы всем нормам. оздоровительного плавания, на все мышечные группы и функциональные системы организма, ослабленного патологией заболевания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Булгакова, Н. Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Ж. Булгакова. – М.: «Академия», 2005
2.Булгакова, Н. Ж. Плавание: учебник для вузов / Н.Ж. Булгакова. – М.: Физкультура и спорт, 2001.
3.Булгакова, Н. Ж. Познакомьтесь — плавание / Н.Ж. Булгакова. – М., 2002. .
4.Буллах, И.М. Плавание от года до школы [Текст]/ И.М. Булах. - Минск.: Полымя, 1991.
5.Власенко, Н.Э. Программное содержание обучения плаванию детей среднего дошкольного возраста / Н.Э. Власенко // Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе: сборник научных статей – Воронеж: «Научная книга», 2016.
6.Микитчик, О.С. Эффективность использования поддерживающих средств при начальном обучении плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста / О.С. Микитчик //Прикладная спортивная наука.– 2016. – № 2 (4).
7.Миргородская, Е.В. Методические особенности проведения занятий по плаванию с детьми младшего дошкольного возраста / Е.В. Миргородская // Человек. Спорт. Медицина.– 2007.–№10.
8.Орлов, А.В. Особенности начального обучения плаванию детей среднего и старшего дошкольного возраста с нарушением зрения./ А.В. Орлов// Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2011. – № 1.
9.Осокина, Т.И. Обучение плаванию в детском саду: Книга для воспитателей детского сада и родителей / /Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Т.Л. Богина. - М.: Просвещение, 1991.
10.Фетисов, А.М. Особенности обучения плаванию детей с ОВЗ разных нозологических групп / А.М. Фетисов.- Социально-экономические явления и процессы.–2014.– №12.
2