Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Роль и место внеурочной деятельности в начальной школе

Канина Дарья Сергеевна
В истории развития отечественной науки, в частности педагогической теории, П.Ф. Лесгафту принадлежит особое место. Ему удалось создать всеобъемлющую стройную систему физического воспитания, в которой центральное место занимает воспитание детей школьного возраста. Одной из ведущих идей его самой значительной научной работы «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» состоит в том, что основной задачей школы является образование человека, его формирование как личности. Он писал: «задачей школы считать выяснение значения личности человека и ограничение произвола в его действиях, если школьный период есть тот единственный идейный период в жизни, когда развивается отвлеченное мышление и понятие об истине, когда образуется человек». 
В основе педагогической системы П.Ф. Лесгафта лежит учение о единстве физического и духовного развития личности. Ученый рассматривал физические упражнения как средство не только физического, но и интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека. При этом он постоянно подчеркивал важность рационального сочетания, взаимовлияния умственного и физического воспитания. «Необходимо, – писал автор, – чтобы умственное и физическое воспитание шли параллельно, иначе мы нарушим правильный ход развития в тех органах, которые останутся без упражнения».
Проблема взаимосвязи понятий «урочная деятельность» и «внеурочная деятельность» связана с фундаментальной педагогической проблемой целостности учебно-воспитательного процесса. Основы целостности и концепции педагогического процесса были заложены А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинским, С. Т. Шацким. Их концептуальная позиция базировалась на необходимости целостного воспитания личности. А. С. Макаренко говорил: «Личность не воспитывается по частям, но создается синтетически всей суммой влияний, которым она подвергается». Однако целостность воспитания личности предполагала прежде всего соединение школьного образования с жизнью, с социальной средой [34, с. 54]. Способствовать формированию всесторонне развитой личности можно только с помощью систематической взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности, которые представляют важнейшие средства в осуществлении индивидуального подхода к обучающимся, учитывая познавательные потребности. Благодаря взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности формируются условия, направленные на: повышение активности обучающегося как субъекта обучения;  развитие творческого дуэта педагога и обучающегося;  успешность обучающегося в образовательном процессе; вариативности форм организации образовательного процесса, средств и условий деятельности;  формированию общечеловеческих ценностей.
Вопрос о распределении свободного времени всегда являлся актуальным для общества, так как наиболее продуктивное воспитание личности происходит в свободное от обучения время. Поэтому внеурочная деятельность в школе направлена на развитие у школьников дисциплины, самосознания и способности делать правильный нравственный выбор.
Внеурочная деятельность в начальной школе представляет собой новшество Государственного образовательного стандарта и является обязательным элементом школьного образования, ставящим задачу организовать развивающую среду для обучающихся. Значимость внеурочной деятельности для образовательного процесса поистине высока, так как она способствует достижению личностных результатов, интересов и потребностей ребенка, которые он сам выбирает.
В школах реализовываются следующие виды внеурочной деятельности:
- познавательная деятельность,
-игровая деятельность,
-музейная деятельность,
-спортивно-оздоровительная деятельность,
- трудовая деятельность,
-проблемно-ценностное общение,
-творческая деятельность.
Виды внеурочной деятельности в школе тесно связаны с направлениями внеурочной деятельности, а именно художественно-эстетическим, спортивно-оздоровительным, духовно-нравственным, обще-интеллектуальным, общекультурным и социальным.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.
Реализация внеурочной деятельности в начальной школе позволяет также решить ряд очень важных задач:
• обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
• снизить учебную нагрузку обучающихся;
• улучшить условия для развития ребенка;
• учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Психофизиологические особенности ребенка седьмого года жизни (сложность произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и др.) приводят к тому, что для детей сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т.д. Кроме того, для первоклассников еще очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве, в первую очередь, игровая деятельность.
Поэтому, использование таких форм организации образовательного процесса как целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры и т.д. приобретает особое значение для формирования умения учиться, а опора на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление будет способствовать формированию логического мышления на первых этапах обучения в школе.
Перечисленные формы внеурочной деятельности в начальной школе должны способствовать формированию:
• целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур и народов;
• эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
• установки на безопасный, здоровый образ жизни;
• способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
• умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
• способности осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
• логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• способности использования начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
• пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки;
• значимости чтения для личного развития; формирования представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений;
• уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
• навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
• умений организовывать здоровье сберегающую жизнедеятельность.
В этом проявляется роль внеурочной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования: личностных, метапредметных, предметных.
 
Таким образом, анализ литературы свидетельствует о большой значимости данного периода (периода младшего школьного возраста) в жизни человека, и что для полноценного развития ребенка необходимо создать в школах соответствующие материальные и духовные базы, приложить учителям максимум усилий, любви и своего профессионального мастерства.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»