Обучение плаванию младших школьников
Штыкова Надежда Григорьевна
В настоящее время одним из наиболее популярных, общедоступных и быстро развивающихся видов спорта является плавание. Во многих странах этот вид спорта является одним из главных разделов социальных программ оздоровления и физического воспитания большинства возрастных групп населения благодаря своему оздоровительному, прикладному и общеразвивающему значению.Основная особенность плавания заключается не только в ее гигиенически-оздоровительной ценности, а в передвижении человека совершенно иной, непривычной среде - воде. Благодаря этому в системе физического воспитания плавание представляют, как жизненный необходимый навык, который с раннего возраста должен овладеть каждый. А также как массовое средство оздоровления, закаливания, активного отдыха.
Как показывает современная практика, что благоприятным возрастом по обучению плаванию является общешкольный. Но по мнению многих специалистов изучающие эти вопросы было выявлено, что навык плавания приобретается достаточно лучше в младшем школьном возрасте.
При обучении детей плаванию следует обратить внимание на ряд факторов. Длительность занятий, во время которых ребенок может выполнить определенные нормативы и овладеть основой плавания, зависит от трех главных факторов:
-от уровня развития профессиональной подготовки и педагогического мастерства преподавателя.
-Учитель изначально, должен подготовить определённый комплекс упражнений и в определённой последовательности, чтобы развить навыки плавания, стимулировать рост спортивных достижений ребёнка и способствовать развитию детской моторики.
Следует всегда тщательно продумывать, психологической, физической точек зрения, как пробудить у детей интерес к занятиям и как с ними разговаривать Все задания должны чётко формулироваться, объяснения необходимо делать краткими, простыми и доступными для ребенка. При этом необходимо воздерживаться от жаргонных слов, затрудняющих последующую работу с детьми, всякий раз применять спортивную терминологию. Имеется ряд факторов, существенных с педагогической точки зрения. Если, к примеру ,разучивать новое движение, то вначале это движение ребенку должен показать учитель. Для показа можно использовать детей, которые уже освоили это упражнение .Упражнения, требующие смелости или ловкости, сначала выполняют наиболее подготовленные дети. Однако тренеру не желательно выделять кого-либо из детей. Это может развить у них негативные качества. Преодолевая сложности, ребёнок становится уверенным. Учитель должен обязательно хвалить ребенка за успехи, чтобы он осознавал свои достижения. Похвалить нужно также и отстающих детей. Это поможет им сконцентрироваться на своих усилиях при выполнении задания тренера. Если своевременно похвалить отстающих детей, то они будут целеустремленнее выполнять задания и разовьют в себе силу воли.
Только при строгом учете состояния здоровья, возраста, уровня физического развития, подверженности простудным заболеваниям, половой принадлежности, привычки к воде, индивидуальных реакций на физические нагрузки, и изменениям температурных условий, можно найти наиболее подходящие приемы обучения плаванию.
Методика обучения плаванию младших школьников воспитывающий и развивающий характер и опирается на обще дидактические требования педагогики. Основные принципы при обучении детей плаванию:
-Систематичность. Важно знать: постоянные занятия плаванием дают намного больший эффект, чем нерегулярные.
-Доступность. Физическая нагрузка, объяснения инструктора, показ и выполнение упражнений, должны быть понятны детям. При проведении занятий необходимо придерживаться принципа «от простого к сложному, от легкого к трудному, от главного к второстепенному, от известного к неизвестному».
-Активность. Основной формой деятельности младших школьников является игра. Из этого следует, что в занятия важно включать больше игр и игровых упражнений. Это делает детей более активными и учиться плавать им становиться интересно.
-Наглядность. Наиболее успешным обучение происходит с использованием метода показа: детям легче воспринять наглядное изображение действия, нежели его словесное описание.
-Последовательность и постепенность. В самом начале обучения плаванию для детей нужно выбирать более лёгкие упражнения, затем можно усложнять, добавляя движения. Сначала разучивается небольшое количество упражнений, затем упражнения повторяются с движений предыдущих занятий.
Методы обучения плаванию - это способы и приемы работы педагога ,которых обеспечивает качественное и быстрое поставленной задачи -освоение навыка плавания. Во время занятии по плаванию используются такие методы проведения урока: групповой, индивидуальный и фронтальный.
-Фронтальный метод рассчитан на то, чтобы выполнялось единовременно упражнения всеми учениками. Он применяется при проведении упражнений на суше, а также при разучивании упражнений в воде в безопорном и опорном положениях. Достоинство этого метода заключается в том, что при его применении учитель будет вести занятие одновременно с большим количеством обучающихся, в конце занятия плотность урока становится выше и постепенно увеличивается физическая нагрузка.
-Групповой метод. Обучающиеся распределяются на несколько групп и от подготовленности или изучаемого материала. Каждая группа под руководством педагога или его помощников (из актива хороших пловцов) занимается на своей дорожке (в части бассейна).
-Индивидуальный метод чаще всего используется в работе с отставшими или отличниками. Он применяется также на зачётах. В этом случае обучающийся выполняет упражнение, а педагог объясняет процесс его выполнения, отмечая плюсы и минусы в технике движений.
Средства обучения плаванию - подготовительные, специальные и общеразвивающие физические упражнения.
-Подготовительные упражнения развивают те физические качества, необходимые для совершенствования в отдельных элементах техники и изучения навыка плавания. Подготовительные упражнения делятся на три группы: а) для изучения спортивных способов плавания; б) для освоения с водой; и в) для изучения облегченных способов плавания. Они учат принимать горизонтальное положение в воде, выполнять простейшие движения, преодолевать чувство страха перед водой. Они необходимы для изучения техники спортивных способов плавания, включают упражнения в воде, имитацию и упражнения на суше.
К подготовительным упражнениям на суше относят для развития гибкости и силы: упражнения с набивными мячами, гантелями, упражнения с амортизаторами, упражнения на блочных аппаратах, на гимнастической стенке и растягивание суставов. Упражнения для имитации применяют для ознакомления обучающихся с формой движений. Их выполняют на суше, и они не похожи по ощущениям, с упражнениями, которые занимающийся испытывает, когда находится в воде, поэтому делать повторно их не желательно, так как они тормозят освоение движений в воде.
Общеразвивающие упражнения помогают развить основные двигательные качества: гибкость, быстроту, силу, ловкость и выносливость. Они воздействуют на развитие отдельных групп мышц, прекрасно подходят, в качестве средств лечебной физической культуры, способных исправлять развитие грудной клетки, конечностей, позвоночника, осанки, и т. д. Помимо этого, общеразвивающие упражнения расширяют круг умений и двигательных навыков, совершенствуют функциональные возможности и подготавливают учащихся к наиболее эффективному освоению движений в плавании. Общеразвивающие упражнения также выполняются в форме гимнастических упражнений: бег, ходьба, элементы художественной гимнастики, упражнения без предметов прыжки, с предметами, упражнения на снарядах, на местности, и др.
Специальные упражнения применяют для совершенствования в технике способов плавания .устраняя ошибки и осваивая наилучшие варианты техники, которые соответствуют индивидуальным особенностям занимающихся.
Эти методические разработки, адресованны специалистам по плаванию, работающим в общеобразовательных начальных школах и больших бассейнах. Методика, представленная в пособии, успешно апробирована в течение 5 лет на обучающихся начальной школы. Результаты апробации позволяют говорить о её высокой эффективности и несомненной практической ценности. Кроме характеристики, предлагаемой одновременной методике обучения плаванию, рассчитанной на 102 занятия, и рекомендаций по её использованию, в пособии даются общеразвивающие и специальные плавательные упражнения, применяемые в процессе обучения разным способам плавания; приводится перечень возможных ошибок, допускаемых детьми при выполнении плавательных движений, и способы их исправления. Заключительную часть представляет программа по плаванию. Методика отвечает всем необходимым известным требованиям: доступна детям младшего школьного возраста; соответствует задачам и условиям занятий.
Организация занятий плаванием по предлагаемой методике способствует установлению в бассейне оптимального физкультурно-оздоровительного режима. Методика предусматривает упражнения, помогающие ребёнку освоиться в водной среде и овладеть техникой различных способов плавания. Достаточно времени в ней отводится и на развитие основных физических качеств выполнением упражнений на суше. По окончании обучения в конце каждого года сдаются определённые нормативы по плавательной подготовленности.
Одновременная методика обучения плаванию.
Важнейшая отличительная особенность предлагаемой методики состоит в том, что она предусматривает обучение специальным плавательным упражнениям на суше в начале учебного года (это связано с началом отопительного сезона в городе), а затем имитационные упражнения выполняются на занятиях избирательно. Другой важной особенностью предлагаемой методики является то, что ребёнок обучается одновременно всем способам плавания, на основе которых происходит выбор избранного способа. Как показала апробация, все обучаемые особенно легко усваивают движения руками, как при плавании брассом, и ногами, как при плавании кролем (с произвольным дыханием). При плавании этим облегченным способом дети гораздо быстрее овладевают умением держаться на воде и преодолевать определённые расстояния.
Общеразвивающие, специальные и имитационные плавательные упражнения. Общеразвивающие и специальные имитационные плавательные упражнения, выполняемые в спортивном зале или на спортивной площадке, содействуют общему физическому развитию детей, развитию основных физических качеств, ускоренному освоению техники способов плавания.
Упражнения для совершенствования в плавании кролем на груди.
-Сесть, согнув одну ногу, взяться руками за пятку и носок стопы и вращать её вправо и влево.
-Сесть, упереться руками сзади, ноги выпрямить, носки оттянуть. Сначала выполнять ногами скрестные движения, затем, как при плавании кролем(ноги высоко не поднимать, выполнять движения от бедра, в быстром темпе).
-Встать, согнуть руки в локтях, кисти к плечам. Круговые движения руками вперёд, назад. Руки двигаются одновременно и попеременно.
-«Мельница» - вращение руками поочерёдно и одновременно в положении стоя, с притоптыванием и без него, на месте и с продвижением вперёд.
-То же упражнение, в положении наклонившись вперёд.
Упражнения для совершенствования в плавании кролем на спине. Можно выполнять все перечисленные упражнения для кроля на груди, а также:
-Вращение прямыми руками назад («мельница») с постепенным увеличением темпа
-В упоре лёжа сзади на предплечьях имитация движений ног при плавании кролем на спине.
Упражнения для совершенствования в плавании дельфином.
-Движения руками как при плавании дельфином.
-Упражнения для согласования движений: руки вверху, одновременные движения тазом и животом, как при плавании дельфином .Повторить то же движение с опущенными руками вниз.
-Наклониться вперёд, руки в упоре о стенку на уровне плеч; таз поднять, плечи опустить, ноги прямые. И, наоборот, гребок руками, плечи поднять, таз опустить.
Упражнения для совершенствования в плавании брассом.
-В положении, наклонившись вперёд - движения руками как при плавании брассом.
-В положении сидя, руки в упоре сзади, делать движения ногами как при плавании брассом.
Рекомендации по обучению плаванию.
На первом месяце начала занятий плаванием на родительских собраниях необходимо провести беседы об организации и содержании занятий. В этих беседах следует обратить внимание на значение занятий плаванием, помощь родителей при обучении. Кроме того, нужно рекомендовать родителям проводить закаливающие процедуры: обтирания, ножные ванны со снижением температуры воды.
При обучении следует руководствоваться общепринятыми педагогическими принципами. При организации занятий следует строго соблюдать установленные санитарно-гигиенические требования и правила безопасности на воде. В бассейнах с мелкой и глубокой частью группы не умеющих плавать должны заниматься у бортика бассейна или на мелкой части, которая отделяется от глубокой разделительной дорожкой. Занятия рекомендуется проводить 1 раз в неделю по 30-40 минут. Степень освоения учебного материала оценивается по результатам выполнения требований и стандартов, установленных для каждого года обучения. При обучении плаванию должны соблюдаться правила по предупреждению травм и несчастных случаев на воде.
Критерии оценки техники основных плавательных движений.
Оценка техники движений производится по наиболее существенным ошибкам, допускаемым обучающимися. Существенные ошибки – это:
-значительные отклонения от нужных пространственных, силовых или временных параметров выполняемого движения, пропуски отдельных элементов, вызывающие нарушения общей структуры движения. Каждая такая ошибка снижает оценку на 1 балл (по пятибалльной системе). Ниже перечислены основные плавательные движения и существенные ошибки в их выполнении.
-Скольжение на груди: чрезмерное прогибание туловища (высокий подъём головы).
-Скольжение на спине: сгибание туловища в поясничной области (скольжение «сидя»); прогиб туловища в поясничной области (голова сильно запрокинута назад).
-Движения руками при плавании кролем на груди: отставание предплечья и кисти во время гребка (глажение); гребок в сторону от туловища; неполный гребок; опускание руки на воду локтём вниз.
-Движения руками при плавании кролем на спине: неполный (короткий) гребок; отставание предплечья и кисти во время гребка (глажение); повороты туловища в сторону гребущей руки; глубокий гребок.
-Движения руками при плавании брассом: широкий гребок; глубокий гребок; руки недостаточно вытягиваются вперёд в конце гребка.
-Движения руками при плавании дельфином: неполный (короткий) гребок; опускание руки с локтя; касание воды при проносе рук по воздуху.
-Движения ногами при плавании кролем на груди: чрезмерное сгибание ног только в коленных суставах; чрезмерное сгибание ног только в тазобедренных суставах; ноги широко расставлены или находятся глубоко в воде; слишком широкая или малая амплитуда движений.
-Движения ногами при плавании кролем на спине: низкая (высокая) работа ног; повороты туловища (перекаты с бока на бок).
-Движения ногами при плавании брассом: несимметричные движения; чрезмерное подтягивание ног под грудь; недостаточное разведение стоп наружу при толчке ногами.
-Движения ногами при плавании дельфином: сгибание ног только в коленных суставах; сгибание ног только в тазобедренных суставах. -Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании кролем на груди: отклонение от средней линии; вращение тела; неправильная координация движений рук и дыхания (неполный выдох и ранний вдох); низкое (высокое) положение головы.
-Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании кролем на спине: остановка рук после гребка у бедра; широкое вкладывание рук в воду; неритмичное дыхание.
-Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании брассом: неправильная координация движений рук и ног; пауза во время гребка.
-Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании дельфином: неправильная координация движений рук и ног; заныривание после гребка.
-Стартовый прыжок: слабый толчок руками; сильно согнуты ноги в коленных суставах при входе в воду; сильно разведены ноги при входе в воду; глубокий вход в воду.
-При старте из воды (кролем на спине): чрезмерно высокий подъём тела на старте; слабый толчок ногами от стенки.
-Повороты при плавании кролем: «подбирание» руки; далёкий или близкий подход к повороту; плохая группировка во время поворота.
-Повороты при плавании брассом, дельфином: медленное выполнение поворота; высокий выход из воды после поворота; касание стенки одной рукой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1/Ашмарин, Б.А. Двигательные умения и навыки. Теория и методика физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1979.2.Баранин И. Обучение детей плаванию. - М.: Физкультура и спорт, 1980.
3.Булгакова Н.Ж. Игры в воде, на воде, под водой. – М.: ФиС, 2000.
4.Кубышкин В.И. Учите школьников плавать. - М.: Просвящение, 1983.
5.Осокина Т.И. Как научить детей плавать – М.: Физкультура и спорт, 1985.
6.Протченко Т.А., Семенов Ю.А. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
7.Фирсов З.П. Плавание для всех. – М.: Физкультура и спорт, 1983.