Особенности физической культуры с детьми с нарушением зрения
Паршева Елена Геннадьевна
Здоровье подрастающего поколения - важная проблема современного периода развития общества. Рост числа детей с нарушениями зрения вызывает особую тревогу, поскольку они чаще всего подвергаются негативному воздействию гиподинамии и гипокинезии.Л.С. Выготский считал, что дети с особыми потребностями должны обучаться в интегрированной системе образования. Он хотел, чтобы система образования связывала специальное образование с обычным образованием. Это необходимо, потому что спецшкола помещает слепого или умственно отсталого ребёнка в узкий круг школьного персонала и создаёт замкнутый мир, в котором все адаптируется к недостаткам ребёнка, и не вводит его в реальную жизнь.
Исследования показывают, что ребёнок с ограниченными возможностями чувствует себя более комфортно со сверстниками, у которых нет ограничений по здоровью.
Дети с ослабленным зрением, которое может быть исправлено с помощью оптических средств, обучаются в обычных школах. Необходимо, чтобы учителя физкультуры овладели технологией обучения таких детей. Существуют условия для реализации рекомендаций врачей-педиатров, которые включают в себя медицинский и педагогический контроль, знание офтальмологических и сопутствующих заболеваний, учёт индивидуальных особенностей развития ребёнка в учебно-игровой деятельности.
Учащиеся с ослабленным зрением используют различные способы просмотра учебного материала. Люди с ослабленным зрением от 0 до 4 D могут видеть предметы, явления и действия и ориентироваться в большом пространстве. Дети с тяжелыми нарушениями зрения могут использовать визуальные или визуально-тактильные средства. Полностью слепые люди способны видеть мир сенсорным способом. Существуют некоторые различия в методах обучения, которые используются при работе с этими категориями детей. Они варьируются в зависимости от физических способностей, знаний и навыков ребёнка, предыдущего зрительного и моторного опыта, пространственной ориентации и остаточного зрения. Чтобы улучшить определённые навыки у детей с ограниченными возможностями, необходимо повторять движения больше, чем обычно. Ребёнок с ограниченными возможностями нуждается в особом подходе к обучению в выборе упражнений, которые внушают доверие среди учеников, чувство безопасности, комфорта и надёжной страховки.
С момента рождения развитие зрительного восприятия и моторики ребенка тесно связано. В первые месяцы жизни ребенка движение рук и ног учит его видеть предметы и фиксировать свое внимание на движущемся объекте, что влияет на соотношение зрения и моторной сферы. Глаз начинает играть ведущую роль в движениях. Моторная сфера детей с ослабленным зрением развивается по-разному, потому что ослабленное зрение не дает ребенку контроля над движениями, в которых он нуждается. Некоторые особенности двигательного развития наблюдаются у детей с ослабленным зрением. Ходить - это необходимый моторический навык, который может освоить слепой в 2 года и слабовидящий в 5 лет. Они более склонны к отсутствию самоконтроля, чем нормальные на вид люди. Это может повлиять на координацию и координацию действий рук. Эксперты выделяют особенности развития детей с нарушениями зрения.
Многие дети с нарушением зрения имеют невысокий уровень роста осязательной чувствительность и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому что дети с частичной убыток зрения полностью надеются на визуальную ориентировку и не сознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации.
Моторика детей с патологией зрения отличается общей неловкостью, недостаточной координированность, они неуклюжи в навыках самообслуживание, отстают от ровесников по ловкости и точности движений, у они с задержкой развивается готовность руки к письму. Мышечные возможности руки ребёнка с патологией зрения требуют персоной тренировки и коррекции. Упражнения для кисти и пальцев дать возможность корригировать движения, воздействовать на весь мышцы руки, тренировать мышечные действия и точность двигательных реагирование. Тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего рост ребёнка и, в особенности, для рост речи, а также является сильным средством повышения трудоспособность кожуры головного мозга.
Из-за неимения либо резкого снижения зрения дети не смочь спонтанно по подражанию окружающие овладеть разными предметно-практическими деяниями, как это происходит у нормально смотрящих детей. Вследствие малый двигательной активности мышцы рук детей с нарушением зрения (в особенности у тотально слепых) оказываются вялыми либо слишком напряжёнными. Весь это удерживает рост тактильной чувствительность и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности детей.
Любое нарушение зрительных функций ставит перед человеком проблему адаптации в современном обществе, что, безусловно, связано с необходимостью освоения жизненно необходимых навыков и умений.
Особенностями физического развития детей с нарушениями зрения являются:
меньшая подвижность,
нечёткость координации движений,
снижение темпа выполнения движений,
уменьшение ловкости,
нарушение ритмичности,
появление неточности движений,
трудности при ориентировке в пространстве,
трудности при выполнении движений на равновесие.
Опыт работы дать возможность отметить следующие направления применения методика дельный упражнений:
— исполнение упражнений по частям, заниматься изучением любой фазу движения раздельно, а затем соединяя их в целое,
— исполнение движения в облегчённых условиях, движения в усложнённых условиях
— применение противодействий, упражнения в парах, с резинками и т д,
— применение ориентиров при передвижении (звуковые, осязательные, обонятельные и др),
— применение имитационных упражнений (к примеру, «велосипед» в
положение лёжа, метание без снаряда и т д),
— подражательные упражнения («как ходит медведь, л. с.», «стойка аиста», «лягушка» — присесть, положив руки на сгиб ноги, и т д),
— применение при ходьбе, беге лидера (дети ориентируются на звук или бегающего рядом либо на 1 шаг впереди ребёнка с остаточным зрением),
— применение страховки, помощи и сопровождения, которые дают ребёнку при исполнении движения,
— применение выученного движения в сочетании с другими действиями
(к примеру, ведение мяча в движении с дальнейшим броском в цель и др),
— изменение в процессе исполнения упражнений таких характеристик, как ритм, скорость, ускорение, направление движения, амплитуда, траектория
движения и т д,
— изменение исходных положений для исполнения упражнения (к примеру, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа от гимнастической скамейки либо от пола),
— применение мелкого спортивного инвентаря для манипуляции и рост мелкой моторики руки
— изменение наружный фактор исполнения упражнений на повышенной, бег в зале и по траве, передвижение на лыжах по рыхлому снегу и по
накатанной лыжне и т. д.,
—варьирование состояния учащихся при исполнении физических упражнений в фактор проверки (самоконтроль, взаимоконтроль, зачётный урок и т д), в соревновательный фактор применение разученных двигательных умений каждодневной жизни,
—применение упражнений, которые требуют согласованных синхронных деяний партнёров (бег пара с передачей мяча товарищ товарищу с постепенным увеличением расстояния между партнёрами и т д),
— изменение эмоционального состояния (бег в эстафетах, в подвижных, исполнение упражнений с речитативами, музыкальным сопровождением
и пр.).
Для слабовидящих детей предусмотрены следующие ограничения: резкие прыжки с трамплина, упражнения на выносливость, акробатические упражнения, а также прыжки с выносливостью, упражнения с согнутой и наклоненной головой.ок и т д), в соревновательных условиях использование разученных двигательных умений повседневной жизни,
—использование упражнений, которые требуют согласованных синхронных действий партнеров (бег парами с передачей мяча друг другу с постепенным увеличением расстояния между партнерами и т д),
— изменение эмоционального состояния (бег в эстафетах, в подвижных
играх, выполнение упражнений с речитативами, музыкальным сопровождением
и пр.).
Для слабовидящих детей предусмотрены следующие ограничения: резкие прыжки с трамплина, упражнения на выносливость, акробатические упражнения, а также прыжки с выносливостью, упражнения с согнутой и наклоненной головой.
Чтобы интегрированное учёба «работала в полную силу», педагогам общеобразовательный учреждений нужно получить медицинское образование, в общеобразовательный учреждении должен быть тифлопедагог – консультант ( либо возможность сотрудничать с информация профессионалом ), нужно проводить плотную работу с родителями и детьми, которым предстоит обучаться с ребёнком, имеющим специальные образовательные потребности, чтобы дети умели адекватно принять такого ребёнка, администрация общеобразовательный учреждений должна обеспечить класс, в котором будет учиться ребёнок с проблемами зрения, специальным оборудование, педагог должен уметь подлинно интерпретировать болезнь ребёнка, поощрять его, показывать своё желание помочь это ребёнку, создать верный психологический климат.
Процесс интегрировать учёба будет давать более положительные результаты только в том случае, в случае, если действия преподаватели будут направлены не только на коррекционную работу, но и на воспитание разумного отношения к детям со специальными образовательный потребностями.