Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Организация занятий по обучению плаванию
детей младшего школьного возраста
в условиях глубокого бассейна

Федорова Александра Александровна
Введение
Основной особенностью плавания как вида спорта, является нахождение в водной среде в расслабленном антигравитационном состоянии (плотность воды почти в 800 раз больше плотности воздуха) в горизонтальном положении.
Так как вода обладает высокой теплопроводностью (в 30 раз больше воздуха), это требует от организма повышенных затрат энергии при выполнении даже нагрузок невысокой интенсивности. Так, пребывание в воде при температуре 24-25ºС в течение 3-4 мин сопровождается увеличением обмена веществ на 50-70%. Энергозатраты при выполнении физических упражнений в воде превышают более, чем в 2 раза, энергозатраты при выполнении таких же упражнений на воздухе. Поэтому плавание является предпочтительным средством оздоровления у людей с избыточной массой тела. Вода обладает свойствами, оказывающими уникальное воздействие на организм. Важнейшие из них - это выталкивание, сопротивление и гидростатическое давление.
Содержание методической разработки по начальному обучению плаванию зависит от задач, стоящих перед курсом обучения, контингента занимающихся, их физической подготовленности и возраста, продолжительности курса обучения, условий для проведения занятий. Все эти факторы тесно связанны между собой. От возраста и физической подготовленности зависит дозировка физической нагрузки, быстрота освоения учебного материала.
Данная разработка может быть использована в работе с обучающимися старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
1. Актуальность
Актуальность методической разработки заключается в необходимости привлечения занимающихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом с целью укрепления здоровья детей и пропаганды здорового образа жизни. Занятия плаванием развивают и укрепляют костно-мышечную систему, в результате улучшается питание суставов и периартикулярных тканей позвоночника, конечностей, а это является эффективным профилактическим средством остеохондроза и суставной патологии. В плавании практически нет статических нагрузок, поэтому оно в первую очередь рекомендуется тем, чья деятельность связана с постоянной позой: сидением, стоянием и т.д. 
2. Отличительная особенность
Отличительной особенностью данной разработки является - водная среда в условиях глубокого бассейна. Бассейн нестандартных размеров 12м*6 м. Глубина бассейна 1.3м-2.0м. Без наличия поручней по периметру чаши бассейна вдоль бортика. 
3. Цели и задачи
Обучающие:
- обучить держаться на воде
- обучить дыхательным упражнениям в воде
-обучить преодолевать сопротивление воды
-обучить выполнению упражнений в воде, которые способствуют более быстрому освоению техники плавания
- овладение элементами способов плавания, стартов и поворотов
-совершенствовать технику плавания
-привитие интереса к занятиям спортом и выявление задатков и способностей детей к занятиям плаванием
-воспитание черт спортивного характера
- отбор наиболее способных детей к спортивному плаванию 
Развивающие:
-развивать двигательные навыки
-развивать умения работать со специальным инвентарем
-приобретение разносторонней физической подготовленности
- развивать двигательные способности
Воспитательные:
- формирование интереса к занятиям плаванием, физической культурой
- формировать потребность к самогигиене
- формировать санитарно-гигиенических знания и умения
- воспитание черт спортивного характера и трудолюбия
Оздоровительные:
-укрепление и сохранение здоровья
-укрепление иммунной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем
- содействие физическому развитию
- снижение гипервозбудимости нервной системы
- укрепление мышечного аппарата
- профилактика нарушений осанки 
Этапы обучения
1.Этап – в начале применяются упражнения  низкой интенсивности и координационной сложности. Занимающиеся знакомятся со свойствами водной среды, с основными средствами занятий. Обучаются навыкам самоконтроля.
2.Этап – используются упражнения средней и интенсивности. Повышается координационная сложность движений. Занимающиеся  закрепляют полученные знания. Обучаются контролю за своими движениями в условиях водной среды. Увеличивается количество плавательных упражнений.
3.Этап –  увеличивается двигательная активность. Применяются в основном упражнения высокой интенсивности. Увеличивается время плавательных упражнений и проплываемая дистанция.
Форма организации деятельности
- групповая
- индивидуально-групповая
- по звеньям
Форма организации занятий:
- беседы
- инструктажи
- практические занятия
- игровые занятия
- открытые уроки
-соревнования
Формой проведения занятия является урок, который включает в себя 3 части: подготовительную, основную, заключительную.
Способы проверки получаемых знаний, умений и навыков:
- наблюдение
- контрольные занятия
- соревновательная деятельность
Формы подведения итогов:
- открытые занятия
- диагностика результативности развития занимающихся на начальном и заключительных этапах
- участие в соревнованиях
 
 Планируемые универсальные учебные действия.
Универсальными компетенциями занимающихся на этапе обучения плаванию являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения занимающимися являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения занимающимися являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения занимающимися являются следующие умения:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
— выполнять технические действия, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
— выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
 
Так как бассейн глубокий и занимающимся не достать ногами дна, при отсутствии поручня вдоль бортика, процесс обучения имеет свои особенности, такие как: этап знакомства с бассейном, ознакомления со свойствами воды с подготовительными упражнениями по освоению с водой занимает 6 недель вместо привычных 4. Далее, переходим к изучению техники работы ног при плавании кролем на груди и на спине, который длится 6 недель. Обязательное использование поддерживающих плавательных средств (поясов) и спасательного шеста для обеспечения безопасности занимающихся во время учебного процесса. Отличительной особенностью этого этапа является отсутствие привычных упражнений на всплывание (поплавки), на лежание (звездочки), на скольжение в безопорном положении (стрелочка). Это обусловлено глубиной бассейна, когда занимающиеся не могут достать дна. Остановки во время вышеперечисленных упражнений, при неумении держаться на воде с помощью элементарных плавательных движений в поддерживающих плавательных средствах (поясах), просто невозможна. Именно поэтому, мы используем дополнительный плавательный инвентарь (нудлы) и все упражнения выполняются вдоль бортика, с перемещением в воде, с начала на груди, чтобы занимающиеся видели куда плыть и неподвижную опору (бортик). Как только занимающиеся преодолевают страх и водобоязнь в положении лежа на груди, переходим к аналогичным упражнениям на спине. После освоения техники работы ног приступаем к имитационным упражнениям (3 недели), после чего приступаем к изучению техники плавания способом кроль на спине (6 недель) и способом кроль на груди (7 недель). На изучение техники стартов и поворотов выделяем 1 час, на контрольное тестирование (1 час). Из-за нестандартных размеров бассейна, подвижные игры в воде представляют собой в виде эстафет с дополнительным инвентарем. Игры с использованием тонущих игрушек возможны в конце учебного года, когда занимающиеся уверенно могут держаться на воде и сформирован навык правильного дыхания и задержки дыхания. Итоговое занятие предусмотрено в конце учебного года в виде открытого урока для родителей.
В течении первого года обучения, занимающиеся изучат правила посещения бассейна, технику безопасности на занятиях, получат основы самогигиены. Научатся свободно передвигаться в воде, выполнять специальные упражнения, плавать способами кроль на спине, кроль на груди, выполнять старты и повороты.
Учебно-тематический план 1 года обучения

п/п
Темы Количество часов
Всего Теория Практика
1 Вводное занятие 1 2  
2 Ознакомление со свойствами воды 1 1  
3 Подготовительные упражнения по освоению с водой 4 1 3
4 Изучение техники работы ног при плавании кролем на груди и на спине 6 1 5
5 Имитационные упражнения 3 1 2
6 Изучение техники плавания способом кроль на спине 6 1 5
7 Изучение техники плавания способом кроль на груди 7 1 6
8 Изучение техники стартов и поворотов 1 1  
9 Контрольное тестирование 1 1  
10 Игры в воде 3 1 2
11 Итоговое занятие 1   1
  Итого 34 11 23
 
Заключение 
При обучении плаванию в условиях глубокого бассейна, с первых занятий, основное внимание должно быть направленно на формирование навыка погружения- «ныряние». Его совершенствование необходимо для обеспечения безопасности детей при занятиях в глубокой воде. Этот навык надо совершенствовать в сочетании с другими необходимыми навыками.
Успех обучения будет зависеть от выбора и целесообразности применения вспомогательных средств.  Следует помнить, что пребывание детей в глубокой воде требует от них повышенного внимания, потому что они не могут (как на мелком месте) встать на дно и отдохнуть. Поэтому длину проплывания отрезков и сложность заданий нужно увеличивать постепенно. При соблюдении принципов последовательности и постепенности, строгой дисциплине детей обучение в глубокой воде будет успешным и безопасным.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»