Игровая деятельность как средство развития творческих
способностей учащихся на уроках физкультуры
Ершов Дмитрий Михайлович
Проблема данной статьи заключается в том, что дети мало занимаются спортом, слабо развиты физически.Игра – естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка, постоянной потребности двигательной активности. Смекалка, творчество, фантазия и ловкость, являются условием большинства игр, что важно в творческой деятельности. Развитие этих качеств, усиливает мозговые импульсы, которые стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и эндокринной системы. Подвижные игры позволяют удовлетворить потребность детей, научить владеть своим телом и эмоциями. Играя у ребёнка, происходит развитие не только физических, умственных и творческих способностей, но и нравственных качеств. Двигательная деятельность и вызываемые игрой положительные эмоции усиливают физиологические процессы и улучшают работу организма в целом.
Слова «игра», «играть» в русском языке многозначны, а само понятие игры имеет некоторую разницу в культуре народов. У еврейского народа слово «игра» обозначало понятие о шутке и смехе. В течение времени на всех европейских языках слово «игра» обозначало обширный круг действий людей, с одной стороны не претендующих на тяжелую работу, с другой – доставляющих людям веселье и радость.
В научной сфере понятие игра является одним из самых трудных вопросов педагогики и психологии.
В игре происходит формирование произвольного поведения ребенка, его социализация. Для игры характерна ее двупланность. С одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, которая требует действий , связанная с решением задач игры, а с другой носит в себе ряд условий , с помощью которых можно отвлечься от реальной ситуации. И как раз двупланность обуславливает развивающий эффект игры.
Выделяют следующие виды игровой деятельности : а)спортивные Б)ролевые в)художественные г)дидактические д)деловые е)военные
Игровая деятельность в зависимости от возраста и психологии развития ребенка преобразуется в следующие виды : предметная и ролевая игра, игра по правилам. Предметная игра-это игра с предметами и освоение их функций и особенностей. А ролевая игра –это игра в процессе которой ребенок принимает на себя роли взрослого человека и действует предметами с их значениями. Игра по правилам – дети соблюдают определенные правила, которые присутствуют в игре.
Все эти виды игровой деятельности на протяжении всей истории педагогики используются в воспитании подрастающего поколения, что позволяет детям легко и непринужденно познавать самого себя и окружающий его мир.
По мнению Н.К. Крупской, игра - это потребность растущего организма. « В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело…»поэтому подобная форма работы используется с очень большим успехом в педагогической практике.
На уроках физической культуры можно применять различные виды игр. Такие как игры проводимые по группам(командам), игры по темам, ролевые игры.
Ученики так же могут придумать свои игры, и пробовать себя в качестве ведущего, тем самым развивая в себе лидерские качества, что хорошо сказывается на его развитие его в дальнейшем.
Игра может быть использована как педагогический прием для вырабатывания и развития тех или иных качеств ребенка, умений и навыков. Алберт Эйнштейн говорил: «Чтобы выигрывать, прежде всего нужно играть». Через игру ребенок прежде всего познает мир, открывает для себя что-то новое, неизведанное. А такие игровые приемы побуждают детей к творчеству и активному образу жизни, развивают их мышление, их физическую подготовку. Так же данные формы работы способствуют развитию этих качеств не только у учеников, но и у учителей.
Ценность подвижных игр заключается в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений и выполняются в самых разнообразных условиях. Двигательная активность детей сопровождается химическими процессами, которые активизируют дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме, что способствует развитию мышц, соединительных тканей, повышает подвижность суставов и позвоночника.
Литература
1)Аниксеева Н.П Педагогика и психология игры.- М.:1990.- 144с.
2)Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. / Психология развития. – СПБ.:2001. – 512 с.
3)Эльконин Д. В. «Психология игры». – М.: 1999. – 360 с.