Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности развития и формирования организма
детей младшего школьного возраста

Корчагина Ирина Юрьевна
Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В последние годы в связи с переходом к обучению с 6 лет и введением четырехлетней начальной школы нижняя граница данного возрастного этапа переместилась, и многие дети становятся школьниками, начиная не с 7 лет, как прежде, а с 6 лет. Соответственно  границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет.
Наиболее сложный период - начало школы. Приспособление к школе длится 1,5 месяца. Обучение в школе неизбежно влечет за собой резкое изменение всего образа жизни ребенка и предъявляет серьезные требования к его физическому и психическому здоровью.
Ребенок отличается от взрослого человека не только тем, что он меньше весом, ростом, силой и выносливостью, но также строением и развитием как отдельных органов и систем органов, так и всего организма. Ребенок — это, прежде всего растущий и развивающийся организм, чрезвычайно пластичный, легко (значительно легче, чем взрослый) поддающийся воздействию внешних условий и изменяющийся под их влиянием.
К числу анатомо-физиологических особенностей детей младшего школьного возраста относятся следующее:
1. Стабилизируется скорость роста: рост ребенка в 8 лет составляет 130 см, в 11 лет около145 см.
2. Появляются некоторые скопления жировых клеток под кожей в области груди и живота, которые при отсутствии должного контроля могут привести к ожирению.
3. Увеличивается в размерах и укрепляется мышечная система ребенка. Теперь школьник становится физически более сильным и работоспособным. Его пальцам подвластна более тонкая работа: письмо, лепка.
4. Продолжаются рост и укрепление костей, однако окончательное окостенение еще не произошло, в связи, с чем остается опасность искривления позвоночника вследствие неправильной осанки при чтении и письме. Грудная клетка все более активно участвует в дыхании, увеличивается ее объем. К 11 годам начинают проявляться отличия в строении скелета мальчиков и девочек: таз у девочек более широкий, имеется тенденция к расширению бедер.
5. Завершается формирование структуры легочной ткани, увеличивается диаметр воздухоносных путей (трахеи, бронхов). Увеличение слизистой оболочки перестает создавать, серьезную опасность при заболеваниях дыхательной системы. Частота дыхания уменьшается в 10 лет до 20 раз в минуту.
6. В сердечно-сосудистой системе продолжается тенденция к уменьшению частоты пульса (с 5 до 11 лет уменьшается со 100 до 80 ударов в минуту) и увеличению артериального давления (110/70 мм рт. ст.).
7. Органы пищеварения и пищеварительные железы хорошо развиты, активно функционируют, процесс пищеварения практически не отличается от пищеварения взрослых. Частота опорожнения кишечника - 1-2 раза в день.
8. Строение почек и других органов мочевыделения почти как у взрослых. Постепенно нарастает суточное количество мочи.
9. Защитные силы организма развиты хорошо. Лабораторные показатели иммунной системы практически соответствуют  аналогичным показателям взрослых.
10. Заканчивается развитие эндокринной системы. Появляются признаки полового созревания. У девочек в 9—10 лет округляются ягодицы, незначительно приподнимаются соски молочных желез, в 10-11 лет набухает грудная железа. У мальчиков в 10-11 лет начинается рост половых органов.
11. Развитие нервной системы характеризуется расширением аналитических возможностей, ребенок размышляет над своими поступками и поступками окружающих.
В младшем школьном возрасте быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения и младшие школьники в высокой степени возбудимы. Поскольку мышечное развитие и способы управления им не идут синхронно, то у детей этого возраста есть особенности в организации движения.            
Развитие крупных мышц опережает развитие мелких, в связи с чем дети лучше выполняют сильные и размашистые движения, чем мелкие и требующие точности (например, при письме).
У младшего школьника интенсивно растет и хорошо снабжается кровью мышца сердца, поэтому оно сравнительно выносливо. Благодаря большому диаметру сонных артерий головной мозг получает достаточное количество крови, что является важным условием его работоспособности.
Сердце своими постоянными ритмическими сокращениями заставляет кровь непрерывно двигаться по кровеносным: сосудам и тем обеспечивает всем клеткам и тканям организма приток питательных веществ и кислорода, необходимых для жизни и работы. Маленькое сердце ребенка за одно сокращение выбрасывает меньше крови, чем сердце взрослого, а  интенсивный объем веществ ребенка требует значительного притока питательных веществ и кислорода.
Для нормального развития сердца ребенка необходимо, чтобы оно имело, с одной стороны, регулярную тренировку, т. е. регулярно выполняло посильную физическую нагрузку (спортивную и трудовую), так как только тренировка, упражнения укрепляют сердечную мышцу и способствуют ее достаточному развитию; с другой стороны, чтобы эта физическая нагрузка не была чрезмерной, так как переутомление детского сердца может привести к весьма нежелательным последствиям.
Для правильного развития легких, правильного дыхания, а это очень важно для общего состояния организма, необходимо нормальное развитие грудной клетки. Родителям и педагогам следует помнить, что грудная клетка и легкие ребенка будут хорошо развиваться лишь в том случае, если ребенок будет правильно сидеть за столом, не будет сутулиться, будет регулярно делать дыхательную гимнастику, заниматься спортом, играми и физическим трудом на воздухе. Особенно полезны для развития дыхательных мышц и легких такие виды спорта, как лыжи, плавание, гребля.
Органы пищеварения развиваются интенсивно в первые годы жизни, и их формирование в основном заканчивается к 10— 12 годам, т. е. к началу периода полового созревания. Желудок по своим пропорциям приближается к желудку взрослого к 10—12 годам. Строение печени в возрасте б—8 лет становится таким же, как у взрослых. Таким образом, особых принципиальных отличий в строении и деятельности органов пищеварения у школьников по сравнению со взрослыми уже нет.
Именно в этом возрасте начинается отчетливо проявляться избыточный вес, связанный с тем, что излишек потребляемой с пищей энергии не используется в обменных процессах, а откладывается в виде жира. Избыточное количество жира создает дополнительные трудности организму, особенно при движении, что отражается на состоянии сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата: увеличивается вероятность нарушения осанки и появления плоскостопия, а также раннего диабета.
В 6-7 лет идет интенсивное развитие опорно-двигательной системы. Идет формирование всех изгибов позвоночника (шейного, грудного, поясничного). Но окостенение скелета еще не закончено, отсюда большая гибкость скелета. А это большие возможности для занятий физкультурой и спортом.
Костно-мышечная система - это скелет и скелетные мышцы, поддерживают все тело. Они производят движения (мышцы, прикрепленные к костям, своим сокращением вызывают движение всего тела и отдельных его частей) и защищают внутренние органы (в грудной клетке и черепной коробке заключены наиболее важные органы — мозг, сердце, легкие, поражение которых может привести организм к гибели).
Мышцы детей младшего школьного возраста имеет тонкие волокна, содержат в своем составе лишь небольшое количество белка и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты больше,  чем мелкие.
Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8—9 лет.
В костях детей относительно много органических веществ и мало — минеральных. В течение жизни в костях отлагается все большее количество минеральных веществ, поэтому в старости кости становятся хрупкими и ломкими. У детей же кости вследствие наличия большого количества органических веществ очень гибки, податливы, эластичны. Благодаря такой эластичности детского скелета могут легко происходить искривления, которые потом закрепляются и остаются на всю жизнь.
Позвоночник отличается большой гибкостью и неустойчивостью основных изгибов — грудного и поясничного. Грудной изгиб полностью формируется к 7-му году жизни, а поясничный — к 12-му. Эластичный связочный аппарат, толстые межпозвоночные диски и слаборазвитые мышцы спины не в состоянии долго поддерживать тело в правильном положении, что может вызвать развитие деформации позвоночника, нарушение осанки, плоскостопие.
Поэтому создание хорошего «мышечного корсажа», полноценной проприоцептивной импульсации, правильно информирующей ЦНС о взаимоотношении отдельных частей тела ребенка в пространстве — важная задача физического воспитания.
Кроме того, родителям и педагогам следует постоянно заботиться о правильной позе, осанке, походке детей. Для правильного развития мышц и всего опорно-двигательного аппарата необходимо, чтобы дети систематически занимались гимнастикой, спортом, посильным физическим трудом. Однако эти занятия должны быть строго дозированы в соответствии  с  возрастом и физическим развитием ребенка, иначе они могут принести не пользу, а вред.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»