Характеристика игр младших школьников
Кузьмина Анастасия Александровна
Природа создала игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека.Основные особенности игр школьников – их соревновательный, творческий, коллективный характер. В них проявляется умение действовать за команду в непрерывно меняющихся условиях. Отсюда и высокая динамика взаимоотношении.
Детский труд и игра на определенном этапе представляет нерасторжимое единство. «В каждой хорошей игре писал А.С Макаренко, - есть, прежде всего, рабочее усилие и усилие мысли».
Игра в учебно-воспитательной работе школы используется как средство всестороннего развития личности .
Обучение детей в школах ставит проблему игрового обеспечения классных и внеклассных занятий. Н.К. Крупская отмечала: «Школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывает ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека... Переход игры к серьезным занятиям слишком резок».
Игра помогает всестороннему развитию ребенка, содействует его умственному образованию, воспитанию его моральных качеств, физическому и эстетическому развитию. Через игру ребенок обнаруживает свои качества и свойства. Яркое выявление индивидуальных способностей помогает педагогу лучше узнать каждого ребенка и воздействовать на него в нужном направлении.
Следствием движения в игре является усиленное дыхание, ускоряется очищение крови от углекислого газа; усиливается обмен веществ. Мышечная работа оживляет мозговую деятельность, повышает энергию, создавая бодрость, хорошее самочувствие. Игры способствуют укреплению всей нервно-мышечной системы ребенка. Развивает ценные качества, как смелость, настойчивость, сообразительность, внимание и другое. Правила игры воспитывают дисциплину - одно из очень важных качеств в воспитательной работе в школе.
На уроках в начальных классах подвижные игры занимают ведущее место. Это объясняется необходимостью в движениях, свойственную детям младшего возраста. Дети растут, у них развиваются важнейшие системы и функции организма. Такие действия, как бег, равновесие, ползание, ритмичная ходьба, прыжки, дети лучше усваивают в играх. Они легче усваивают движения, облеченные в конкретные понятные образы.
Двигательный опыт детей этого возраста очень мал, поэтому рекомендуется в начале проводить несложные игры сюжетного характера с элементарными правилами и простой структурой. От простых игр надо переходить к более сложным, постепенно повышая требования к координации движении, поведению играющих и другое.
Для проведения большинства игр нужно пособие и инвентарь. У детей зрительный рецепт развит слабо, внимание рассеяно, поэтому им нужен красочный инвентарь. Важно. чтобы инвентарь соответствовал физическим возможностям детей. Он должен быть легким, удобным по объему.
Объяснять игру младшим школьникам надо кратко, так как они стремятся быстрее воспроизвести в действиях все изложенное руководителем. Часто, недослушав объяснение, дети изъявляют желание исполнить ту идти иную роль в игре.
Игры на уроках младших школьников используются для воспитания активного и сознательного поведения учащихся: бегать, не мешать друг другу, действовать быстро. по установленному сигналу, быстро включаться в игру, подчиниться авторитету водящего, видеть границы площадки.
Важно воспитывать у детей уважение к установленным правилам. умение точно и четко соблюдать их. Эти задачи решаются при многократном повторении игр.
Методически правильно проведенный игровой урок имеет большое воспитательное значение, но образовательная его ценность бывает часто недостаточной, так как в играх трудно следить за правильным формированием навыков у каждого участника.
Игровые уроки рекомендуется проводить в конце каждой четверти, чтобы установить, насколько учащиеся освоили основные движения, пройденные в четверти. Проверить общую организованность и дисциплину в игре, определить, как они освоили пройденные игры, и посоветовать самостоятельно проводить их.