Интеграция и реализация межпредметных связей
на уроках физической культуры в начальной школе
Смолькина Ярославна Игоревна,
учитель физической культуры
ГБОУ средняя школа № 376
Московского района Санкт-Петербурга
учитель физической культуры
ГБОУ средняя школа № 376
Московского района Санкт-Петербурга
Содержание
Введение…………………………………………………………………………….....3
1. Межпредметные связи в школьном обучении………...........................................3
1.1.Понятие и классификация межпредметных связей…………………………….3
1.2. Планирование межпредметных связей………………………………………...4
2. Интегрированные уроки физической культуры-как форма организации межпредметных связей ………………………………………………………………5
Заключение ……………………………………………………………………...……7
Список использованной литературы………………………………………………...8
1. Межпредметные связи в школьном обучении………...........................................3
1.1.Понятие и классификация межпредметных связей…………………………….3
1.2. Планирование межпредметных связей………………………………………...4
2. Интегрированные уроки физической культуры-как форма организации межпредметных связей ………………………………………………………………5
Заключение ……………………………………………………………………...……7
Список использованной литературы………………………………………………...8
Введение
«Детство – это каждодневное открытие мира, и нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием природы, человека и Отечества… В окружающем мире знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими, открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги».
В.А.Сухомлинский
Приоритетной целью современного образования является развитие личности ребёнка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание потенциала устойчивого развития ребёнка. Решение этой задачи облегчает обучение на интегрированной основе.
В настоящее время происходит процесс критического осмысления многих теоретических и практических положений в области физического воспитания подрастающего поколения в рамках образовательной программы. Необходимость определения реальных механизмов, обеспечивающих укрепление здоровья, гармоничность развития, повышение физической и умственной работоспособности, продиктована поиском неиспользованных резервов для совершенствования физического состояния детей. Наиболее эффективно эти задачи реализуются при использовании межпредметных связей.
Занятия физической культурой делают учащихся не только сильными, ловкими, быстрыми – они учат уважать себя и заботиться о себе. Как показывает опыт межпредметные связи физической культуры с другими предметами, не только улучшают физическую подготовленность, но и повышают интерес учащихся к занятиям физической культурой.
1. Межпредметные связи в школьном обучении.
В.А.Сухомлинский
Приоритетной целью современного образования является развитие личности ребёнка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание потенциала устойчивого развития ребёнка. Решение этой задачи облегчает обучение на интегрированной основе.
В настоящее время происходит процесс критического осмысления многих теоретических и практических положений в области физического воспитания подрастающего поколения в рамках образовательной программы. Необходимость определения реальных механизмов, обеспечивающих укрепление здоровья, гармоничность развития, повышение физической и умственной работоспособности, продиктована поиском неиспользованных резервов для совершенствования физического состояния детей. Наиболее эффективно эти задачи реализуются при использовании межпредметных связей.
Занятия физической культурой делают учащихся не только сильными, ловкими, быстрыми – они учат уважать себя и заботиться о себе. Как показывает опыт межпредметные связи физической культуры с другими предметами, не только улучшают физическую подготовленность, но и повышают интерес учащихся к занятиям физической культурой.
1. Межпредметные связи в школьном обучении.
- Понятие и классификация межпредметных связей
Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно - воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве. Рассмотрим теперь классификацию межпредметных связей, так как правильная классификация, отображая закономерности развития классифицируемых понятий, глубоко вскрывает связи между ними, способствует созданию научно-практических предпосылок для реализации этих связей в учебном процессе.
Формы Межпредметных связей |
Типы Межпредметных связей |
Виды Межпредметных связей |
1) По составу | 1) содержательные | по фактам, понятиям законам, теориям, методам наук |
2) операционные | по формируемым навыкам, умениям и мыслительным операциям | |
3) методические | по использованию педагогических методов и приемов | |
4) организационные | по формам и способам организации учебно-воспитательного процесса | |
2) По направлению | 1) Односторонние 2) Двусторонние 3) Многосторонние |
Прямые; обратные или восстановительные |
3) По способу взаимодействия связеобразующих элементов (многообразие вариантов связи) | 1) хронологические 2) хронометрические |
1) преемственные 2) синхронные 3) перспективные |
1) локальные 2) среднедействующие 3) длительно действующие |
1.2. Планирование межпредметных связей
Содержание, объем, время и способы использования знаний из других предметов можно определить только на основе планирования. Для этого необходимо тщательное изучение рекомендаций, данных учебными программами в разделах «Межпредметные связи» по каждой учебной теме курса, а также изучение учебных планов и материала учебников смежных предметов.
Интегрированные занятия в учебно-воспитательном процессе представлены как нестандартными уроками, так и внеклассными мероприятиями. Учитель начальных классов и учитель физической культуры планируют совместно интегрированные занятия на год так, чтобы теоретические знания ученики получали в классе, а практические навыки в спортивном зале. Интегрированные занятия включаются в календарно-тематическое планирование, как нестандартные уроки повторения, закрепления изученного материала по определённой теме, или нескольким темам. Поэтому такие занятия лучше проводить в конце четверти, т. е. 3–4 раза в год. Если же интегрированные занятия запланированы как внеклассные мероприятия, то они включаются в план воспитательной работы педагога.
В практике обучения сложились четыре основных способа планирования межпредметных связей - сетевое, курсовое, тематическое и поурочное.
Сетевое планирование.
Оно осуществляется завучем или председателем методической или предметной комиссии по определенному циклу, группе предметов. Сетевое планирование имеет форму графика или плана-карты, которые выявляют основные связи разных учебных тем смежных курсов, показывают узловые темы с наибольшим числом связей с другими предметами.
Курсовое планирование.
Планирование межпредметных связей внутри учебного курса может осуществляться учителем или методистом. При этом могут существовать разные подходы к анализу межпредметных связей. Наиболее распространён тематический подход, т.е. на последовательный анализ межпредметных связей от одной учебной темы к другой.
На основе курсового планирования необходимо провести тематическое планирование межпредметных связей, особенно в узловых учебных целях.
Тематическое планирование.
В тематическом плане должна быть отражена логическая структура учебного материала уроков, опорные знания из других курсов и перспективные связи. Составляя тематический план, учитель наглядно видит, для чего, с какой познавательной целью на отдельных уроках необходимо использовать те или иные задания из других курсов:
Поурочное планирование.
Конкретизация использования межпредметных связей в процессе обучения достигается с помощью поурочного планирования. Поурочный план-разработка показывает, когда, на каком этапе урока и как, какими способами включаются знания из других курсов в изучение нового или закрепление учебного материала. Особенно необходима тщательная разработка обобщающего урока с межпредметными связями. Выделение таких уроков производится на основе тематического планирования.
2.Интегрированные уроки физической культуры - как форма организации межпредметных связей.
Одной из форм развития познавательного интереса являются межпредметные связи на уроке, этому способствует интеграция содержания учебного материала урока физической культуры с содержанием других предметов.
Интегрированные занятия с физической культурой не только вызывают детский интерес к другим предметам, делают учение увлекательным и эффективным, но и повышают интерес к занятиям самой физической культуры у детей не любящих спорт, давая возможность за счёт знаний. Интегрированное занятие — это целое, а части — теоретическое содержание по предметам приемы, средства и формы работы с обучающимися свойственные физической культуре. Интеграция создаёт максимально благоприятные условия для раскрытия физических возможностей школьников и их интеллектуальных способностей, а также объединяет и использует разные формы воздействия на обучающихся. Использование различных видов работы в течение занятия поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности интегрированных занятий. Такие занятия снимают утомляемость и перенапряжение обучающихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти. Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества, как педагога, так и обучающегося.
Для расширения межпредметных связей, а также с целью повышения мотивации и интереса у школьников к урокам физкультуры рекомендуется планировать и проводить различные по типу уроки. Например: игровой урок, сюжетно-игровой, сюжетно-ролевой, урок-путешествие, урок-импровизация.
В подготовительной части урока с использованием межпредметных связей (10 мин.), учитель кратко знакомит учащихся с предстоящей работой, создавая благоприятный эмоциональный настрой. В эту часть целесообразно включать упражнения в построениях и перестроениях, различные варианты ходьбы, бега, прыжков с умеренной нагрузкой, несложные игры, игровые задания и комплексы познавательно-ритмических упражнений.
Целесообразно проводить комплексы ОРУ по определённому сюжету: «Морское путешествие», «Зоопарк», «Спортсмены» и т.д.
Одной из ведущих мест в основной части урока (25 минут) занимает совершенствование основных видов движений с включением в урок эстафет с выполнением тестовых заданий, обеспечивающих развитие двигательных и познавательных способностей учащихся. Вопросы и задания тестов в интегрированных уроках развивают мыслительные операции детей, учат их обобщать явления, устанавливать причинно-следственные связи, побуждают к применению определенных способов действий. Разнообразие формулировок в тестовых заданиях способствует не только развитию остроты ума и гибкости мышления, но и потребует от ученика предельной внимательности и собранности.
Подвижные игры являются обязательным компонентом каждого урока в начальной школе, так как они способствуют воспитанию устойчивого интереса к физической культуре, развивают двигательные качества и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.
В содержание заключительной части (5 минут) урока входят упражнения и игры малой подвижности для закрепления навыков и знаний по различным предметам, приобретенных детьми в период обучения. В данной части урока можно использовать несложный материал, например, задачи с примерами по математике (на сложение и вычитание чисел), а также игры, развивающие внимание детей.
При подведении итогов урока следует обратить особое внимание на проявление учащимися умственной и двигательной активности в принятии правильных решений, оказание помощи и поддержки в сложных ситуациях.
Обеспечение эффективности образования в общеобразовательной школе на основе интегративных процессов предъявляет более высокие требования к учителям и специалистам в области физической культуры.
Заключение
Из выше изложенного следует, что нетрадиционные формы занятий способствуют плодотворной и эффективной деятельности учащихся, поддерживают интерес к предмету и повышают мотивацию к учению. Использование межпредметных связей на уроках физической культуры дает возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке и во внеурочное время, развивать их творческие способности, проверять и проявлять себя в лидерстве. У школьников появляется личная ответственность за свои знания, они учатся самостоятельно добывать необходимую информацию, пользоваться различными источниками.
Таким образом, организация уроков на основе интеграции двигательной и познавательной деятельности младших школьников с использованием специального оборудования, инвентаря и создания игровой мотивации позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса в начальной школе, положительно повлиять на двигательную подготовленность и развитие познавательной сферы младшего школьника.
Литература
1. Асаулюк Е. П. Интегрированный подход в обучении младших школьников // Е. П. Асаулюк // Перспективы науки. — 2011. — № 10. — С. 222–224.
2. Веселая физкультура: Учеб. для учащихся 1кл. четырехлет. нач. шк./ Е. Н. Литвинов, Г. И. Погадаев, Т. Ю. Торочкова, Р. Я. Шитова. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2009. — 64с.
3. Виленская, Т. Е. Эффективность уроков физической культуры в начальной школе / Т. Е. Виленская // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2005. — № 1. — С. 2–6.
4. Данилюк, Д. Я. Учебный предмет как интегрированная система / Д. Я. Данилюк // Педагогика. — 2010. — № 4. — С. 24–28.
5. Кудрявцев, М. Д. Педагогическая технология организации личностно-ориентированной физкультурно-образовательной деятельности учащихся начальной школы: учеб.-метод, пособие / М. Д. Кудрявцев. -М.: Изд-во АПК и ПРО АКАДЕМИЯ, 2005. — 208 с.
6. Лямина, 3.Н. Интегрированные уроки — одно из средств привития интереса к учебным предметам / З. Н. Лямина // Начальная школа. — 2005. — № 2. — С. 21.
7. Мельник, Э. Л. Интегрированное обучение в начальной школе: Теория и практика / Э. Л. Мельник. — СПб.: КАРО, 2003. — 192 с.
8. Черемных В. И. Интегрированные уроки как инновационная форма преподавания физической культуры в начальной школе в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1512-1515.
Таким образом, организация уроков на основе интеграции двигательной и познавательной деятельности младших школьников с использованием специального оборудования, инвентаря и создания игровой мотивации позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса в начальной школе, положительно повлиять на двигательную подготовленность и развитие познавательной сферы младшего школьника.
Литература
1. Асаулюк Е. П. Интегрированный подход в обучении младших школьников // Е. П. Асаулюк // Перспективы науки. — 2011. — № 10. — С. 222–224.
2. Веселая физкультура: Учеб. для учащихся 1кл. четырехлет. нач. шк./ Е. Н. Литвинов, Г. И. Погадаев, Т. Ю. Торочкова, Р. Я. Шитова. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2009. — 64с.
3. Виленская, Т. Е. Эффективность уроков физической культуры в начальной школе / Т. Е. Виленская // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2005. — № 1. — С. 2–6.
4. Данилюк, Д. Я. Учебный предмет как интегрированная система / Д. Я. Данилюк // Педагогика. — 2010. — № 4. — С. 24–28.
5. Кудрявцев, М. Д. Педагогическая технология организации личностно-ориентированной физкультурно-образовательной деятельности учащихся начальной школы: учеб.-метод, пособие / М. Д. Кудрявцев. -М.: Изд-во АПК и ПРО АКАДЕМИЯ, 2005. — 208 с.
6. Лямина, 3.Н. Интегрированные уроки — одно из средств привития интереса к учебным предметам / З. Н. Лямина // Начальная школа. — 2005. — № 2. — С. 21.
7. Мельник, Э. Л. Интегрированное обучение в начальной школе: Теория и практика / Э. Л. Мельник. — СПб.: КАРО, 2003. — 192 с.
8. Черемных В. И. Интегрированные уроки как инновационная форма преподавания физической культуры в начальной школе в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1512-1515.