Оздоровительно-реабилитационное плавание
Федорова Александра Александровна
Оздоровительное плавание- это одно из направлений оздоровительной физической культуры, обладающее большим оздоровительным потенциалом.
Заниматься оздоровительным плаванием могут люди всех возрастов (от рождения до старости). Основными задачами занятий являются:
- формирование у занимающихся птребности в сохранении физического, психического здоровья, роботоспосбоности на протяжении всей жизни;
-расширение обьема знаний о рациональном сочетании труда, оздоровления, закаливания и активного образа жизни, средствах восстановления;
-увеличение привлекательности занятий за счет программ, созданным по новым технологиям в соответствии с потребностями и мотивами занимающихся;
-повышение психологической культуры человека, обучению контролю и самоконтролю на занятиях.
Заниматься оздоровительным плаванием могут люди всех возрастов (от рождения до старости). Основными задачами занятий являются:
- формирование у занимающихся птребности в сохранении физического, психического здоровья, роботоспосбоности на протяжении всей жизни;
-расширение обьема знаний о рациональном сочетании труда, оздоровления, закаливания и активного образа жизни, средствах восстановления;
-увеличение привлекательности занятий за счет программ, созданным по новым технологиям в соответствии с потребностями и мотивами занимающихся;
-повышение психологической культуры человека, обучению контролю и самоконтролю на занятиях.
Специфичность понятия "оздоровительное плавание" выражается в определении "оздоровительное", что подчеркивает нго предназначение для людей, желающих укрепить свое здоровье. Занятия должны стимулировать положительные реакции в системах и функциях организма, содействовать физическому развитию занимающихся, совершенствованию организма.
В отличие от других видов физических упражнений плавание имеет свои характерные особенности, потому что двигательные действия человека происходят в условиях водной среды.
Занятия плаванием способствуют развитию таких качеств, как сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость. Для понимания воздействий физических упражнений в воде на человеческий организм и правильного их применения необходимо знать специфические особенности плавания. На поверхность тела, погруженного в воду, действует гидростатическое давление. Вода, раздражая весь комплекс рецепторов тела, воздействует на нервные центры и тонизирует нервную систему, что дает ощущение бодрости и повышает роботоспособность.
Плавание стимулирует развитие дыхательных мышц, подвижность грудной клетки, увеличение ее размеров и жизненной емкости легких (ЖЕЛ), вырабатывает правильный ритм дыхания. В следствие повышенной теплоотдачи в воде активизируется обмен веществ в организме. Купание и плавание повышают сопротивляемость организма воздействию температурных колебаний, являются профилактикой простудных заболеваний.
Во время плавания человек находится в состоянии гидравлической невесомости, что разгружает опорно-двигательный аппарат, снижая давление на него веса тела; создает условия для коррегирования нарушений осанки, для восстановления двигательных функций после перенесенных травм и предупреждения их негативных последствий.
Одной из особенностей, определяющей влияния плавания на организм, являются горизонтальное положение тела при выполнении движений ногами и руками. При плавании задействованы практически все мышцы тела, что способствует гармоничному развитию маскулатуры пловцов и подвижности в основных суставах. Такое положение тела, циклические движения, связанные с работой мышц, давление воды на подкожное венозное русло, глубокое диафрагмальное дыхание и состояние гидравлической невесомости способствует притоку крови к сердцу и существенно облегчает его работу. В связи с этим, плавательные упражнения (при соответсвующей дозировке) рекомендцются людям с ослабленным сердцем как одно из средств укрепления и развития сердечно-сосудистой системы.
Особенно велико оздоровительное воздействие плавания на детский огранизм. Занятия плаванием укрепляют опрно-двигательный аппарат ребенка, развивают координацию движений. Они своевременно формируют мышечный корсет, предупреждая искривления позвоночника, снижают возбудимость и раздражительность.
Оздоровительное плавание, являясь видом оздоровительной физической культуры, использует основные понятия, категории, закономерности, принципы, теоретические положения, особенности, а так же учитывает современные тенденции ее развития. Условиями деятельности во время занятий оздоровительным плаванием являются: невысокий уровень состязательности, отсутствие ярко выраженной конкуренции между занимающимися.
Работа по оздоровительно- реабилитационному плаванию ведется в детских поликлиниках и консультациях, специальных медицинских группах средних и высших учебных заведений, реабилитационных и оздоровительных центрах и клубах, секциях оздоровительного плавания и водной аэробики, а так же в форме самостоятельных занятий.
Занятия плаванием способствуют развитию таких качеств, как сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость. Для понимания воздействий физических упражнений в воде на человеческий организм и правильного их применения необходимо знать специфические особенности плавания. На поверхность тела, погруженного в воду, действует гидростатическое давление. Вода, раздражая весь комплекс рецепторов тела, воздействует на нервные центры и тонизирует нервную систему, что дает ощущение бодрости и повышает роботоспособность.
Плавание стимулирует развитие дыхательных мышц, подвижность грудной клетки, увеличение ее размеров и жизненной емкости легких (ЖЕЛ), вырабатывает правильный ритм дыхания. В следствие повышенной теплоотдачи в воде активизируется обмен веществ в организме. Купание и плавание повышают сопротивляемость организма воздействию температурных колебаний, являются профилактикой простудных заболеваний.
Во время плавания человек находится в состоянии гидравлической невесомости, что разгружает опорно-двигательный аппарат, снижая давление на него веса тела; создает условия для коррегирования нарушений осанки, для восстановления двигательных функций после перенесенных травм и предупреждения их негативных последствий.
Одной из особенностей, определяющей влияния плавания на организм, являются горизонтальное положение тела при выполнении движений ногами и руками. При плавании задействованы практически все мышцы тела, что способствует гармоничному развитию маскулатуры пловцов и подвижности в основных суставах. Такое положение тела, циклические движения, связанные с работой мышц, давление воды на подкожное венозное русло, глубокое диафрагмальное дыхание и состояние гидравлической невесомости способствует притоку крови к сердцу и существенно облегчает его работу. В связи с этим, плавательные упражнения (при соответсвующей дозировке) рекомендцются людям с ослабленным сердцем как одно из средств укрепления и развития сердечно-сосудистой системы.
Особенно велико оздоровительное воздействие плавания на детский огранизм. Занятия плаванием укрепляют опрно-двигательный аппарат ребенка, развивают координацию движений. Они своевременно формируют мышечный корсет, предупреждая искривления позвоночника, снижают возбудимость и раздражительность.
Оздоровительное плавание, являясь видом оздоровительной физической культуры, использует основные понятия, категории, закономерности, принципы, теоретические положения, особенности, а так же учитывает современные тенденции ее развития. Условиями деятельности во время занятий оздоровительным плаванием являются: невысокий уровень состязательности, отсутствие ярко выраженной конкуренции между занимающимися.
Работа по оздоровительно- реабилитационному плаванию ведется в детских поликлиниках и консультациях, специальных медицинских группах средних и высших учебных заведений, реабилитационных и оздоровительных центрах и клубах, секциях оздоровительного плавания и водной аэробики, а так же в форме самостоятельных занятий.