Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Особенности методики обучения прыжкам через скакалку -
средства развития физических качеств, как этап подготовки
к комплексу ГТО младших школьников

Волынец Елена Владимировна

Физическая культура в отличие от других видов культур имеет большие потенциальные возможности в становлении всесторонне развитой личности. С одной стороны, помогает выполнять функции видов культуры (духовной, материально-производственной, художественной и др.). С другой стороны выполняет только свою функцию – физическое совершенствование, куда входит решение задач оздоровительной направленности, развитие основных физических качеств и приобретение необходимых двигательных умений и навыков. Наряду с формированием различных двигательных умений и навыков одним из наиболее сложных является обучение детей прыжкам через скакалку.
Прыжки через скакалку занимают значительное место в работе с детьми школьного возраста. Могут использоваться как на занятиях физической культуры , так и на улице во время прогулки (Л. И. Пензулаева, 1988). Они способствуют развитию выносливости, координации движения, тренируют чувство ритма, укрепляют сердечнососудистую и дыхательную системы, а так же голеностопные суставы, мышцы ног, кисти рук.
Выбранная  тема является актуальной, потому что прыжки через скакалку являются средством развития скоростно-силовых способностей.
Прыжки со скакалкой хороши тем, что не требуют сильного отталкивания, прыжок над скакалкой невысокий, поэтому ноги при приземлении сгибаются настолько, чтобы выполнить следующий толчок, носки после отталкивания вытянуты, туловище выпрямлено. Соблюдение выше сказанного будет проявляться, когда прыжки через скакалку будут освоены.
Техника прыжков через скакалку требует определенного сочетания работы разных групп мышц при выполнении отдельных фаз прыжка (Т.Т. Варакина, 1973).
Задача учителя по физическому культуры обучить детей этому непростому двигательному навыку. Для этого взрослым необходимо владеть такими упражнениями, которые будут доступны им для показа, а так же полезны и интересны для выполнения их д детьми.
Школьный возраст характеризуется бурными процессами роста и развития детей, получением первоначального двигательного опыта, это период развития основных двигательных навыков, которые способствуют гармоническому развитию личности. Прыжки на скакалке являются сложно-координационным двигательным действием, требует от ребенка развития координации, концентрации внимания, что является комплексным проявлением его физических качеств. Двигательные способности можно определить как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека. О способностях человека судят по его достижениям в процессе обучения или выполнения какой-либо двигательной деятельности (отдельных движений или многих действий). Вместе с тем способности не сводятся к двигательным умениям и навыкам, но о наличии способностей судят по тому, как быстро и легко приобретает человек эти умения и навыки. А до начала осуществления деятельности способности скрыты, не реализованы и существуют в виде анатомо-физиологических задатков или так называемых потенциальных возможностей, которые могут так и остаться в потенции, если не будут созданы соответствующие условия для их развития. Способности проявляются и развиваются лишь в процессе выполнения одной или нескольких деятельностей, но эта всегда результат совместного действия наследственных и средовых факторов.
Как отмечает Е.Н. Вавилова (1983), Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов (2003), прыжки находят широкое применение в двигательной деятельности человека. Упражнения в прыжках укрепляют костно-мышечный аппарат ног, туловища, тренируют глазомер, координацию движений. В программе по физической культуре т предусмотрены повышающиеся от класса к классу нормативы, возрастающие требования к технике, постепенно вводятся разные виды прыжков и упражнений в них.
Дети всех возрастов широко используют разнообразные прыжки в жизненных и игровых ситуациях, они испытывают потребность прыгать. Малыши стремятся спрыгнуть с любой высоты, на которую им удалось взобраться (скамейку, ступеньку, пенек), перепрыгивают камешки, палочки, лужи. В школьном возрасте увлеченно и продолжительно прыгают через скакалку, овладевают прыжками с разбега, соревнуются в дальности прыжка.
В школьной программе используются разнообразные виды прыжков: подпрыгивания (подскоки), прыжки в глубину (спрыгивания), прыжки в высоту и длину с места и с разбега, различные прыжки через короткую и длинную скакалки.
Прыжок в отличие от ходьбы и бега не является циклическим движением, а состоит из нескольких последовательно и слитно выполняемых действий. Прыжки через скакалку хороши тем, что не требуют сильного отталкивания, прыжок над скакалкой невысокий. Поэтому ноги при приземлении сгибаются настолько, чтобы выполнить следующий толчок, носки после отталкивания вытянуты, корпус прямой. Скакалку надо вращать кистями и предплечьями рук, плечи не должны двигаться. Прыгать можно через короткую и длинную скакалку. Более легкими считаются прыжки через длинную скакалку, которую держат или вращают двое, третий прыгает. В этом движении выполняются только прыжки, ребенок свободен от вращения скакалки. Но в, то, же время он должен хорошо чувствовать предлагаемый ему темп подскоков, подстраиваться к нему, а это вызывает известные трудности.
Выполнение прыжков детьми разного возраста имеет свои особенности, связанные с анатомо-физиологическим и психологическим развитием школьников. Методика обучения разнообразным прыжкам базируется на общих дидактических принципах и учете индивидуальных и возрастных особенностей детей.
При любом виде прыжка производится довольно большая мышечная работа. Участие в прыжках многих мышечных групп, затрата значительной энергии, чувство усилия и преодоления инертности тела являются положительными сторонами этого вида движения.
Надо с ранних лет приучать ребенка правильно прыгать, мягко приземляться при окончании прыжка, приседая, сгибая колени и опускаясь на носки.
Осваивая разнообразные прыжки, дети приобретают уверенность в своих силах, учатся применять их в различных, жизненных ситуациях.
На совершенствование прыжков определяющее влияние оказывает двигательный режим. Чем больше ребенок целенаправленно двигается, чем больше у него двигательный опыт, тем более высокого уровня он достигает при выполнении прыжковых упражнений (Е.Г.Леви-Гориневская, 1952).
Скакалка - мягкий предмет. Это определяет специфику упражнений с ней. Хват в упражнениях со скакалкой может быть более или менее произвольным. При прыжках ее концы находятся у основания ладони. Технически правильное владение скакалкой в значительной степени определяется темпом и ритмом движениям предмета. Чтобы сохранять свою форму, скакалка должна постоянно находиться в движении. Это достигается активной работой кисти. При исполнении движений типа прыжков действия кистями выполнятся при фиксированном положении рук, которые согнуты в локтевых суставах (плечо и предплечье образуют тупой угол).
Изменение темпа вращения скакалки связано не только с действиями кистями, но и с тягой скакалки, когда радиус ее вращательного движения меняется. Его уменьшениям приводит к увеличению скорости вращения предмета. Напротив, увеличения радиуса вращения способствует снижению темпа движения (Т.С. Лисицкая, 1982).
В программе по физической культуре в общеобразовательной школе используются разнообразные прыжки через короткую и длинную скакалки. Для овладения прыжками важно, чтобы скакалка соответствовала росту ребенка: вставшему на нее обеими ногами ручки скакалки должны доходить до подмышек. Скакалка не должна быть слишком легкой. Прыжки через скакалку в отличие от других видов прыжков представляют собой циклическое движение, в котором повторяется определенный цикл, состоящий из следующих друг за другом действий ребенка. Первая фаза начинается с вращения скакалки движением рук, полусогнутых в локтях. Плечо при этом остается почти в неподвижном состоянии. Вращательное движение совершают кисти. Несколько позже производится небольшое сгибание ног в коленных суставах.
Вторая фаза — выпрямлением ног обеспечивается незначительное отталкивание, достаточное для подпрыгивания вверх на 5— 10 см.
Третья фаза — полет. Скакалка в это время проходит внизу под ногами ребенка.
Четвертая фаза. Приземление происходит на носки и слегка согнутые в коленях ноги. Корпус при прыжках через скакалку сохраняет прямое положение. Этот цикл повторяется неоднократно.
Подобно прыжкам через короткую скакалку происходят прыжки через длинную скакалку. Разница состоит в том, что в последнем случае вращение скакалки производит не сам прыгающий ребенок, а двое других. Вбегание под вращающуюся скакалку и прыжки через нее представляют движение смешанного типа, в котором различают, вбегание и прыжки — неоднократно повторяющиеся циклы. Вбегание производится с небольшого расстояния — 3—4 м, бег равномерный, без ускорения. Скакалка вращается сверху вниз в сторону ребенка. Вбегание осуществляется вслед за скакалкой, как бы догоняя ее, тотчас после того, как скакалка пройдет вверху мимо лица ребенка. Как только скакалка опускается вниз, касаясь земли, ребенок совершает прыжок. Техника прыжков через длинную скакалку подобна технике прыжков через короткую скакалку.
       Учитель вращает скакалку вместе с учеником, сменяемым в порядке очереди. Одновременно преподаватель учит своего помощника правильно держать конец скакалки – только пальцами, чтобы она легко вырывалась из руки, если ее заденет пробегающий ученик; равномерно вращать ее так, чтобы она описывала большие круги. Когда школьники научатся вращать скакалку, они смогут делать это без помощи учителя.
Постепенно упражнения в пробегании под скакалкой усложняются. Дети выполняют:
– пробегание под скакалкой наискось;
– пробегание по прямой;
– пробегание в положении руки на пояс, в стороны, за голову, вверх;
– пробегание парами, тройками, четверками, звеньями произвольно и держась за руки;
– пробегание по начерченной на полу дорожке шириной 20–30 см; по доске, положенной на землю; по гимнастической скамейке – сначала надо дать детям возможность пробежать по доске или скамейке без скакалки;
– пробегание боком, приставным или скрестным шагом, спиной вперед;
– ловлю брошенного навстречу мяча в момент пробегания под скакалкой;
– пробегание с одновременным метанием мяча под скакалкой;
– то же с поворотом на 360°;
– пробегание с ведением мяча – большого и малого;
– стоя перед скакалкой, перебрасывание через нее мяча в тот момент, когда скакалка находится вверху, затем пробегание под ней;
– то же, стараясь поймать мяч после первого отскока.
           После обучения этим упражнениям можно провести контрольный зачет: три скакалки расположить параллельно другу другу на расстоянии 4–5 м одна от другой и вращать их вперед навстречу бегущему. Ученик должен пробежать под всеми тремя скакалками:
– под первой, руки на пояс;
– под второй, руки в стороны;
– под третьей, руки вверх.
         Затем дети овладевают вбеганием и разнообразными прыжками через длинную скакалку.
        Изучение прыжков лучше начинать через скакалку, не вращая ее, а качая. Например, двое учащихся держат скакалку за концы, середина ее касается пола, а третий встает у середины скакалки боком к ней. Ученики, держащие скакалку, начинают раскачивать ее из стороны в сторону, а стоящий посередине, когда скакалка приближается к нему, подпрыгивает вверх и пропускает ее под ногами. Затем то же упражнение выполняется на одной ноге, с ноги на ногу, с различными положениями и движениями рук, стоя лицом к скакалке, а также с поворотами в разные стороны.
         После этого можно предложить ребятам выполнять прыжки парами, тройками, группами, с пробеганием в сторону качающейся скакалки и с отбеганием от нее.
        Прыжки через вращающуюся скакалку тоже лучше начинать с места, когда учащийся встает рядом с висящей скакалкой, а потом начинается ее вращение. Сначала нужно вбежать под вращающуюся скакалку (при этом важно учить детей вбегать прямо, справа, слева), потом выполнить несколько прыжков и выбежать из-под нее, не задев.
Затем то же упражнение выполняют два, три и т.д. ученика, произвольно держась за руки и совершая прыжки прямо, правым (левым) боком.
      Через вращающуюся скакалку можно выполнять те же упражнения, что и через качающуюся.
      Во время обучения целесообразно разделить детей на подгруппы по числу скакалок. При этом необходимо своевременно менять учеников, вращающих скакалку.
     Упражнения с короткой скакалкой начинают с определения длины скакалки. Каждому ученику нужно встать в стойку ноги врозь, наступив на нее и удерживая ее концы в руках, согнутых в локтях, прижатых к телу, под прямым углом.
     В прыжках через короткую скакалку первое время детям с трудом удается согласовать движения рук и ног. Вначале нужно дать им возможность попрыгать произвольно, посмотреть, как они умеют это делать, и только потом приступить к обучению. Для облегчения начального изучения прыжков со скакалкой дети выполняют ритмичные подскоки на двух ногах на месте с одновременным вращением скакалки, сложенной вдвое, правой или левой рукой. Вращать скакалку надо непрерывно, не задерживая их внизу и не меняя темп вращения. Необходимо объяснить учащимся, что прыжок вверх должен совпадать по времени с ударом скакалки о пол. После того как упражнение начнет получаться, можно приступать к прыжкам через скакалку обычным способом.
     Когда дети научатся прыгать легко и ритмично, задания можно постепенно усложнять: прыгать на ходу, на бегу, с ноги на ногу, на правой и левой ноге, с промежуточным подскоком, с двойным вращением скакалки и т.д. Когда ученики будут уверенно выполнять перечисленные прыжки, можно усложнить задание, изменив направление вращения скакалки, например назад.
     Контрольные упражнения по проверке умения прыгать с короткой скакалкой:
1. Прыжки на правой и левой ноге по отдельности.
2. Комбинация из 2–3 прыжков.
3. Контрольное упражнение – выполнить наибольшее количество прыжков за 15 сек.:
    Увеличивать нагрузку для учащихся в прыжках через скакалку нужно постепенно. Сначала время работы со скакалкой не должно превышать 1 мин. В течение следующих четырех уроков время можно проводить прыжки уже в течение 2 мин.
    Прыжки через скакалку лучше выполнять в конце основной части урока, после упражнений на развитие быстроты и разучивания новых упражнений. Обусловливается это сильным воздействием многократных прыжков в достаточно высоком темпе на нервную систему. Если на уроке не ставятся задачи разучивания новых двигательных действий и развития быстроты, прыжки через скакалку можно проводить и в начале основной части урока. Это способствует более эффективному закреплению разученных движений и совершенствованию их выполнения.
    К концу первой четверти через каждые два урока нагрузку можно повышать, увеличивая продолжительность выполнения прыжков без изменения темпа на 8–12 сек., и постепенно довести ее до 3–3,5 мин.
     Во второй четверти следует продолжать прыжки через скакалку, так как для достижения нужных результатов необходимо непрерывное воздействие на организм учащихся. Однако во второй четверти решаются задачи обучения сложным по координации двигательным действиям из арсенала гимнастики. Решить проблему можно, предложив детям выполнять прыжки через скакалку в качестве домашнего задания или на уроках между подходами к снарядам или при переходе от станции к станции. Важно, чтобы прыжки не выполнялись детьми в паузах между упражнениями, которые требуют значительной выносливости силового характера. В связи с этим нельзя предлагать им прыжки через скакалку между подходами при выполнении лазанья по канату, опорных прыжках.
    Наиболее эффективный и приемлемый метод выполнения прыжков через скакалку – повторный. Общее время выполнения упражнения делится на 2–3 части. Отдых между ними составляет 1–1,5 мин. Например, исходная нагрузка для девочек 5–6-го классов составляет 2–3 серии по 1 мин. в темпе 135–140 прыжков в минуту.
   В третьей четверти основное внимание на уроках физкультуры уделяется развитию выносливости средствами лыжной подготовки. Поэтому прыжки через скакалку вновь включаются в занятия, проводимые в зале, на последних уроках третьей и в начале четвертой четверти, когда школьники изучают спортивные игры.
Характер игровой деятельности занимающихся имеет свою специфику. Резкие рывки и ускорения чередуются с внезапными остановками на фоне значительной физической и эмоциональной нагрузки. В связи с этим прыжки через скакалку можно выполнять с более высокой по сравнению с предыдущими занятиями интенсивностью, но относительно непродолжительное время: в 5–6-м классах – 3 серии по 1 мин. в темпе 140–145 прыжков в минуту; в 7–8-м классах – 3 серии по 1 мин. в темпе 135–140 прыжков в минуту. Отдых между сериями – 1 мин.
   Учителя физической культуры используют для развития физических качеств учеников очень много упражнений, различные спортивные снаряды, но далеко не все применяют для этих целей прыжки через скакалку.
   В младшем школьном возрасте для развития силы мышц ног выполняются различные прыжки через скакалку. При отталкивании в прыжках, в отличие от силовых упражнений, перенапряжение организма полностью исключено. Необходимо только обращать внимание на приземление. Прыжки выполняются мягко, на носках, с едва заметным сгибанием ног в коленях перед отталкиванием, производимым преимущественно ступнями. Можно также рекомендовать детям увеличить высоту отскока от пола, т.е. выполнять высокий прыжок. Для развития силы в младшем школьном возрасте лучше применять подвижные игры со скакалкой, например:
1. «Прыжки по полоскам»: прыжки через скакалку с одной ноги на другую с продвижением вперед. Силу отталкивания регулируют расстоянием между полосками – от 30 до 60 см.
2. «Зайцы в огороде»: прыжки через скакалку вперед – назад толчком двух ног.
   У учащихся начальных классов быстроту лучше развивать вместе с ловкостью, так как эти два качества развиваются с помощью одних и тех же упражнений. Ловкие движения – это, как правило, быстрые движения, особенно если их выполнять без значительных отягощений.
   Вначале выполняют упражнения с длинной скакалкой. Класс делится на несколько отделений, каждое из которых получает одну длинную скакалку. Одним концом ее привязывают к гимнастической стенке, другой держит один из учеников.
   Для развития выносливости в младшем школьном возрасте на уроках используются многократные прыжки через скакалку. Длительность прыжков на первых уроках должна быть не более 1 мин., через 3–4 недели можно довести ее до 2 мин. и спустя еще 3–4 недели – до 2,5–3,5 мин. Высота подскока должна быть не более 5–15 см, а темп – не выше 130–140 прыжков в минуту
.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»